Настоящая хрестоматия по учебной дисциплине «История политических и правовых учений» цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования второго поколения по специальности 021100 – Юриспруденция и определяет содержание и структуру дисциплины.
Для успешной реализации программы преподаватель должен профессионально владеть современными методами активного обучения, знать и использовать в учебном процессе достижения исторической науки. Программа учебного курса учитывает разные методологические ориентации.
Цели преподавания истории политических и правовых учений в вузах МВД направлены на:
• познание исторического процесса, формирования и развития государства и права в мире;
• понятие сущности и особенностей развития государства и права зарубежных стран, изучение основных памятников права;
Основные задачи дисциплины:
- выработка историко-правового подхода к изучению проблем правоведения;
|
|
- формирование навыков самостоятельного творческого анализа событий, связанных с эволюцией государственно-правовых учений;
- приобретение навыков самостоятельного анализа и оценки основных памятников и источников права;
- формирование у слушателей представлений об истории государства, факторов воздействующих на его формирование и развитие;
- выработку научного представления об основных эпохах развития политических и правовых учений;
- приобретение слушателями знаний о историко-правовых явлениях прошлого на основе их сравнительного изучения;
- развитие у слушателей умения формулировать и обосновывать свою позицию, давать оценку историческим событиям в сфере государственно-правовых явлений, а также умений работать с научной литературой по истории государства и права.
История политических и правовых учений выполняет важную функцию по подготовке юристов высшей квалификации и помогают формированию у слушателей: целостного представления о истории становления и развития зарубежной государственности; умения исследовать государство и право в определенную историческую эпоху, представлений о методологии исследования процесса образования и развития государства, отечественных и зарубежных историко-правовых проблем. Учебный курс способствует разъяснению сущности и социальной значимости своей будущей профессии, направлен на воспитание у слушателей уважения к закону и правопорядку.
Содержание
1. Введение
2. Характеристика основных теорий правопонимания
2.1. Естественно-правовая теория
|
|
2.2. Социологическая школа права
2.3. Психологическая теория права
2.4. Нормативистская теория права
2.5. Реалистическая теория права
2.6. Материалистическая (марксистко-ленинская) теория права
2.7. Этатистский подход
2.8. Неоидеализм в русской правовой теории
2.9. Плюралистическая теория
2.10. Феноменологическая теория
2.11. "Меновая" теория права Е. Б. Пашуканиса
2.12. Официальная советская правовая доктрина
2.13. Современные российские правовые теории
3. Политическая и правовая мысль древнего мира
3.1. Лао-Цзы
3.2. Конфуций
3.3. Гераклит Эфесский
3.4. Демокрит
3.5. Цицерон
4. Политико-правовые учения средневековья, эпохи возрождения
и ранних буржуазных революций
4.1. Фома Аквинский
4.2. Томас Гоббс
4.3. Джон Локк
4.4. Спиноза
5. Политические и правовые учения французских
просветителей
5.1. Шарль-Луи Монтескье
5.2. Жан-Жак Руссо
6.Политико-правовые учения в западной Европе конца XVIII- первой половины XIX вв
6.1. Кант
6.2. Гегель
6.3. Конт
7. Государственно-правовая мысль России XI – первой
половины XIX вв
7.1. ”Повесть временных лет”
7.2. Мономах
7.3. Радищев
7.4. Сперанский
8. Политико-правовые учения в России во второй половине
XIX в
8.1.Данилевский
8.2.Чичерин
8.3.Муромцев
8.4.Соловьев
8.5.Коркунов(с.203)
9.Политико-правовые учения в России в первой половине
XX в
9.1.Плеханов
9.2.Шершеневич
9.3.Новгородцев
9.4.Петражицкий
9.5.Кистяковский
9.6.Ленин
9.7.Алексеев
9.8.Сорокин
10. Западноевропейская политико-правовая мысль второй
половины XIX-XX вв.
10.1.Маркс
10.2.Спенсер
10.3.Кельзен
11. Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и право — без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.
Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.
|
|
Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».
При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.
Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э.Лейст).
Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.
Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы проявлялись все меньше и меньше.
|
|
Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того, что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.