Государственно-правовая мысль России XI – первой половины XIX вв

«Повесть временных лет»

 

«Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым кня­жить и как возникла Русская земля») — древнейшая русская летопись. Составлена в начале XII в. в Киево-Печерском мо­настыре. Авторами ее считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и игумена Выдубицкого монастыря Селивестра.

Пришли Святополк и Владимир и Давыд Игоре­вич и Васильке Ростиславич и Давыд Святославич и брат его Олег и собрались в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы зем­лю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».

На другое утро, когда князья хотели было перей­ти через Днепр на Святополка, Святополк же хотел бежать из Киева, не дали ему киевляне бежать, но по­слали Всеволодову вдову и митрополита Николу к Вла­димиру, говоря: «Умоляем, князь, тебя и братьев тво­их, не губите Русской земли. Ибо если начнете войну между собою, поганые возрадуются и завладеют зем­лей нашей, которую приобрели отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, обороняя Рус­скую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую».

Наводит ведь бог, в гневе своем, иноплеменни­ков на землю, и, только пережив это горе, жители ее вспоминают о боге; на междоусобную же войну со­блазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра; а дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает бог ее смертью, или голо­дом, или нашествием поганых, или засухой, или гу­сеницей, или иными казнями, чтобы мы обратились к покаянию, в котором бог велит нам жить.

Но вы обрушились на меня словами вашими, говоря: «Напрасный труд— служить богу!» Поэто­му: «На словах чтут меня, а сердце их далеко отстоит от меня». Оттого, чего просим, не получаем; «будет же так, говорит, что призовете меня, я же не стану вас слушать.

Будете искать меня в беде — и не най­дете, ибо не пожелали ходить путем моим», отчего и закрывается или жестоко разверзается небо, град вместо дождя испуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя за наши злодеяния. Если же раскаемся в злодеяниях наших, то, «как родным детям своим», даст он нам все просимое и пошлет нам дождь в любое время. И наполнятся гумна ваши пшеницею. Заработают давила винные и масляные. «И воздам вам за годы, которые отняли у вас саранча, и хруст, и гусеницы; сила моя велика, которую я обратил про­тив вас», говорит господь вседержитель.

Слыша все это, устремимся к добру; потребуйте праведного суда, заступайтесь за обижаемого; покаемся, не будем воздавать злом за зло, клеветой за клевету, но воз­любим господа бога нашего, постом и слезным ры­данием смывая все прегрешения наши, не так, что словом называемся христианами, а на деле живем точно поганые...

Но этими и иными способами вво­дит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и ру­салиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, — церкви стоят пусты; когда же приходит время молитвы, мало людей оказывается в церкви. Потому и казни всяческие принимаем от бога, и набеги врагов, по божьему повелению принимаем наказание за грехи наши. — (из: Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. — М., 1969).

 

 

Владимир Мономах

 

Владимир Мономах (1053-1125) — внук Ярослава Муд­рого, видный государственный деятель Киевской Руси. Автор политической программы, содержащей принципы государственного устроения и великокняжеской власти, взаимоотношения церкви и государства, отправления пра­восудия.

Основные произведения: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому».

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Ве­лик ты, господи, и дивны дела твои, никак разум человеческий не может рассказать о чудесах твоих»... Кто же не воздает хвалу и не прославляет силу твою и твои великие чудеса и блага, устроенные на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма и свет, и земля на водах поло­жена, господи, твоим промыслом!

Всего же больше убогих не забывайте, но сколь­ко можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяй­те сильным погубить человека.

И в земле (богатства) не прячьте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не пола­гайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на вое­вод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторо­жевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, при­чинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, на­пойте и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, про­столюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, то пищей и питьем; ибо они, по пути, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводи­те, ибо все мы смертны. Ни единого человека не про­пустите, не поприветствовав его и не подарив его до­брым словом.

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, тот забудет, а чего не умеет, тому не учится. Хорошо по­ступая, не ленитесь ни на что хорошее. — (из: Ан­тология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. — М., 1969).

 

 

Александр Николаевич Радищев

 

 

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — русский писатель, мыслитель-революционер и философ-материа­лист. Наиболее яркий представитель политической мысли России второй половины XVIII в. Автор программы соци­ально-политических преобразований России, противник самодержавия, воспреемник многих идей французских про­светителей.

Основные произведения: «Путешествие из Петербур­га в Москву», «Вольность», «О человеке, его смертности и бессмертии», «Письмо к другу, жительствующему в Тоболь­ске», «О законодавстве».

Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.

Но кто между нами оковы носит, кто ощущает тяготу неволи? Земледелец, кормилец нашей тоще-ты, насытитель нашего глада, тот, кто дает вам здра­вие, кто житие наше продолжает, не имея права распоряжати ни тем, что обрабатывает, ни тем, что производит.

Тут, видна алчность дворянства, грабеж, мучи­тельство наше и беззащитное нищеты состояние. — Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы кресть­янину оставляем? То, чего отнять не можем, — воз­дух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. — Закон запрещает отьяти у него жизнь. — Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него по­степенно! С одной стороны — почти всесилие, с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отно­шении крестьянина есть законодатель, судия, испол­нитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенно­го в смрадной темнице, се жребий вола во ярме.

Не ведаете ли, любезные нави сограждане, коли-кая нам предстоит гибель, в коликой мы вращаемся опасности. Загрубелые все чувства рабов, и благим свободы мановением в движение не приходящие, тем укрепят и усовершенствуют внутреннее чувствова­ние. Поток, загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противустоя-ние. Прорвав оплот единожды, ничто уже в разлитии его противиться ему не взможет. Таковы суть братья наши, в узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И ее пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и страну. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суро­вость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своем. — (из: Путешествие из Пе­тербурга в Москву).

Государство есть великая махина, коей цель есть блаженство граждан.

Человек, происходя на свет, есть равен во всем другому. Немощен, наг, алчущ, жаждущ; первое отку­да его стремление или естественная есть обязанность искати своего пропитания и сохранения... Сие данное нам природою право никогда истребиться не может, потому что основано на необходимой нужде... Се ос­нование закона естественного.

Закон положительный не истребляет, не должен­ствует истреблять и немощен всегда истребить зако­на естественного; но дабы права единственные не стекалися к единому предлогу, распри не решалися бы кровопролитием и человек мог бы невозбранное иметь вещей употребление, он сложил с себя неогра­ниченную в употреблении сем власть, природой ему данную, стал пользоваться мирно частию..., поставив общую власть над властью частною и сделался граж­данином.

Собрание граждан именуется народом; соборная народа власть есть власть первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав общества основати или разрушать могущая.

Употребление народа самому своей власти в ма­лом обществе есть трудно, а в большом невозможно. Сие вверяет народ единому или многим с равными преимуществами или пределами для общей пользы. Худое власти народной употребление есть преступ­ление величайшее, но судить о нем может только народ в соборном своем лице.

Права единственные имеем мы от природы, за­кон определяет безбедное только оных употребление.

Права единственные суть: 1) сохранность личная, 2) личная вольность. Сии оба права имеют свое нача­ло в естественном человека положении. 3) Собствен­ность, которая первым положительным законом по­читаться может.

Сохранность личная состоит в невозбранном употреблении своей жизни, здравия, членов и добро­го своего имени.

Никто да не убиет гражданина. Для общей токмо пользы может высшая власть отъяти у него живот.

Никто да не причинит болезни гражданину, ни­кто да не лишит его члена; ибо он нужен быть может обществу и себе.

Никто да не дерзнет безвозмездно бранить, поно­сить или бесчестить гражданина. Закон налагает за то пеню.

Вольность личная состоит: 1) в равенстве всех граждан, 2) никто без суда да не накажется.

Равенство граждан состоит в равной зависимости от закона.

В России суть два главных члена общества: госу­дарь и народ.

Государь есть самодержавный. Он заключает в себе законодательную, судейскую и исполнительную власть.

Но из сего следует, что государь может все делать по своему произволу, но то, что начинает... должен творить в пользу общую. Ибо какой предлог самодер­жавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную вольность, но чтобы действия их на­правлять к получению большего ото всех добра.

Итак, не государь, но закон может у гражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъяв единое из сих прав у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скипетр в руках, право по престолу.

Понеже государь объединяет в себе все власти, то обязанность его будет относиться: 1) на учреждение законов, стремящихся единственно ко благу общему и частному, 2) стараться, чтобы суд был по законам, 3) и чтобы законы не оставалися без исполнения.

Се источники должностей государя. Ласкатели по все дни всем земным обладателям говорят, что наро­ды их для них сотворены. Однако ж мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа.

Итак, обязанность государя столь же велика есть, как и его власть. — (из: Опыт о законодавстве).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: