Метод
Основная идея в высшей степени проста, а потому впечатляюща. Предпринимается попытка обнаружить определенные "фазы", "стадии", "ступени" всякого исторического становления, а затем построить для каждой отдельной фазы или ступени теорию, которая должна объяснять хозяйственную практику именно данной отдельной фазы или ступени и быть только для нее в полной мере истинной. Так, например, Карл Бюхер считал необходимым создание специальной экономической теории для каждой из трех ступеней, которые в своем развитии якобы прошли все народы Центральной и Западной Европы, — "домашнего хозяйства", "городского хозяйства" и "народного хозяйства". "Определение таких ступеней развития хозяйства является обязательным методическим средством, — писал он, — если не единственно возможным путем поставить результаты исследований в области экономической истории на службу экономической теории".
Побудительные мотивы выработки концепций ступеней развития хозяйства бывали весьма различными. В XIX в. они возникали под влиянием господствовавшей тогда в науке идеи развития. Лист, Книс, Рошер, Гильдебранд, Шенберг, Шмоллер, Бюхер, Зомбарт — вот только избранные имена среди когорты тех ученых, которые во всяком хозяйственном явлении усматривали процесс развития. Книс говорит о законе относительности, который пронизывает все разделы политической экономии, придерживающейся исторического метода. Все меняется в ходе развития: человек, правовые и хозяйственные институты, степень применимости идей национальной экономии и обоснованность лозунгов экономической политики. Поэтому сам факт развития всегда казался основополагающим, а исследование развития выступало в роли фундаментальной задачи национальной экономии. То есть задача формулировалась соответственно духу того времени. Тогда считали необходимым изучать типичные основные формы или закономерности процесса развития. "Законы, в соответствии с которыми осуществляется в общем и целом развитие народов, — читаем мы у Рошера, — в основном те же самые, что и законы развития индивидов". И эту целесообразную, закономерную последовательность развития — таково было всеобщее убеждение — лучше всего можно понять путем выделения отдельных ступеней.
|
|
Подобного рода схемы развития стали предметом критики довольно рано. Но и сама эта критика отличалась той же приверженностью идее развития. Уже в 1852 г. Книс писал: "Те весьма шаблонные представления об экономических стадиях развития народов, которые мы находим у Фридриха Листа и его последователей, с полным основанием перестали пользоваться доверием; ибо очень скоро обнаружилась абстрактная основа этих представлений, ошибка, бесплодность общих формул". "Однако, — предупреждает Книс далее, — мы хотели бы предостеречь от недооценки значения задачи, которую здесь необходимо разрешить. Исследование исторического развития, поиск законов развития народного хозяйства — таков, вне всякого сомнения, единственный путь, которым можно приблизиться к полному пониманию современного экономического положения, что и является нашей целью". Бюхер был совершенно прав, когда считал, что в основе учения о ступенях хозяйственного развития лежит "цельное представление о закономерном ходе хозяйственно-исторического развития".
|
|
В XX в. данное исследовательское направление вступило в новую, вторую стадию. Под влиянием изменения общей тенденции в науке идея развития отодвинулась на второй план. "Главное внимание направлено отнюдь не на выяснение последовательности ступеней, их взаимосвязи, развития одной из другой. Прежде всего надлежит установить различие, разнообразие хозяйственной жизни самой по себе" (Шпитгоф). Вероятно, новую стадию исследования можно назвать стадией конструирования различных "хозяйственных стилей". Например, предпринимаются попытки определить, каков был стиль (или каковы были стили) хозяйствования в античности, в средние века или в новое время. Вместо последовательности на передний план выходит рядоположенность. Это означает, что произошло некоторое изменение в расстановке акцентов по сравнению с прежним исследованием ступеней хозяйствования, во всяком случае в том, что касается постановки задач. Иными словами, исследователи уже не стремятся, как это делали создатели теории ступеней, разложить всю европейскую историю на определенные этапы, а пытаются через изучение отдельных эпох и народов, т.е. "снизу", прийти к различным стилям. Необходимо выстроить такое множество стилей хозяйствования, чтобы было исчерпано все многообразие исторической действительности. Различия между ступенями и стилями могли бы представлять интерес с некоторых точек зрения, однако они не играют решающей роли с точки зрения того вопроса, который стоит в центре нашего исследования. И ступени развития хозяйства, и хозяйственные стили представляют собой определенные срезы исторического процесса становления хозяйства. Как выражается Шпитгоф, "выявление стилей и ступеней производится с различными целями. Но результат выделения ступеней служит, по сути дела, установлению хозяйственных стилей в широком смысле слова. Для достижения обеих целей используется по существу одно и то же средство: широкий срез исторических форм хозяйственной жизни". Поэтому и окончательные результаты выявления ступеней и стилей очень похожи. Перечень стилей: "домашнее хозяйство", "городское хозяйство", "сельское хозяйство" и "народное хозяйство", предлагаемый тем же Шпитгофом, мало чем отличается от некоторых более ранних "ступенчатых" конструкций.
"Ступени" или "стили" — любые срезы исторической действительности — должны помочь преодолеть большую антиномию; к этому более или менее сознательно стремятся описывающиеих авторы. Ступени или стили должны составить фундамент, причем реалистический, теоретического анализа. Ибо любая из этих конструкций должна быть отражением исторической действительности;
каждая из них является художественным полотном, на котором детали опущены, с тем чтобы разительнее проступили существенные черты конкретного, исторического хозяйства. Детали являются уделом экономической истории.
|
|
"Не в их абстрактной мыслительной форме, а в конкретной исторической определенности" должны охватить экономику "хозяйственные системы" Зомбарта. Так, хозяйственная система "капитализм" должна отображать конкретную экономическую жизнь. Бюхер, конечно, в полной мере отдавал себе отчет в том, что элементы "городского хозяйства" и "домашнего хозяйства" продолжают существовать в современную эпоху "народного хозяйства". Но, как он говорил, господствует одна форма хозяйствования, а именно народное хозяйство. Она является нормой в глазах современников, и этой норме соответствует ступень "народное хозяйство".
И вот теперь открывается дальняя и манящая перспектива. Для каждой ступени и каждого стиля необходимо создать свою теорию: своеобразную, привязанную к определенному историческому периоду, обладающую соответственно ограниченным значением. К этому призывали экономисты прошлого. Книс пояснял, что каждой ступени развития хозяйства соответствует определенная ступень теории. "Абсолютизм" классики тем самым преодолевается; классики, возможно, были правы для своего времени с его институтами, но их далеко простирающиеся претензии неоправданны.
Нынешние последователи данной теории в сущности хотят того же самого. Как бы ни выглядели взятые в отдельности ступени или стили, используется ли последовательность "раннее собственное хозяйство", "ремесло", "капитализм" или же ряд "домашнее хозяйство", "городское хозяйство", "сельское хозяйство", "народное хозяйство", в любом случае возникает задача построения отдельных теорий для каждой ступени или для каждого стиля хозяйствования. Поскольку каждая ступень и каждый стиль должны быть слепком с действительности, постольку построенная на их основе теория Салина, Шпитгофа и многих других современных ученых характеризуется зачастую как "наглядная теория". Ей иногда предпосылается "вневременная", или "формальная", теория хозяйства, которая должна объяснить явления, не подверженные историческим изменениям. Но большинство хозяйственных явлений подвержено изменениям, к их-то пониманию и стремятся приблизиться при помощи наглядной теории. Сколь бы различным образом ни излагались такие идеи, их авторам представляется, что путь к преодолению антиномии найден, противоположность между историей и теорией устранена, познание хозяйственной действительности обеспечено.
|
|
Подобные представления распространены далеко за пределами круга тех ученых, которые собственно создают ступени или стили хозяйствования, они не ограничиваются сторонниками "исторической школы" и рядом историков хозяйства. То, что при помощи такого рода срезов многообразие исторической действительности становится доступным для теоретического исследования, очень многими рассматривается — вне зависимости от различий в деталях — как нечто едва ли не самоочевидное. В этой идее видят решение антиномии. Теоретики-экономисты, обладающие чувством истории, видят свою задачу, как правило, в исследовании современной ступени или стиля хозяйствования. И даже те теоретики, которых не трогает реальное разнообразие исторического процесса, ответили бы, наверное, на вопрос о предмете их исследований: современная хозяйственная форма (или хозяйственная форма последнего десятилетия, или капитализм). Изменится действительность — должна будет стать другой и теория. Современное состояние всегда имеет особенное значение. Они добавили бы, что в социалистическом хозяйстве должна быть соответствующим образом пересмотрена и теория подобно тому, как, например, после хозяйственно-правовых преобразований, произведенных фашизмом, итальянские теоретики сосредоточили свои усилия на выработке новой, соответствующей новому стилю хозяйствования и политической ситуации, фашистской хозяйственной теории. Такие теоретики отличаются от авторов концепций ступеней и стилей лишь тем, что их интерес в большей степени обращен к современности и ее хозяйственному стилю и в меньшей — к хозяйству предшествующего времени; Однако и у них подспудно присутствует мысль, что определенной эпохе должна соответствовать определенная теория, в том числе и определенная национальная экономия, и что задача национальной экономии заключается в приспособлении к процессу изменений хозяйства.
Здесь перед нами встает большой вопрос. Возможно ли таким образом преодолеть антиномию, познать хозяйственную действительность? Описать этот путь нетрудно. Но ведет ли он на самом деле к цели? Речь идет не о том, хорош или плох тот или иной вариант концепции ступеней или стилей хозяйствования; мы спрашиваем не о том, чьи "хозяйственные системы", "ступени" или "стили" более пригодны в научном отношении — Зомбарта, Шенберга, Бюхера или Шпитгофа. Мы ставим вопрос гораздо более радикально. Возможно ли вообще таким образом, т.е. при помощи срезов и создания теорий локального характера, получить научное знание? Если можно, то тогда мы могли бы вступить в дискуссию по поводу частностей о правильном выборе подобных срезов. Если же нельзя, то необходим полный отказ от такого подхода, необходимо искать новый путь.
П. Критика метода.
Критике необходимо предпослать одно замечание терминологического характера, имеющее, однако, отнюдь не только терминологическое значение. Эти ступени или стили хозяйствования именуют "идеальными типами" — и совершенно неправильно. Поскольку с их помощью должна быть передана реальная действительность в ее конкретном образе, то для них существует только одно подходящее определение: "реальные типы". Реальный тип "городское хозяйство" или реальный тип "капитализм" должен отобразить реальное состояние хозяйства той или иной страны в определенное время. Идеальные типы, как свидетельствует их наименование, не являются отражением действительности. Как они возникают, что они из себя представляют и для чего служат — об этом речь пойдет позднее. Во всем они принципиально отличаются от реальных типов. Наше исследование покажет, могут ли (и каким образом) реальные и идеальные типы служить инструментами процесса познания в национальной экономии. Но как можно получить ясное представление обо всем этом, если обе категории длительное время смешиваются, если два логически принципиально различных образования фигурируют под одним именем? Ведь сегодня "идеальными типами" именуют как реальные, так и действительно идеальные типы. Зеленое следует называть зеленым, а красное — красным, и никто не станет зеленое и красное вместе называть зеленым. Точно так же разделены и обе разновидности типов.
Различие между идеальными и реальными типами совершенно прояснится по ходу дальнейшего изложения в настоящей книге. Однако уже здесь необходимо было сделать это замечание, поскольку нельзя работать с таким понятийным аппаратом, который очень скоро обнаружит свою непригодность. Во всяком случае нижеследующее критическое изложение полезно даже для того, кто все еще не может решиться отбросить старую, непригодную терминологию. Вопросы, которые придется задать в отношении подробно описанного выше метода, самоочевидны. Он стремится к тому, чтобы отразить историческую действительность путем вычленения ступеней и стилей хозяйствования и тем самым заложить фундамент для теоретического анализа. Итак, возникают два вопроса: может ли быть при помощи этих типов изображена хозяйственная действительность настоящего и прошлого (А и В)? И второй вопрос: являются ли они той основой, на которой может строиться теоретическое исследование (С)?
Первый, исторический вопрос при более детальном рассмотрении снова распадается на два. Мы только что вели речь о том, что создатели такого рода типов руководствовались в своей деятельности прежде всего двумя мотивами — они хотели при их помощи изобразить развитие или же, оставляя в стороне идею развития, представить существование нескольких рядоположенных типов, когда-либо воплотившихся в действительность или реально существующих в настоящее время. Может ли конкретный хозяйственный процесс становления быть представлен в виде последовательности ступеней (Л)? И далее: возможно ли — независимо от того, каков будет ответ на этот вопрос, — изображение конкретной действительности, существующей в определенное время и в определенной стране, при помощи такого типа. Последний вопрос для нас, очевидно, важнее.
А. Ступени развития
Вопрос о том, может ли последовательность ступеней развития хозяйства отобразить исторический процесс становления, уже решен. На него следует ответить отрицательно.
1. Все сторонники концепции ступеней развития хозяйства, жившие в прошлом столетии, исходили из вполне определенного объема исторических знаний, определенного представления об истории. В XIX в. в качестве "истории" поначалу рассматривались последние примерно три тысячи лет, и лишь благодаря открытиям и расшифровке письменности Месопотамии и Египта пределы истории были раздвинуты еще на несколько тысячелетий. Правда, тогда исследователей уже занимала проблема так называемых народов, живущих в естественных условиях, и так называемого первобытного состояния человека, а также соответствующее хозяйство и его формы. Однако начало собственной истории относили всего за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Напротив, в первые десятилетия XX в. картина исторического процесса претерпела прямо-таки революционные изменения. Благодаря совместным усилиям историков первобытного общества, этнографов и историков современности горизонт истории во временном отношении расширился на сотни тысяч лет, а в пространственном — приобрел планетарное измерение. С этой поистине всемирно-исторической точки зрения несколько тысяч лет европейской истории выглядят как короткая, хотя и яркая, вспышка, подлинное значение которой невозможно недооценивать, но нельзя и переоценивать. То, что в глазах историков в XIX столетии выглядело как нечто целое или единственно важное — а именно несколько последних тысячелетий Европы, — мы ныне рассматриваем всего лишь как часть грандиозного целого. Теперь более отчетливо просматриваются подъем и упадок целых культур, их взаимовлияния и взаимоналожения, так что необратимая череда ступеней развития хозяйства оказывается совершенно неработающей конструкцией. Даже если упорядочивающие хозяйственные структуры жизни тех культур, которые не имели своей письменности, невозможно представить достаточно однозначно, то во всяком случае ясно, что они были, принимая во внимание разнообразие природной, социальной и политической среды, весьма различными.
Бюхер и другие экономисты стремились применить разработанные ими ряды исторических ступеней развития хозяйства только к объяснению греческо-европейской культуры. Однако вопрос об ограниченности тех исторических рамок, в пределах которых выработанные концепции обладали некоторой действенностью, заботил их очень мало, ибо считалось, что собственно история ими уже описана. По мере того, как новая, гораздо более широкая картина исторического процесса приходит на смену прежней, ограничение нашей хозяйственной культуры несколькими тысячелетиями воспринимается как решающий недостаток.
2. Но даже попытки раскрыть при помощи ступеней развития хозяйства те самые три тысячи лет истории европейского хозяйствования, объяснить которые они, собственно, предназначены, оказываются несостоятельными. И даже та ограниченная применимость, на которую они могли бы претендовать, оказывается для них недостижимой. Таков следующий важный и неопровержимый критический аргумент: как раз те самые ряды исторических фактов, объяснить которые они призваны, не укладываются в предлагаемые схемы развития.
Один пример: сегодня нам известно, что в III—II вв. до н.э. античное хозяйство достигло наивысшего расцвета с точки зрения созданных им хозяйственных институтов, объема внешней торговли и производительности. Прежде всего в восточных регионах Средиземноморья, в царствах, которыми правили диадохи Александра Македонского, сложилось в высшей степени эффективное» высокоспециализированное хозяйство. Однако впоследствии эти страны, постепенно втягивавшиеся в орбиту Римской империи, вступили в длительную полосу упадка, который не смогли сдержать даже некоторые энергичные римские императоры.
"Основной чертой хозяйственной жизни поздней Римской империи было постепенное обнищание" (Ростовцев). Если бы мы, положим, захотели применить в данном случае хотя бы известную схему развития Гильдебранда (натуральное — денежное — кредитное хозяйство), то нам пришлось бы рассматривать ее в обратной последовательности, чтобы не вступать в вопиющее противоречие с действительностью. В III в. до н.э. в Египте эпохи Птолемеев существовало банковское дело, т.е. наличествовало так называемое кредитное хозяйство, которое в последующие столетия пришло в упадок. Римское банковское дело II и I вв. до н.э. исчезло в период империи. Однако на стадии превращения кредитного хозяйства в денежное процесс не остановился. В ходе дальнейшей истории, в первые века нашего летоисчисления, потерпело крах и денежное хозяйство. В III в. н.э. оборот монет оказался вытесненным на обочину экономической жизни, а так называемое натуральное хозяйство вновь стало обычной нормой хозяйствования. Гильдебранд полагал, что высшие формы складывались в процессе постепенного развития из низших, и так новое постепенно брало верх над старым. На примере рассмотренного нами полутысячелетия обнаружилось нечто противоположное: более примитивная форма приходила на смену более развитой.
Схема развития, предложенная Бюхером, также оказывается несостоятельной и должна быть пересмотрена, дабы избежать слишком уж очевидных противоречий с фактами. В древнегреческих государствах III в. до н.э. уже была достигнута ступень развития "народного хозяйства". В течение следующих столетий начался регресс. Торговля пришла в упадок, сократилась область, охваченная разделением труда, города "захирели". В III в. н.э. крестьяне в большинстве областей огромной империи в той мере, в какой это было возможно, вернулись к "домашнему хозяйству", и почти каждый двор стал заботиться о том, чтобы по возможности удовлетворить свои потребности за счет собственного производства. Хозяйственный упадок, а вовсе не "развитие" является основной приметой этих пяти столетий. Это не было ни коротким перерывом постепенности, ни быстро преодоленным возвратом к прошлому — речь идет о длительном процессе: представим себе мысленно отрезок истории с 1400 г. до наших дней! То был процесс распада всемирно-исторического значения, действие которого продолжает ощущаться и сегодня и который самим фактом своего существования свидетельствует об ошибочности учения о развитии и его ступенях15.
Второй — и не столь далеко от нас отстоящий — случай столетнего, весьма болезненного, еще по сию пору оказывающего влияние на хозяйственную жизнь попятного движения также свидетельствует об абсурдности учения о ступенях развития хозяйства. Широко распространенное мнение, будто непосредственно из средневекового "городского хозяйства", основанного на ремесленном производстве для местного рынка» сложилось всеобъемлющее "народное хозяйство", или "капитализм", опровергается фактами. В период высокого и позднего средневековья существовала развитая система разделения труда, охватывавшая Европу и простиравшаяся на Азию и Африку. Организаторами и двигателями хозяйственной жизни были купцы, которые одновременно в качестве мануфактуристов-раздатчиков зачастую заставляли трудиться на себя зависевших от них работников. Например, широкомасштабное производство бумазеи, которым славились верхненемецкие города Регенсбург, Аугсбург и особенно Ульм, требовало поставки хлопка, который поступал из Сирии и с Кипра через Венецию, а готовая продукция вывозилась в Испанию, Францию, севере- и восточно-европейские города. В хозяйственном и, как правило, политическом отношении главенствующими фигурами в крупном средневековом городе были купец — раздатчик — патриций, хозяйственная деятельность которых отнюдь не ограничивалась ближними округами, а распространялась на всю Европу. Высокая культура крупного средневекового города произрастала вовсе не на скудной почве местного городского хозяйства. Да и во многих тысячах мелких городков такового не существовало: они были слишком малы, чтобы иметь возможность развивать своими силами все необходимые для этого ремесла. То были сельскохозяйственные по сути поселения, которые в обмен на аграрную продукцию получали большинство необходимых изделий ремесленного производства и таким образом также включались, условно говоря, в "средневековое мировое хозяйство". Картина хозяйства высокого и позднего средневековья, изображенная Бюхером, Шмоллером, Беловом или Зомбартом, оказалась неверной. "К середине XV в. произошло далеко идущее хозяйственное объединение Европы. Большая часть европейских стран поддерживала отношения тесного хозяйственного обмена и взаимодействия друг с другом, и в рамках образования, которое можно назвать "европейским хозяйством", сложились зоны особенно оживленного обмена и интенсивного хозяйственного взаимопереплетения, которые взаимодополняли друг друга в сфере производства и потребления: региональные хозяйственные единицы и ярмарочные районы". "Фландрия становится мировым рынком Европы; средиземноморская, североморская, балтийская и среднеевропейская системы обнаруживают там свое соединение и взаимопроникновение. Англия, Нижний Рейн, Северная Франция, Южная Германия, Саксония, Верхняя и Средняя Италия превращаются в районы преобладающего ремесленного производства, главные очаги ориентированного на экспорт текстильного, скобяного и оружейного производства" (Клеменс Бауэр).
В конце XVI в. эта эпоха подошла к своему завершению. Европейское экономическое пространство подверглось раздроблению, прежнее разветвленное разделение труда исчезло, а вместе с ним и многие отрасли производства, которые на него ориентировались. Этот болезненный и продолжительный процесс был обусловлен прежде всего образованием современных государств. Через призму новых целей политического господства и влияния, исповедуемых современным государством, мировой рынок стал представляться прежде всего ареной борьбы, которая велась при помощи запретов на ввоз продуктов, запретительных таможенных пошлин и других орудий меркантилистской торговой политики. На Западе Европы (в Англии, во Франции, в Испании), где уже в XVI в. образовались обширные абсолютистские государства, сохранялись относительно большие хозяйственные территории, которые к тому же расширялись за счет колониальных завоеваний. Иначе обстояло дело в Германии, где старая империя распалась на многочисленные крошечные государства, а также в Италии. Вследствие дробления на мельчайшие хозяйственные территории в Германии процесс "распада" оказался особенно глубоким и продолжительным. Тогда происходил вовсе не переход от "городского" к "территориальному" хозяйству, а разрушение общеевропейской хозяйственной системы. Это крушение основанного на разделении труда европейского хозяйства было особенно чувствительным для его главных носителей — городов. Крупные прежние центры торговли и ремесленного производства — Брюгге, Любек, Нюрнберг, Венеция — утратили свое прежнее значение. Влияние, которое приобрел Аугсбург во времена Фуггеров и Вельзеров, было скорее последним всплеском, чем прологом новой эпохи. Хозяйственный, духовный и политический горизонт бюргерства заметно сузился. Так называемый ранний капитализм XVI в. на самом деле был закатом иной хозяйственной эпохи. И опять-таки процесс попятного движения не был эпизодом — то был результат весьма продолжительного развития всемирной истории, без понимания сути которого невозможно, в частности, постичь политическое и хозяйственное развитие Германии в XIX в. и ее сегодняшнюю повседневность. "В связи с этим история Германии особенно нуждается в непредвзятой оценке предшествующих столетий, в освобождении от сковывающего влияния псевдоисторической концепции развития, которая гласит, что если к 1700 г. суть и дух немецкого хозяйства были выражены весьма слабо, то, значит, раньше дело обстояло еще хуже. Именно здесь известные теории ступеней развития нанесли особенно большой ущерб науке" (Ф.Рериг).
От всех этих схем развития и прогресса, кто бы ни был их автором, нет никакого прока. Когда Шмоллер полагал, что в ходе развития вступающие в хозяйственное взаимодействие единицы постоянно увеличиваются по территории и населению, то он проходил мимо длительных и весьма важных хозяйственных эпох возвратного движения. Точно так же и Зомбарт ошибался, когда пытался изобразить процессы постепенного развития от собственных натуральных хозяйств раннего средневековья через эпоху ремесленного производства к современному капитализму. Ошибочна здесь сама основополагающая концепция. Такие доктрины развития и учения о ступенях развития хозяйства подобны кривому зеркалу, искажающему картину действительности. Мы должны убрать это зеркало, чтобы иметь возможность наблюдать за действительностью в том виде, какова она есть.