№147. 1894 г. ноября 10.
Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам с подтверждением распоряжения об обязательном доставлении археологических находок в Археологическую комиссию
Господину губернатору.
На основании высочайше утвержденного 2 февраля 1859 г. положения об императорской Археологической комиссии (Поли. Собр. Зак. № 34009) все случайно находимые предметы древности должны быть препровождаемы чрез местные власти в императорскую Археологическую комиссию, которая замечательнейшие из них обязана представить на высочайшее государя императора воззрение и, с соизволения его величества, передавать в императорский Эрмитаж или другие высочайше назначенные места, а остальные передает, по своему усмотрению, в общественные древнехранилища; для поощрения к представлению найденных вещей Комиссия выдает находчикам денежное вознаграждение, определяемое не только по ценности металла, из которого вещь сделана, но и по археологическому значению ее. Древности, представленные в Комиссию, но не приобретенные ею, возвращаются немедленно находчику.
|
|
Между тем, из печатных отчетов различных местных музеев и других данных усматривается, что иногда такие археологические находки, притом весьма ценные в научном отношении, минуя императорскую Археологическую комиссию, препровождались непосредственно в местные музеи, причем для Комиссии остается даже неизвестным, -были ли вознаграждены находчики или нет за предъявленные ими начальству вещи. Нередко также при доставлении Археологической комиссии случайных археологических находок, особенно старинных монетных кладов, лица, чрез руки которых проходят эти находки, заменяют найденные монеты другими экземплярами, которые, очевидно, не могли находиться в найденных кладах, вследствие чего иногда утрачивается из найденного клада наиболее интересная часть его.
Ввиду сего считаю нужным подтвердить о необходимости немедленно высылать в императорскую Археологическую комиссию, и притом целиком, все случайные археологические нумизматические находки, как бы они незначительны не были, за исключением громоздких вещей, относительно которых требуется сперва доставить Комиссии на рассмотрение фотографический снимок с найденной вещи или точный рисунок, исполненный карандашом.
180
I
Об изложенном имею честь уведомить ваше превосходительство для зависящих распоряжений.
Министр внутренних дел статс-секретарь [подписал] Дурново.
Охрана памятников истории и культуры
о россии. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М, 1978. С. 142—143.
№148. 1898г. марта 4.
Письмо председателя Археологической комиссии А.А. Бобринского товарищу министра внутренних дел А.Д. Оболенскому с предложением о создании при МВД комиссии для выработки положения об охране памятников старины
|
|
Милостивый государь князь Алексей Дмитриевич.
В дополнение к отношению моему от 19 декабря минувшего года за № 2332 имею честь препроводить при сем к вашему сиятельству записку вверенной мне императорской Археологической комиссии (с 2-мя приложениями, которые покорнейше прошу по миновании надобности возвратить Комиссии), содержащую: 1) краткий обзор положения дела о правительственных мерах, необходимых принять для приведения в известность наших памятников древности и для охранения их от разрушения, и 2) соображения Комиссии по этому предмету.
Хотя вопрос близко касается Министерства внутренних дел и императорской Археологической комиссии, из которых по закону первое обязано охранять, а вторая разыскивать и изучать отечественные древности, однако в этом деле заинтересованы и другие правительственные учреждения, в ведении которых находятся либо древние здания и сооружения (церкви, монастыри, крепости, городища и т.п.), либо разные древлехранилища. Посему не признает ли Министерство внутренних дел полезным образовать при министерстве особую комиссию из представителей заинтересованных в этом деле ведомств и археологических обществ, которая окончательно выработала бы проект положения по настоящему делу.
Вместе с тем считаю долгом обратиться к вашему сиятельству с следующею просьбою: из предисловия к напечатанному Министерством внутренних дел в 1839 и 1840 гг. труду покойного Глаголева о памятниках древности в России, обнимающему лишь памятники русские, видно, что в архиве этого министерства находилось также довольно значительное количество собранных по высочайшему повелению материалов о памятниках народов иноплеменных, обитающих или некогда обитавших в нынешних пределах России. Если эти-материалы уцелели от бывшего в 1863 году пожара, то не признает ли министерство возможным
181
или предоставить их в распоряжение Археологической комиссии, или дозволить ей заняться рассмотрением их.
Примите, милостивый государь, уверение в совершенном моем почтении и преданности.
Гр[аф] Бобринский.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 143—145.
№ 149. 1898г. марта 4.
Записка Археологической комиссии. — О необходимости создания при губернских статистических комитетах отделений по составлению Свода памятников старины и их охране
Учрежденная в 1859 году императорская Археологическая комиссия по уставу своему обязана, между прочим, собирать сведения о находящихся в России народных и других памятниках древности.
При небольшом личном составе Археологической комиссии, члены которой главным образом заняты производством раскопок и описанием, ученою оценкою и изданием как находимых при этих раскопках древностей, так и поступающих в нее случайных археологических находок, Комиссия вскоре убедилась, что собирать, даже исподволь, точные сведения о всех наших древностях она не в состоянии без содействия других правительственных учреждений и частных лиц.
В этих видах уже первый председатель императорской Археологической комиссии граф С.Г. Строганов в 1862 г. обратился в Министерство внутренних дел с просьбою пригласить к участию в собирании этих сведений губернские и областные статистические комитеты. Министерство внутренних дел очень сочувственно отнеслось к этому делу и цирку- -ляром от 27 апреля 1863 г. за № 63 предложило губернским и областным начальникам сделать соответственные тому распоряжения и разослало при этом для руководства как составленную Археологической комиссией программу работ, по которому ожидалось содействие статистических комитетов, так и изданную в 1851 году здешним археологическим обществом «Записку для обозрения русских древностей».
|
|
Затем Археологическая комиссия, желая знакомить сотрудников своих с ее деятельностью и с движением русской археологической литературы вообще, стала посылать комитетам ежегодные отчеты о своих действиях и периодические издания археологических обществ здешнего и Московского.
Мера эта однако не оправдала тех надежд, которые Археологическая комиссия возлагала на нее: хотя комитеты и перепечатали в местных ведомостях программу и записку, но живое участие в деле приняли, да и то
182
в течение года, 3 или 4 комитета, остальные отнеслись к нему совершенно безучастно.
Приходилось, по-прежнему, довольствоваться кратким обозрением древних русских зданий, изданным Глаголевым в 1839 и 1840 гг. в материалах статистического отделения совета Министерства внутренних дел, и немногими появившимися с того времени трудами, специально посвященными исследованию того или другого произведения древнего зодчества.
Между тем, необходимость составления полного и подробного списка всех наших памятников древности и разрешения тесно связанного с ним вопроса о принятии мер к охранению их от разрушения и расхищения, становилась все очевиднее для лиц, ближе знакомых с этим делом.
Две новые попытки, сделанные в этом направлении, одна в 1876 г. со стороны графа А.С. Уварова, другая в 1886 году Министерством народного просвещения, также не увенчались успехом.
Затем в 1889 г. последовало высочайшее повеление о том, чтобы археологические раскопки на казенных и общественных землях допускались лишь с разрешения Археологической комиссии, и чтобы реставрация древних зданий производилась не иначе, как по предварительном рассмотрении проектов Археологической комиссией совокупно с императорской Академией художеств. Но вопрос о мерах к приведению в полную известность наших древних памятников (к числу прежних присоединились теперь еще множество интереснейших памятников в среднеазиатских владениях России), равно как и к охране их, все еще остается открытым.
|
|
В настоящее время Министерство внутренних дел, которого этот вопрос касается столь же близко, как Археологической комиссии, потому что оно по закону обязано следить за целостью древних памятников зодчества, выразило желание получить от Археологической комиссии указания, какие древние здания подлежат охранению от разрушения путем лишь наблюдения со стороны местных властей, какие требуют исправлений и починок, чем должны заключаться необходимые исправления и в какой постепенности следовало бы производить работы по исправлению всех находящихся в государстве памятников древности.
Категорический ответ на эти вопросы Археологическая комиссия, вследствие вышеизложенной причины, конечно, дать не в состоянии. Одно, на что она теперь же вправе обратить внимание Министерства внутренних дел, это то, что находящаяся в Строительном уставе статья 182 о том, какие именно памятники и сооружения заслуживают сохранения, давно требует отмены, как несоответствующая нынешним взглядам и требованиям. Но запрос Министерства внутренних дел представляет Археологической комиссии удобный случай обратиться к нему с предложением, ввиду пробуждающегося теперь и в провинциальном обществе большего против прежнего внимания к отечествен-
183
ным древностям, учреждения ученых архивных комиссий, археологических обществ, кружков и музеев, организовать на первых порах в нам, более интересных в археологическом отношении губерниях при Статистическом комитете особое отделение, которое под ближайшим руководством губернатора или лица, которое им будет указано, ведало бы местные древности, т.е. заботилось бы о постепенном приведении их в известность, об охранении их, о собирании и разработке как тех сведений, которые указаны в запросе Министерства внутренних дел, в видах административных распоряжений по поддержанию зданий, так и тех которые важны для чисто научных целей.
Организовать такое отделение с возможно меньшею для казны затратою, по мнению Археологической комиссии, можно бы было на следующих основаниях:
1. Программа деятельности и обязанностей отделения будет разра
ботана на основании вышеупомянутых прежних проектов и сообразно
лучшим западно-европейским, насколько они могут быть применены к
нашим условиям. Там, где существуют ученые архивные комиссии, де
ятельность отделения должна быть согласована с кругом действий ар
хивных комиссий.
2. Непременными членами отделения должны быть лица, которые
будут назначены в оное местными учреждениями Министерства внут
ренних дел и со стороны других ведомств, пожелающих содействовать
успеху этого дела.
3. Другие лица, которых отделение признает полезным пригласить к
участию в его занятиях, считаются членами-сотрудниками.
4. Лица, которые пожелают оказать содействие денежными взноса
ми на покрытие расходов отделения по научным командировкам или из
данию трудов его и т.п., могут быть избираемы в члены-соревнователи.
5. Из непременных членов отделения избирается секретарь, а для
заведывания поступающих книг, рисунков, карт и т.п. — библиотекарь.
6. Все члены отделения, за исключением секретаря, отправляют
свои обязанности бесплатно, но за особенно усердную службу и науч
ные труды могут быть представляемы к наградам, по усмотрению на
чальника губернии.
7. Протоколы заседаний отделения печатаются в местных ведомос
тях и в отдельных оттисках рассылаются в Министерство внутренних
дел, императорскую Археологическую комиссию, членам отделения и
тем учреждениям и ученым обществам, которые изъявят готовность вы
сылать отделению свои издания.
8. На издержки по командировкам, на жалованье секретарю и на
канцелярские расходы испрашивается ежегодно особая сумма, если она
не может быть покрыта из сумм, ассигнуемых в распоряжение статисти
ческих комитетов.
184
9. Некоторым первоначальным подспорьем при трудах отделения могут служить: 1. Упомянутое выше глаголевское краткое обозрение древних русских зданий, которое в таком случае должно быть перепечатано, так как в продаже оно почти не встречается, 2. Рукописные, собранные по просьбе проф. Самоквасова, при содействии волостных правлений, списки находящихся в каждой губернии курганов, древних могильников и городищ и 3. Составленные духовным ведомством по распоряжению императорской Академии художеств и находящиеся теперь в распоряжении Археологической комиссии метрики древнепра-вославных храмов в России. Все эти материалы потребуют, конечно, тщательной проверки и постоянного приведения в известную систему.
Дальнейшие подробности дела могут быть выяснены и установлены при ближайшем обсуждении его.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М.,1978. С.146—150.
№150. 1898г. апреля 25.