Царствование Николая II (1894—1917)

№147. 1894 г. ноября 10.

Циркуляр Министерства внутренних дел губернаторам с подтверждением распо­ряжения об обязательном доставлении археологических находок в Археологическую комиссию

Господину губернатору.

На основании высочайше утвержденного 2 февраля 1859 г. положе­ния об императорской Археологической комиссии (Поли. Собр. Зак. № 34009) все случайно находимые предметы древности должны быть пре­провождаемы чрез местные власти в императорскую Археологическую комиссию, которая замечательнейшие из них обязана представить на высочайшее государя императора воззрение и, с соизволения его вели­чества, передавать в императорский Эрмитаж или другие высочайше назначенные места, а остальные передает, по своему усмотрению, в об­щественные древнехранилища; для поощрения к представлению най­денных вещей Комиссия выдает находчикам денежное вознаграждение, определяемое не только по ценности металла, из которого вещь сдела­на, но и по археологическому значению ее. Древности, представленные в Комиссию, но не приобретенные ею, возвращаются немедленно на­ходчику.

Между тем, из печатных отчетов различных местных музеев и дру­гих данных усматривается, что иногда такие археологические находки, притом весьма ценные в научном отношении, минуя императорскую Археологическую комиссию, препровождались непосредственно в ме­стные музеи, причем для Комиссии остается даже неизвестным, -были ли вознаграждены находчики или нет за предъявленные ими начальст­ву вещи. Нередко также при доставлении Археологической комиссии случайных археологических находок, особенно старинных монетных кладов, лица, чрез руки которых проходят эти находки, заменяют най­денные монеты другими экземплярами, которые, очевидно, не могли находиться в найденных кладах, вследствие чего иногда утрачивается из найденного клада наиболее интересная часть его.

Ввиду сего считаю нужным подтвердить о необходимости немед­ленно высылать в императорскую Археологическую комиссию, и при­том целиком, все случайные археологические нумизматические наход­ки, как бы они незначительны не были, за исключением громоздких ве­щей, относительно которых требуется сперва доставить Комиссии на рассмотрение фотографический снимок с найденной вещи или точный рисунок, исполненный карандашом.

180


I


Об изложенном имею честь уведомить ваше превосходительство для зависящих распоряжений.

Министр внутренних дел статс-секретарь [подписал] Дурново.

Охрана памятников истории и культуры

о россии. XVIII — начало XX вв.

Сборник документов. М, 1978. С. 142—143.

№148. 1898г. марта 4.

Письмо председателя Археологической комиссии А.А. Бобринского товарищу мини­стра внутренних дел А.Д. Оболенскому с предложением о создании при МВД комис­сии для выработки положения об охране памятников старины

Милостивый государь князь Алексей Дмитриевич.

В дополнение к отношению моему от 19 декабря минувшего года за № 2332 имею честь препроводить при сем к вашему сиятельству запис­ку вверенной мне императорской Археологической комиссии (с 2-мя приложениями, которые покорнейше прошу по миновании надобности возвратить Комиссии), содержащую: 1) краткий обзор положения дела о правительственных мерах, необходимых принять для приведения в известность наших памятников древности и для охранения их от разру­шения, и 2) соображения Комиссии по этому предмету.

Хотя вопрос близко касается Министерства внутренних дел и импе­раторской Археологической комиссии, из которых по закону первое обязано охранять, а вторая разыскивать и изучать отечественные древ­ности, однако в этом деле заинтересованы и другие правительственные учреждения, в ведении которых находятся либо древние здания и со­оружения (церкви, монастыри, крепости, городища и т.п.), либо разные древлехранилища. Посему не признает ли Министерство внутренних дел полезным образовать при министерстве особую комиссию из пред­ставителей заинтересованных в этом деле ведомств и археологических обществ, которая окончательно выработала бы проект положения по настоящему делу.

Вместе с тем считаю долгом обратиться к вашему сиятельству с сле­дующею просьбою: из предисловия к напечатанному Министерством внутренних дел в 1839 и 1840 гг. труду покойного Глаголева о памятни­ках древности в России, обнимающему лишь памятники русские, вид­но, что в архиве этого министерства находилось также довольно значи­тельное количество собранных по высочайшему повелению материалов о памятниках народов иноплеменных, обитающих или некогда обитав­ших в нынешних пределах России. Если эти-материалы уцелели от быв­шего в 1863 году пожара, то не признает ли министерство возможным

181


или предоставить их в распоряжение Археологической комиссии, или дозволить ей заняться рассмотрением их.

Примите, милостивый государь, уверение в совершенном моем по­чтении и преданности.

Гр[аф] Бобринский.

Охрана памятников истории и культуры

в России. XVIII — начало XX вв.

Сборник документов. М., 1978. С. 143—145.

№ 149. 1898г. марта 4.

Записка Археологической комиссии. — О необходимости создания при губернских статистических комитетах отделений по составлению Свода памятников ста­рины и их охране

Учрежденная в 1859 году императорская Археологическая комиссия по уставу своему обязана, между прочим, собирать сведения о находя­щихся в России народных и других памятниках древности.

При небольшом личном составе Археологической комиссии, члены которой главным образом заняты производством раскопок и описани­ем, ученою оценкою и изданием как находимых при этих раскопках древностей, так и поступающих в нее случайных археологических нахо­док, Комиссия вскоре убедилась, что собирать, даже исподволь, точные сведения о всех наших древностях она не в состоянии без содействия других правительственных учреждений и частных лиц.

В этих видах уже первый председатель императорской Археологиче­ской комиссии граф С.Г. Строганов в 1862 г. обратился в Министерство внутренних дел с просьбою пригласить к участию в собирании этих све­дений губернские и областные статистические комитеты. Министерст­во внутренних дел очень сочувственно отнеслось к этому делу и цирку- -ляром от 27 апреля 1863 г. за № 63 предложило губернским и областным начальникам сделать соответственные тому распоряжения и разослало при этом для руководства как составленную Археологической комисси­ей программу работ, по которому ожидалось содействие статистических комитетов, так и изданную в 1851 году здешним археологическим обще­ством «Записку для обозрения русских древностей».

Затем Археологическая комиссия, желая знакомить сотрудников своих с ее деятельностью и с движением русской археологической лите­ратуры вообще, стала посылать комитетам ежегодные отчеты о своих действиях и периодические издания археологических обществ здешне­го и Московского.

Мера эта однако не оправдала тех надежд, которые Археологическая комиссия возлагала на нее: хотя комитеты и перепечатали в местных ве­домостях программу и записку, но живое участие в деле приняли, да и то

182


в течение года, 3 или 4 комитета, остальные отнеслись к нему со­вершенно безучастно.

Приходилось, по-прежнему, довольствоваться кратким обозрением древних русских зданий, изданным Глаголевым в 1839 и 1840 гг. в мате­риалах статистического отделения совета Министерства внутренних дел, и немногими появившимися с того времени трудами, специально посвященными исследованию того или другого произведения древнего зодчества.

Между тем, необходимость составления полного и подробного спи­ска всех наших памятников древности и разрешения тесно связанного с ним вопроса о принятии мер к охранению их от разрушения и расхище­ния, становилась все очевиднее для лиц, ближе знакомых с этим делом.

Две новые попытки, сделанные в этом направлении, одна в 1876 г. со стороны графа А.С. Уварова, другая в 1886 году Министерством на­родного просвещения, также не увенчались успехом.

Затем в 1889 г. последовало высочайшее повеление о том, чтобы архе­ологические раскопки на казенных и общественных землях допускались лишь с разрешения Археологической комиссии, и чтобы реставрация древних зданий производилась не иначе, как по предварительном рассмо­трении проектов Археологической комиссией совокупно с император­ской Академией художеств. Но вопрос о мерах к приведению в полную из­вестность наших древних памятников (к числу прежних присоединились теперь еще множество интереснейших памятников в среднеазиатских владениях России), равно как и к охране их, все еще остается открытым.

В настоящее время Министерство внутренних дел, которого этот во­прос касается столь же близко, как Археологической комиссии, потому что оно по закону обязано следить за целостью древних памятников зод­чества, выразило желание получить от Археологической комиссии ука­зания, какие древние здания подлежат охранению от разрушения путем лишь наблюдения со стороны местных властей, какие требуют исправ­лений и починок, чем должны заключаться необходимые исправления и в какой постепенности следовало бы производить работы по исправле­нию всех находящихся в государстве памятников древности.

Категорический ответ на эти вопросы Археологическая комиссия, вследствие вышеизложенной причины, конечно, дать не в состоянии. Одно, на что она теперь же вправе обратить внимание Министерства внутренних дел, это то, что находящаяся в Строительном уставе статья 182 о том, какие именно памятники и сооружения заслуживают сохра­нения, давно требует отмены, как несоответствующая нынешним взглядам и требованиям. Но запрос Министерства внутренних дел представляет Археологической комиссии удобный случай обратиться к нему с предложением, ввиду пробуждающегося теперь и в провинци­альном обществе большего против прежнего внимания к отечествен-

183


ным древностям, учреждения ученых архивных комиссий, археологиче­ских обществ, кружков и музеев, организовать на первых порах в нам, более интересных в археологическом отношении губерниях при Стати­стическом комитете особое отделение, которое под ближайшим руко­водством губернатора или лица, которое им будет указано, ведало бы местные древности, т.е. заботилось бы о постепенном приведении их в известность, об охранении их, о собирании и разработке как тех сведе­ний, которые указаны в запросе Министерства внутренних дел, в видах административных распоряжений по поддержанию зданий, так и тех которые важны для чисто научных целей.

Организовать такое отделение с возможно меньшею для казны за­тратою, по мнению Археологической комиссии, можно бы было на сле­дующих основаниях:

1. Программа деятельности и обязанностей отделения будет разра­
ботана на основании вышеупомянутых прежних проектов и сообразно
лучшим западно-европейским, насколько они могут быть применены к
нашим условиям. Там, где существуют ученые архивные комиссии, де­
ятельность отделения должна быть согласована с кругом действий ар­
хивных комиссий.

2. Непременными членами отделения должны быть лица, которые
будут назначены в оное местными учреждениями Министерства внут­
ренних дел и со стороны других ведомств, пожелающих содействовать

успеху этого дела.

3. Другие лица, которых отделение признает полезным пригласить к
участию в его занятиях, считаются членами-сотрудниками.

4. Лица, которые пожелают оказать содействие денежными взноса­
ми на покрытие расходов отделения по научным командировкам или из­
данию трудов его и т.п., могут быть избираемы в члены-соревнователи.

 

5. Из непременных членов отделения избирается секретарь, а для
заведывания поступающих книг, рисунков, карт и т.п. — библиотекарь.

6. Все члены отделения, за исключением секретаря, отправляют
свои обязанности бесплатно, но за особенно усердную службу и науч­
ные труды могут быть представляемы к наградам, по усмотрению на­
чальника губернии.

7. Протоколы заседаний отделения печатаются в местных ведомос­
тях и в отдельных оттисках рассылаются в Министерство внутренних
дел, императорскую Археологическую комиссию, членам отделения и
тем учреждениям и ученым обществам, которые изъявят готовность вы­
сылать отделению свои издания.

8. На издержки по командировкам, на жалованье секретарю и на
канцелярские расходы испрашивается ежегодно особая сумма, если она
не может быть покрыта из сумм, ассигнуемых в распоряжение статисти­
ческих комитетов.

184


9. Некоторым первоначальным подспорьем при трудах отделения могут служить: 1. Упомянутое выше глаголевское краткое обозрение древних русских зданий, которое в таком случае должно быть перепе­чатано, так как в продаже оно почти не встречается, 2. Рукописные, со­бранные по просьбе проф. Самоквасова, при содействии волостных правлений, списки находящихся в каждой губернии курганов, древних могильников и городищ и 3. Составленные духовным ведомством по распоряжению императорской Академии художеств и находящиеся те­перь в распоряжении Археологической комиссии метрики древнепра-вославных храмов в России. Все эти материалы потребуют, конечно, тщательной проверки и постоянного приведения в известную систему.

Дальнейшие подробности дела могут быть выяснены и установлены при ближайшем обсуждении его.

Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М.,1978. С.146—150.

№150. 1898г. апреля 25.





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: