Личностные детерминанты изменения установок

 

До сих нор обсуждались только те психологические механизмы изменения установок, которые связаны с самим содержанием взглядов. Но эти механизмы не един­ственные. Вместе с ними функционируют и оказывают на них влияние некоторые личностные качества людей, определяющие специфическое, присущее только данно­му индивиду видение действительности. К ним относятся, прежде всего, потребности человека, особенности его по­знавательного отношения к действительности, а также его восприимчивость к убеждению. Некоторые люди име­ют весьма ограниченные потребности в познании окружающего их мира. Отсутствие определенных интересов или их чрезвычайно узкая направленность приводит к тому, что человек мало заинтересован в приобретении новых знаний и потому конфликты в системе его установок край­не редки. Некоторые люди плохо поддаются убеждению и остаются при своем мнении даже тогда, когда факты ему противоречат.

Такого рода факторы соответствующим образом влия­ют на приобретение новой информации, способной вызвать диссонанс установок и их возможное изменение.

Потребности познания и формы познавательного от­ношений. Известно, что существуют устойчивые индивидуальные отличия в переработке информации. Способ переработки информации индивидом называют «стилем по­знания», подразумевая под этим характерный и постоян­ный для данного лица способ наблюдения, запоминания, и размышления о себе и об окружающем мире. Одни люди склонны к более общим наблюдениям и размышлениям, другие, напротив, подмечают детали, подробности, по­рой не замечая целого.

Независимо от «стиля познания» различаются уровни потребности в познании. Одни обнаруживают сильную потребность в упорядоченном знании, образующем связ­ную систему. Другие остаются равнодушными к упорядо­чению и назначению знаний.

Стиль познания и уровень потребностей в познании не всегда согласуются между собой. Два человека с одинаковым уровнем потребностей в познании могут обла­дать различными стилями познания: один стремится по­лучить ясную картину ситуации, отыскивая все новые и новые детали, другой пытается схематизировать картину, стирая различия и подчеркивая сходство отдельных ее черт. Последнее не может не сказываться на восприятии про­пагандистских материалов.

Общая восприимчивость к убеждению. Пропагандистская деятельность направлена на убеждение человека в пра­вильности некоторых утверждений, на выработку у него готовности к определенному поведению. Стремясь к дос­тижению этой цели, пропагандисты используют различ­ные средства убеждения. Однако не все люди одинаково поддаются убеждению. К сожалению, невозможно уста­новить всю совокупность личностных характеристик, ко­торая бы полностью определяла степень восприимчивости человека к убеждению. Дж. Хэллорэн пишет: «Если проанализировать все работы о связях между структурой личности и общей восприимчивостью человека к убежде­нию, то выяснится, что эти связи невозможно выразить в какой-либо простой и общей форме. Известно, однако, что некоторые личностные факторы, определяющие общую восприимчивость к убеждению, в сочетании с формой и содержанием коммуникации могут облегчить процесс из­менения установок или принятия чужих воззрений».

Исследователи проблемы суггестивности пытались ус­тановить некоторую совокупность черт личности, кото­рые могут влиять на степень восприимчивости данного лица к убеждению. По некоторым оценкам трудно подда­ются убеждению лица, обладающие:

а) явной враждебностью по отношению к другим (со­противление убеждению может быть следствием потреб­ности доминирования над другими);

б) готовностью к пересмотру своих взглядов (стрем­ление всегда иметь «запасную позицию», сильный кри­тицизм).

В то же время в большей степени податливы к убежде­нию люди, которым присущи:

а) склонность к живому отклику на символы, богатое и живое воображение;

б) сниженная (в пределах нормы) самооценка: такие люди часто робки, не доверяют собственному мнению, испытывают страх перед возможным отрицательным от­ношением окружающих;

в) установка скорее на других, чем на себя (термин «установка на других» относится к такой системе ценнос­тей, в которой наиболее существенную роль играет адап­тация к социальной среде, конформизм по отношению к социальной группе; «установка на себя» — это система ценностей, в которой главную роль играют некоторые личные цели, а не оценки других людей).

Все эти положения, однако, имеют слишком общий характер и недостаточно проверены на опыте. Тем не ме­нее, установлено, что различие в степени восприимчивос­ти к убеждению существует, не делать из этого какие-либо практические выводы, приемлемые для пропаган­дистской деятельности, пока трудно.

 

Некоторые практические выводы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: