Следующие из анализа психологических механизмов изменения установок

 

Определение психологических механизмов изменения установок, как уже отмечалось, может быть полезным при формулировании некоторых выводов, применимых в практической пропагандистской деятельности. Один из вы­водов состоит, как было уже сказано, в том, что измене­ние установок с помощью пропаганды является возмож­ным. Теория когнитивного диссонанса в значительной мере помогла понять психологические механизмы этого про­цесса.

Согласно теории, естественное сопротивление измене­нию установок в некоторых случаях затруднительно, а порой и вовсе невозможно. Трудно сомневаться в истин­ности информации, которая исходит от компетентного и пользующегося нашим доверием источника. Если такая информация противоречит нашим взглядам, то происхо­дит, как правило, изменение установок, но не снижение доверия к источнику.

В связи с этим сформулируем первый вывод: для ус­пешности пропагандистской деятельности необходимо иметь доверие к директивному органу пропагандистских выступлений, его авторитету и компетентности.

Установлено, однако, что существует ряд психологи­ческих механизмов, препятствующих восприятию пропагандистского выступления. Успешность восприятия зависит от различия потребностей в познании и стиля познания и от восприимчивости к убеждению. Отсюда следует второй вывод: повторение одного и того же пропагандис­тского сообщения нужно производить в различных формах и с помощью различных средств. Этим достигается опреде­ленная индивидуализация пропагандистского выступления.

Из теории когнитивного диссонанса следует, что, чем больше напряженность этого диссонанса, тем сильнее стрем­ление к восстановлению равновесия. В некоторых случаях при устойчивых и прочных установках возникновение сильного диссонанса может привести к отвержению ис­точника информации и дальнейшему упрочению устано­вок («эффект бумеранга»). Если, мы убеждаемся, что ус­тановки, которые мы хотим изменить, прочно укорени­лись в сознании людей и высоко ими оцениваются, более разумным будет воздействовать на них с помощью посте­пенного усиления когнитивного диссонанса — сообщать в определенной очередности информацию, все более и бо­лее противоречащую их взглядам (метод малых измене­ний). Отсюда следует очередной вывод: в определенных условиях пропагандистскую деятельность следует плани­ровать так, чтобы аргументация непрерывно усиливалась в течение некоторого времени. Например, нельзя начинать формирование материалистического мировоззрения у ве­рующих с абсолютного и полного отрицания их прежнего мировоззрения. Планомерное и систематическое сообще­ние им определенных сведений, например, о возникно­вении Солнечной системы и жизни на Земле, вначале создаст небольшой диссонанс, который затем по мере по­ступления дальнейшей информации будет усиливаться. Отсюда следует, что одним из методов пропагандистской работы является повышение диссонанса у людей, к кото­рым обращена пропаганда.

Исследования в этой области показали, что большин­ство изменений взглядов человека в значительной мере зависит от того, насколько этот человек вовлечен в дея­тельность, не соответствующую его взглядам. Испытуе­мые, проводившие беседу, содержание которой не совпа­дало с их взглядами, обнаружили большие изменения во взглядах, чем испытуемые, только слушавшие эту беседу.

Отсюда вывод: для эффективности пропаганды нужно не только передавать какие-то сведения, но и активно вовлекать людей в пропагандистскую деятельность, даже если последняя не вполне соответствует их взглядам.

Когнитивный диссонанс активизирует деятельность человека, вынуждая его искать информацию, которая могла бы ограничить или устранить этот диссонанс. Е. Гжеляк пишет: «Люди, переживающие диссонанс и имеющие внутренне несогласованные убеждения, проявляют тенденцию к поиску такой информации, которая бы по­зволила уменьшить эту несогласованность». На первых порах отыскивается информация, согласующаяся с имеющимися у человека взглядами. Если, однако, он не мо­жет найти такую информацию или же последняя плохо согласуется с его точкой зрения, человек меняет направ­ление поиска: он начинает искать информацию, увеличивающую диссонанс, что в итоге приводит к изменению взглядов. Это убедительно показано в исследованиях Эрлиха, Фестингера и Шенбаха. Поэтому пропаганда дол­жна содержать убедительные и проверенные аргументы, направленные против укоренившихся установок, если мы хотим изменить эти установки.

Отсюда следует, что в общей совокупности действий, направленных на изменение идейных и общественно-политических установок, весьма существенную роль играет информативная функция пропаганды. Когнитивный диссо­нанс всегда начинается с несоответствия (в широком смысле слова) информации с прежними установками че­ловека. Дальнейшая информация может углубить этот дис­сонанс и привести к изменению установок. Разумеется, эта информация, передаваемая в форме пропагандистс­кого сообщения, должна быть правильно построена и пе­редана.

Рассматривая динамику изменения установок под воз­действием пропаганды, мы учитывали только ее психологическую сторону, как того требовал характер данной работы. За пределами рассуждения осталась не менее важ­ная социологическая сторона проблемы: влияние соци­альных групп на изменение взглядов. Многочисленные исследования показывают, что большинство взглядов и воззрений имеют общественный характер и являются след­ствием унифицирующего действия неформальных или фор­мальных социальных групп. Прежде всего, люди стремятся принадлежать к тем группам, которые придерживаются сходных политических установок. Обмен мнениями внут­ри этих групп и необходимость соблюдения групповых норм приводят к дополнительному усилению воззрений и установок человека. В некоторых случаях люди выража­ют готовность оставаться при своем мнении только лишь потому, что оно выражает воззрения группы, к которой они принадлежат, в частности, это относится к влиянию семьи. Однако эта проблема настолько сложна и специ­фична, что требует особой разработки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: