Классификация конституций по способам принятия. Порядок изменения (принятия) Конституции РФ

 

1. Октроирование - дарование конституции монархом, либо утверждение главой государства, т.е. единоличный акт главы государства

2. Принимаемая законодательным органом государства

3. Принимаемая специально – представительным органом, именуемым «Конституана»

4. Принимаемая в результате Референдума.

 

Внесение поправок и изменений в конституцию РФ закреплено в главе 9 конституции РФ:

 

Предложения о внесении поправок и пересмотре положений конституции может вносить:

· Президент Российской Федерации,

· Совет Федерации, Государственная Дума,

· Правительство Российской Федерации,

· (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

(ст. 135 К РФ) Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

(ст. 136 К РФ) Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

 

Структура юридической конституции. Структура Конституции РФ.

 

Под структурой конституции - понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

 

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

 

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции.

 

Структура Конституции РФ:

Конституция РФ состит из:

1) Преамбулы

2) Первого раздела, именуемого ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, в который входят главы:

· 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)

· 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)

· 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)

· 4. Президент РФ (ст. 80-93)

· 5. Федеральное собрание (ст. 94-109)

· 6. Правительство РФ (ст. 110-117)

· 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118-129)

· 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)

· 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)

3)  Второго раздела, именуемого ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ и ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Классификация источников конституционного права РФ.

Источник права – это внешняя форма выражения права, на основе которой возникают юридические права и обязанности, т.е внешние признаки, особенности.

Существуют особые источники, не все являются общественно признанными (правовой обычай), некоторые признаны недавно (судебный прецедент).

 

Нормативно правовой акт публичной власти

Поправка: иногда говорят «НПА государства», но это не верно, т.к. это ПА и общества, и государства, поэтому – НПА публичной власти.

Нормативный договор

Судебные прецеденты

Правовые обычаи

В литературе называют и некоторые другие, иногда: правовые доктрины, но они являются лишь вспомогательной формой (не носят общеобязательный характер).

Иногда: НПА общественных организаций (устав политических партий).

Такие источники права, которые по своему содержанию относятся к предмету КП:

· Порождают правовые последствия в конституционно-правовых отношениях;

· Регулируют отношения субъектов КП.

 

Иерархия правовых актов:

1.Конституция РФ (ст. 15 К)

2.Результаты Референдума (ФКЗ «О Референдумах»)

3.Законы РФ о поправках к Конституции РФ (ст.136 К РФ)

4.Решения Конституционного Суда РФ (ст.125 К РФ)

5.Общепризнаные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ (ст.15 ч.4 К РФ)

6.ФКЗ (ст. 108, 76 К РФ)

7. ФЗ (ст.104-107, ст.4, ст. 76 К РФ)

8.Правовые акты Президента (ст. 90 К РФ)

9. Правовые акты Правительства (ст. 115 К РФ)

10. Правовые акты ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) (ФКЗ «О Правительстве»; нпа, устанавливающие статус ФОИВ)

 

 

Общественные» источники конституционного права России.

Публичные нормативно-правовые акты делятся на

1. НПА государства

2. НПА, созданные обществом, те ПА, которые создаются либо всем народом государства (референдум), либо его частью (референдум субъекта федерации), либо ПА, которые принимаются самостоятельно организованной группой населения (политические партии).

 

Виды «общественных» источников КПР:

Конституции РФ и республик в составе РФ.

Конституции республик – нонсенс, т.к. не должно быть нескольких конституций в рамках одного государства, потому что возникает сложная правовая ситуация: как обеспечить соответствие конституции, принятой народом, Федеральному закону, ведь ее принимает народ и она должна быть высшим законодательным актом на территории этой республики. Аналогично с высшими должностными лицами (президент), которых избирает народ. Поэтому сейчас предпринимаются шаги к смене названий должностей, являющихся главами в субъектах федерации (республиках).

Референдум.

В РФ – 3 вида референдума:

· Референдум РФ – проводится на основе ФКЗ «О референдуме РФ» (участвуют все граждане, достигшие 18-ти лет и т.д.). Юридическая сила – высшая. Подчеркивает независимость общественных решений от государства.

Как соотносятся решения референдума РФ и К РФ? Согласно ст. 15 К РФ, К РФ имеет высшую юридическую силу. А в соответствии с ФКЗ «О референдуме РФ», референдум имеет высшую юридическую силу. К РФ имеет большую юридическую силу, чем ФКЗ, следовательно, К РФ выше по силе, чем референдум.

Также: на референдум выносятся отдельные вопросы, а К РФ имеет всеобъемлющее значение. Но если на референдум вынесен вопрос, затрагивающий К РФ, то приходим к выводу, что К РФ по юридической силе в принципе сопоставима с референдумом.

· Референдум субъекта РФ

· Референдум муниципального образования

Создается вопрос: выше чего решения, вынесенное по итогам референдума муниципального образования? Ответ: выше других ПА этого муниципального образования, но ни в коей мере не выше федерального ПА.

Объявить о суверенитете муниципальное образование даже по результатам референдума не может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: