НПА общественных организаций.
Конституционно-правовые обычаи.
Правовой обычай – это такое правило поведения, которое в результате длительного применения и всеобщего признания получили юридическую (прежде всего – судебную) защиту государства, но при этом оно не оформляется в виде НПА и может вообще носить устный характер ß это обсуждается.
Широко правовые обычаи применяются в международном праве (как письменные, так и устные). Например: извещения мореплавателям – можно не читать, но обязательно ими руководствоваться, т.к. при аварии – учитывается.
Конституционно-правовые обычаи также называются конституционными соглашениями. Например, Великобритания: на самом деле монарх имеет огромные реальные полномочия. Но по обычаю (конституционному соглашению) монарх существенно ограничен – это не законодательное запрещение, но установилось и признаваемо.
В РФ встречается правовой обычай в Конституционном праве, но они не так ярко выражены, поскольку Конституция в РФ действует не так давно (с 1993 года).
О конституционно-правовых обычаях в РФ говорить тяжело – пока сложившихся и зафиксированных нет. Но правовые акты палат федерального собрания в действительности – это по сути и есть конституционно-правовые обычаи (близко к ним), поскольку их форма деятельности в Конституции не прописана, но принятые федеральным собранием Постановления принимаются, обнародуются, исполняются.
Нормативно-правовые акты государства, как источники конституционного права РФ.
Иерархия федеральных НПА:
1.Конституция РФ (ст. 15 К)
2.Результаты Референдума (ФКЗ «О Референдумах»)
3.Законы РФ о поправках к Конституции РФ (ст.136 К РФ)
4.Решения Конституционного Суда РФ (ст.125 К РФ)
5.Общепризнаные нормы и принципы международного права и международных договоров РФ (ст.15 ч.4 К РФ)
6.ФКЗ (ст. 108, 76 К РФ)
7. ФЗ (ст.104-107, ст.4, ст. 76 К РФ)
8.Правовые акты Президента (указы и распоряжения) (ст. 90 К РФ)
9. Правовые акты Правительства (постановления и распоряжения) (ст. 115 К РФ)
10. Правовые акты ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) (ФКЗ «О Правительстве»; нпа, устанавливающие статус ФОИВ)
Дополнения:
Между 7. ФЗ и 8.Правовые акты Президента можно добавить пункт «решения судов».
В иерархии нет Постановлений Государственной Думы, поскольку нигде не прописана обязательность их Постановлений, в связи с этим место Государственной Думы в иерархии неизвестно.