Федеральный конституционный закон

ст. 108 К РФ:

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

 

Все ФЗ государства и другие НПА не должны противоречить ФКЗ, а ФКЗ – К РФ.

Принятие предусмотрено: одобрение обеими палатами одновременно (в юридическом смысле)

2/3 общего числа депутатов государственной думы (225*2 = 450)

¾ общего числа депутатов совета федерации (85*2 = 170)

 

Принимается по вопросам, предусмотренным К РФ.

Примеры:

ч. 2 ст. 56 (Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом),

ч. 2 ст. 65 (Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом),

ч. 1 ст. 70 (Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом),

п. «в» ст. 84 (Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом),

ч. 3 ст. 87 (Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом),

ч. 2 ст. 114 (Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом),

ч. 3 ст. 118 (Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается),

ч. 3 ст. 128 (Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом) – одна из немногих в этой области, которая продолжает реализовываться,

ч. 2 ст. 135 (Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание) К РФ.

 

Процедура и сущность, присущая органическим законам, используется для конституционных, а те законы (как правило, касающиеся гражданского общества), которые должны быть ФКЗ (очень важные), являются ФЗ, так и не получив статус ФКЗ.

 

Эта ситуация (при всех этих необычайно усложненных вопросах) дополнена также ст. 136 К РФ (Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации) – те главы, которые касаются 2ой части предмета КП, изменяются относительно просто.

 

Все, что касается федеративного устройства, статуса ФС, местного самоуправления, судебной власти и т.д., может быть изменено «в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ» - это вызывает разногласия (неоднозначное толкование). ГД в 1995 г. обратилась с запросом в КС РФ с просьбой разъяснить наименование документа (что за документ и что из себя представляет). КС РФ, детально рассмотрев этот вопрос, вынес ПП КС РФ №12 от 31.10.1995 г. – форма документа, о котором идет речь, никак не является ФКЗ, т.к. требуются дополнительные действия, не предусмотренные для процедуры принятия ФКЗ и субъекты принятия этого закона отличаются от субъектов законодательной инициативы.

В ст. 134 К РФ перечислены субъекты, которые могут выступать с инициативой принятия такого НА: Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 

Субъекты законодательной инициативы для ФКЗ – ст. 104 К РФ:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Вывод: Закон о поправке к К РФ – особый ПА.

 

(ФКЗ Президент подписывает не глядя, а в ФЗ принимает активную роль)

(ФКЗ принимается по вопросам, на которые есть ссылка в Конституции)

(ФКЗ нужны для ограничения законотворчества Парламента)

(На сегодняшний момент нет лишь ФКЗ «О Конституционном Собрании»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: