Конституция Речи Посполитой

Мая 1791 года

 

(И з в л е ч е н и е)

VII. КОРОЛЬ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

...Гарантировав свободному польскому народу власть ус­танавливать для себя законы и право надзора над любой ис­полнительной властью, а также избрания должностных лиц в магистратуры, высшую исполнительную власть мы передаем королю в его совете, который (совет) будет называться стра­жем законов. Исполнительная власть обязана точно соблю­дать и исполнять законы. Она будет действовать там, где это разрешают законы, где законы требуют надзора за (их) ис­полнением и даже действенной помощи. Ей всегда должны повиноваться все магистратуры, и в ее руки мы вкладываем власть принуждения в отношении непослушных и небрежно относящихся к своим обязанностям магистратур.

Исполнительная власть не имеет права устанавливать или толковать законы, вводить под каким бы то ни было на­званием налоги и сборы, делать публичные займы, изменять произведенное сеймом распределение финансовых (казна­чейских) доходов, объявлять войну, заключать окончательно мир, договоры или (совершать) какие-либо дипломатические акты. Она вправе лишь вести временные переговоры с ино­странными (государствами), а также решать временные и текущие дела, необходимые для безопасности и спокойствия страны, о которых должна сообщать ближайшему собранию сейма. Польский трон хотим иметь и объявляем навечно вы­борным для (определенной) семьи[1].

...Король, которому должна быть оставлена всяческая власть делать добро, будет иметь право амнистии в отноше­нии приговоренных к смерти, кроме совершивших государст­венные преступления. Королю будет принадлежать верхов­ное право распоряжаться вооруженными силами страны во время войны и назначать командующих войсками, однако с условием возможной смены их по воле народа. Его обязан­ностью будет также присваивать офицерские звания, назна­чать должностных лиц, в соответствии с текстом нижеприве­денного закона, назначать епископов и сенаторов в соответ­ствии с текстом того же закона, а также министров, как пер­вых должностных лиц исполнительной власти. Страж или совет королевский, приданный королю для соблюдения, (со­хранения) силы и исполнения законов, будет состоять из: 1) примаса, как главы польского духовенства и как председа­теля комиссии просвещения, могущего быть замененным в королевской раде первым ex ordine (по порядку) епископом, которые (примас и его заместитель) резолюции подписывать не могут; 2) пяти министров, т. е. министра полиции, минист­ра печати, министра войны, министра финансов, министра печати (канцлера) для иностранных дел; 3) двух секретарей, из которых один ведает протоколом стража, а другой - про­токолом иностранных дел,- оба без решающего голоса. На­следник трона, выйдя из малолетства и принеся присягу в соблюдении конституции, может присутствовать на всех заседаниях стража, но без права голоса. Маршалок сейма, из­бираемый на два года, будет входить в число присутствую­щих на заседании стража без участия в его решениях, (но) единственно для созыва готового[2] сейма. В том случае, когда он признал бы созыв готового сейма настоятельно необхо­димым, а король воспротивился бы его созыву, маршалок обязан передать послам и сенаторам циркулярные листы, созывая их на готовый сейм и указывая причины его созыва. Причины необходимого созыва сейма могут быть только следующие: 1) срочные обстоятельства, затрагивающие ме­ждународное право, в особенности случаи войны с ино­странным государством; 2) внутренние беспорядки, грозящие переворотом в стране или столкновением между магистрату­рами; 3) явная опасность повсеместного голода; 4) осироте­лость отечества в результате смерти короля или очень опас­ной его болезни. Все резолюции будут рассматриваться в страже вышеперечисленным их составом. После того как ко­роль выслушает все мнения, его суждение должно переве­шивать, чтобы обеспечить единство воли в исполнении зако­на. Хотя каждая резолюция будет исходить от стража от имени и за собственноручной подписью короля, она должна быть подписана также одним из министров, входящих в со­став стража... В случае, если один из министров, входящих в состав стража, не согласится подписать решения, король от­ступит от этого решения, а если будет настаивать на нем, маршалок сейма в этом случае будет просить о созыве гото­вого сейма, и если король будет оттягивать созыв, маршалок должен его совершить. Король имеет право как назначения всех министров, так и выделения одного из них от каждой отрасли управления в состав своего совета и королевского стража. Выделение министра с его согласия в состав стража на два года должно быть подтверждено королем. Министры, выделенные в состав стража, не могут участвовать в работе комиссий. В случае, если большинство в 2/3 обеих палат сей­ма при тайном голосовании на совместном заседании потре­бует смены министра в страже или в правительстве, король должен немедленно назначить на его место другого...

...В дополнение к соответствующей исполнительной вла­сти устанавливаем отдельные комиссии, связанные со стра­жем и обязанные к послушанию тому же стражу. Сейм будет выбирать в их состав членов комиссии для ведения их дел в течение срока, определенного законом. Эти комиссии сле­дующие: 1) просвещения, 2) полиции, 3) армии, 4) финансов...

Вішнеўскі А.Ф. Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах (Са стара-жытнасці да нашых дзён): вучэб. дапаможнік / пад агул. рэд. праф. А.Ф. Вішнеўскага. 2-е выд., дап. – Мн.: Акадэмія МУС Рэспублікі Беларусь, 2003. с. 162-165.

 

Об учреждении министерств. Манифест.

Сентября 1802 года.

 

(Извлечение)

I. Управление государственных дел разделяется на 8 отделе­ний, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением Министра, кое­го мы назначаем ныне или впредь назначить заблагорассудим.

IV. Должность Министра Внутренних Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. В управлении своем имеет он все части государственной промышленности, кроме части горной; в ведении его также находится построение и содежание всех публичных зданий в государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии. А дабы доставить случай к способности к достижению той цели, какую мы при учреждении сего министерства себе предлагаем, то повелеваем с объявления себя манифеста нашего:

1. Всем военным, по гражданской и полицейской части, равно и гражданским губернатором, как по личным должностям своим, в числе коих находится и должность их по приказу общественного призрения, так и вообще по всем делам, до губер­нского правления касающимся, и особенному рассмотрению или разрешению нашему подлежащим, относиться к сему Министру нашему, равным образом чрез него доставлять нам рапорты как обыкновенные, так и о чрезвычайных происшествиях...

(ПСЗ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20406)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: