Глава 7. Методы изучения конфликта 65
Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.
Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заменить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени.
Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие — основные характеристики. Содержательная и операциональная объясняемость используемых переменных и параметров — необходимое условие эффективности моделирования.
На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т. п.) и объектов моделирования (межличностные конфликты, межгосударственные конфликты и т. д.) можно выделить наиболее типичные математические модели:
• вероятностные распределения — простейший способ описания переменных через указание доли элементов совокупности с данным значением переменной;
• статистические исследования зависимостей — прежде всего это регрессионные модели, представляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений;
• марковские цепи описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей предысторией конфликта, а только «настоящим». Основным параметром конечной цепи Маркова является вероятность перехода статистического индивида (в нашем случае оппонента) из одного состояния в другое за фиксированный промежуток времени. Каждое действие приносит частный выигрыш (проигрыш); из них складывается результирующий выигрыш (проигрыш);
• модели целенаправленного поведения — использование целевых функций для анализа, прогнозирования и планирования социальных процессов. Эти модели обычно имеют вид задачи математического программирования с заданными целевой функцией и ограничениями;
• теоретические модели предназначены для логического анализа тех или иных содержательных концепций, когда затруднена возможность измерения основных параметров и переменных (возможные межгосударственные конфликты и др.);
• имитационные модели — класс моделей, реализованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающих сложные зависимости, не поддающиеся содержательному анализу. Этот способ моделирования применяется для исследования развития уже идущих конфликтов.
66______________________ Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Модульный социотест Анцупова (опросный лист)
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Уважаемые коллеги!
С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим Вас оценить членов вашего
коллектива.
Оценка дается по шкале от-5 до+5 или от 0 до 10 баллов. При оценивании можно использовать любой балл, например-4;+2; 0; 1; 3 и др.
1. Оцените Ваше отношение к каждому члену вашего коллектива по шкале от -5 до +5, где:
+5 — отношусь в высшей степени положительно;
0 — отношусь нейтрально; -5 — отношусь в высшей степени отрицательно;
т. о. — трудно оценить.
2. Оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится каждый член Вашего коллектива по шкале от-5 до + 5, где: +5 — относятся в высшей степени положительно;
0 — относятся нейтрально; -5 — относятся в высшей степени отрицательно; т. о. — трудно оценить. 3. Оцените профессиональные знания по занимаемой должности каждогосотрудника по шкале от О до 10, где:
10 — обладает блестящими профессиональными знаниями;
5 — уровень профессиональных знаний средний; 0 — не обладает практически никакими профессиональными знаниями;
т. о. — трудно оценить.
4. Оцените степень ответственности каждого сотрудника по шкале от 0 до 10, где:
10 — он (она) всегда готов (готова) взять ответственность на себя, искать причины ошибок в себе, а не в окружающих и лично отвечать за результаты своего труда (подчиненных); 5 — степень его (ее) ответственности средняя;
0 — он (она) всегда уклоняется от ответственности, стремится переложить ответственность за принятие решения и ошибки на своих начальников или подчиненных;
т. о. — трудно оценить.
5. Оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом Вашего коллектива по шкале от 0 до 10, где:
10 — свои должностные обязанности выполняет с высочайшим качеством? 5 — качество выполнения должностных обязанностей среднее; 0 — свои должностные обязанности выполняет исключительно плохо;
т. о. — трудно оценить.
6.Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации и его личных интересов по шкале от О до 10, где:
10 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации, то она всегда пожертвует личными интересами в пользу коллективных;
5 — его (ее) интересы личные интересы и интересы коллектива имеют для него (нее)
примерно одинаковую ценность;
0 — если его (ее) сталкиваются с интересами организации, то она всегда пожертвует коллективными интересами в пользу личных;
т. о. — трудно оценить.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!
Глава 7. Методы изучения конфликта 67
Для того чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов между работниками, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений и т. д.
Без знания общего характера взаимоотношений между сотрудниками трудно говорить об эффективной работе по предупреждению конфликтов в организациях.
Модульный социотест Анцупова (МСА) предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал.
В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5 и от 0 до 10.
Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества используемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок опрашиваемые начинают работать формально.
Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:
• оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки; • учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;
• повышается точность оценок в результате использования достаточно «тонкой» 10-балльной шкалы; • повышается правдивость ответов путем определения самим опрашиваемым степени анонимности их;
• выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аутсайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;
• все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позволяет стандартизовать данные;
• собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но и определить их некоторые причины, оценить группу в целом и каждого из ее членов.
Основные недостатки МСА связаны с его ориентацией на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяют выявить их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с методикой.
68_____________________ Раздел 2. Методологические основы конфликтологии
Оценка конфликтов и персонала с помощью модульного социотеста
Глава 7. Методы изучения конфликта 69
Исследование или диагностика межличностных конфликтов в группе, проведенные с помощью МСА, дают возможность собрать значительное количество информации.
Два первых базовых модуля позволяют оценить отношение к каждому сотруднику со стороны любого из коллег по работе. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в группе. Кроме того, два базовых модуля позволяют количественно оценить такие важные характеристики конфликтов, как их интенсивность, острота.
Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения коллектива и позволяют оценить качество работы каждого члена группы, его нравственные качества, профессиональные знания, степень его помощи членам группы, усилия по достижению личных и общегрупповых интересов, характер выполнения данных обещаний, а также другие особенности группы и каждого ее члена. Практика применения модульного социотеста позволила в настоящее время сформировать 24 различных модуля.
Обработка полученной информации может идти по следующим направлениям.
1.МСА позволяет выявить абсолютное и относительное число конфликтных и полуконфликтных диад. В принципе конфликтной является диада опрашиваемых, находящихся в состоянии реального конфликтного взаимоотношения, т. е. когда оппоненты противодействуют и переживают при этом негативные эмоции по отношению друг к другу.
2.С помощью МСА можно оценить среднюю интенсивность конфликтныхди-адных взаимоотношений в группе. Для этого по формулам вычисляется индивидуальный индекс конфликтности.
3. МСА позволяет выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений.
4.С помощью МСА можно выявить ранг каждого работника в коллективе по каждой из используемых шкал.
5.МСА позволяет определить, насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом им коллективе.
6.Среднее арифметическое всех оценок, полученных по каждому из вопросов в отдельности, позволяет количественно оценить общий характер взаимоотношений, профессиональную подготовленность, нравственный потенциал, качество совместной деятельности и другие показатели.
7.Периодическая, один-два раза в течение года, оценка состояния взаимоотношений в структурных подразделениях организации позволяет довольно точно выявить тенденции в динамике взаимоотношений и принять своевременные меры по их совершенствованию.
8.Использование МСА дает возможность выявить и корректировать неадекватное (завышенное или заниженное) представление сотрудников о месте, которое они занимают в коллективе.
Для повышения достоверности получаемой информации предусмотрены несколько вариантов анонимности ответов, которые опрашиваемые могут выбрать по своему желанию.
Раздел 3 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ |
КОНФЛИКТОЛОГИИ |