Математическое моделирование конфликта

 

 

Глава 7. Методы изучения конфликта                                                                                    65

 

Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.

Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме­нить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени.

Математическая модель конфликта представляет собой систему формализо­ванных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на па­раметры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие — основные характеристики. Содержательная и операциональная объясняемость использу­емых переменных и параметров — необходимое условие эффективности моде­лирования.

На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т. п.) и объектов моделирования (межличностные конфликты, межгосударственные конфликты и т. д.) можно выделить наиболее типичные математические модели:

вероятностные распределения — простейший способ описания перемен­ных через указание доли элементов совокупности с данным значением пе­ременной;

статистические исследования зависимостей — прежде всего это регрессион­ные модели, представляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений;

марковские цепи описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей предысторией конфликта, а только «настоящим». Основным параметром конечной цепи Маркова является ве­роятность перехода статистического индивида (в нашем случае оппонента) из одного состояния в другое за фиксированный промежуток времени. Каж­дое действие приносит частный выигрыш (проигрыш); из них складывается результирующий выигрыш (проигрыш);

модели целенаправленного поведения — использование целевых функций для анализа, прогнозирования и планирования социальных процессов. Эти мо­дели обычно имеют вид задачи математического программирования с задан­ными целевой функцией и ограничениями;

теоретические модели предназначены для логического анализа тех или иных содержательных концепций, когда затруднена возможность измерения ос­новных параметров и переменных (возможные межгосударственные конф­ликты и др.);

имитационные модели — класс моделей, реализованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающих сложные зависимости, не поддающие­ся содержательному анализу. Этот способ моделирования применяется для исследования развития уже идущих конфликтов.

 

 

66______________________ Раздел 2. Методологические основы конфликтологии

Модульный социотест Анцупова (опросный лист)                                                                                                                                                                                                                             

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Уважаемые коллеги!

С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим Вас оценить членов вашего

коллектива.

Оценка дается по шкале от-5 до+5 или от 0 до 10 баллов.                                                                                                                                                                                              При оценивании можно использовать любой балл, например-4;+2; 0; 1; 3 и др.

1. Оцените Ваше отношение к каждому члену вашего коллектива по шкале от -5 до +5, где:

+5 — отношусь в высшей степени положительно;

0 — отношусь нейтрально;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -5 — отношусь в высшей степени отрицательно;

т. о. — трудно оценить.

2. Оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится каждый член Вашего коллектива по шкале от-5 до + 5, где:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          +5 — относятся в высшей степени положительно;

0 — относятся нейтрально;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -5 — относятся в высшей степени отрицательно;                                                                                                                                                                                                         т. о. — трудно оценить.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    3. Оцените профессиональные знания по занимаемой должности каждогосотрудника по шкале от О до 10, где:

10 — обладает блестящими профессиональными знаниями;

5 — уровень профессиональных знаний средний;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                0 — не обладает практически никакими профессиональными знаниями;    

т. о. — трудно оценить.

4. Оцените степень ответственности каждого сотрудника по шкале от 0 до 10, где:

10 — он (она) всегда готов (готова) взять ответственность на себя, искать причины ошибок в себе, а не в окружающих и лично отвечать за результаты своего труда (подчиненных);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     5 — степень его (ее) ответственности средняя;

0 — он (она) всегда уклоняется от ответственности, стремится переложить ответственность за принятие решения и ошибки на своих начальников или подчиненных;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

т. о. — трудно оценить.

5. Оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом Вашего коллектива по шкале от 0 до 10, где:

10 — свои должностные обязанности выполняет с высочайшим качеством?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         5 — качество выполнения должностных обязанностей среднее;                                                                                                                                                                                                                                                   0 — свои должностные обязанности выполняет исключительно плохо;

т. о. — трудно оценить.

6.Сравните важность для каждого члена Вашего коллектива интересов организации и его личных интересов по шкале от О до 10, где:

10 — если его (ее) личные интересы сталкиваются с интересами организации, то она всегда пожертвует личными интересами в пользу коллективных;

5 — его (ее) интересы личные интересы и интересы коллектива имеют для него (нее)

примерно одинаковую ценность;

0 — если его (ее) сталкиваются с интересами организации, то она всегда пожертвует коллективными интересами в пользу личных;  

т. о. — трудно оценить.

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!

 

Глава 7. Методы изучения конфликта                                                                                     67

 

Для того чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов меж­ду работниками, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в кол­лективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений и т. д.

Без знания общего характера взаимоотношений между сотрудниками трудно го­ворить об эффективной работе по предупреждению конфликтов в организациях.

Модульный социотест Анцупова (МСА) предназначен для комплексной ди­агностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных из­мерительных шкал.

В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относитель­но возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5 и от 0 до 10.

Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества ис­пользуемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не долж­но превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок оп­рашиваемые начинают работать формально.

Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:

• оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объектив­ность оценки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     • учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;

• повышается точность оценок в результате использования достаточно «тон­кой» 10-балльной шкалы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       • повышается правдивость ответов путем определения самим опрашиваемым степени анонимности их;

• выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аут­сайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;

• все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позво­ляет стандартизовать данные;

• собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не толь­ко диагностировать конфликты, но и определить их некоторые причины, оценить группу в целом и каждого из ее членов.

Основные недостатки МСА связаны с его ориентацией на диагностику взаимо­отношений и конфликтов и не позволяют выявить их причины. Объяснение по­лученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с методикой.

 

68_____________________ Раздел 2. Методологические основы конфликтологии

Оценка конфликтов и персонала с помощью модульного социотеста     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

Глава 7. Методы изучения конфликта                                                                                        69

 

Исследование или диагностика межличностных конфликтов в группе, прове­денные с помощью МСА, дают возможность собрать значительное количество информации.

Два первых базовых модуля позволяют оценить отношение к каждому сотруд­нику со стороны любого из коллег по работе. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в группе. Кроме того, два базовых мо­дуля позволяют количественно оценить такие важные характеристики конфлик­тов, как их интенсивность, острота.

Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения кол­лектива и позволяют оценить качество работы каждого члена группы, его нрав­ственные качества, профессиональные знания, степень его помощи членам группы, усилия по достижению личных и общегрупповых интересов, характер выполнения данных обещаний, а также другие особенности группы и каждого ее члена. Прак­тика применения модульного социотеста позволила в настоящее время сформи­ровать 24 различных модуля.

Обработка полученной информации может идти по следующим направлениям.

1.МСА позволяет выявить абсолютное и относительное число конфликтных и полуконфликтных диад. В принципе конфликтной является диада опра­шиваемых, находящихся в состоянии реального конфликтного взаимоотно­шения, т. е. когда оппоненты противодействуют и переживают при этом не­гативные эмоции по отношению друг к другу.

2.С помощью МСА можно оценить среднюю интенсивность конфликтныхди-адных взаимоотношений в группе. Для этого по формулам вычисляется ин­дивидуальный индекс конфликтности.

3. МСА позволяет выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфлик­тных взаимоотношений.

4.С помощью МСА можно выявить ранг каждого работника в коллективе по каждой из используемых шкал.

5.МСА позволяет определить, насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом им коллективе.

6.Среднее арифметическое всех оценок, полученных по каждому из вопросов в отдельности, позволяет количественно оценить общий характер взаимо­отношений, профессиональную подготовленность, нравственный потенци­ал, качество совместной деятельности и другие показатели.

7.Периодическая, один-два раза в течение года, оценка состояния взаимоотно­шений в структурных подразделениях организации позволяет довольно точ­но выявить тенденции в динамике взаимоотношений и принять своевремен­ные меры по их совершенствованию.

8.Использование МСА дает возможность выявить и корректировать неадек­ватное (завышенное или заниженное) представление сотрудников о месте, которое они занимают в коллективе.

Для повышения достоверности получаемой информации предусмотрены не­сколько вариантов анонимности ответов, которые опрашиваемые могут выбрать по своему желанию.

 

Раздел 3
 
 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНФЛИКТОЛОГИИ
 
 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: