Глава П. Причины конфликтов 117
Служа развитию личности, организации взаимоотношений и взаимодействия людей, общение часто становится причиной различного рода конфликтных ситуаций. Одной из наиболее ярких причин, способствующих этому, являются коммуникативные барьеры, способные стать психологическими препятствиями в процессе передачи информации. Это достаточно изученная проблема. Специалисты выделяют различные группы барьеров, наиболее важные рассмотрены в работе М. С. Миримановой.
В числе лингвистических барьеров можно выделить следующие:
• языковый — проявляется, если в структуру общения вплетены различные языки и диалекты, а возможность выхода на единый язык общения отсутствует, он осознается как реакция на оппонента;
• грамматический — проявляется в случае нарушения грамматических конструкций, что может демонстрировать низкий уровень образования и наряду с непониманием вызывать насмешки;
|
|
• фонетический — возможен прежде всего при наличии дефектов речи, служит значительным препятствием для понимания сказанного, что особенно значимо в профессиональном общении;
• семантический — связан с трудностями правильного восприятия смыслового содержания, которое вкладывает в сказанное партнер по общению (жаргон, сленг);
• стилистический — несоответствие стиля подачи информации ее содержанию не позволяет партнеру правильно оценить ее и может даже привести к конфликту;
• логический — неприятие логики и аргументов оппонента, противоречие привычной манере доказательств и т. п.
Барьером на пути общения могут стать социокультурные различия. Манера подачи информации, ее содержательные и другие характеристики определяются во многом системой норм, традиций, в которых формировалась личность, привычек, которые приобретены в процессе ее развития и др. Оценка полученной информации оппонентом может базироваться на другой социокультурной базе, что в лучшем случае послужит непониманию, в худшем — приведет к возникновению конфликтной ситуации.
Значительное влияние на успешность общения способны оказать барьеры отношений, которые представляют собой защиту от влияния извне. Эти барьеры можно охарактеризовать как внешние и внутренние в том смысле, что они не пропускают воздействие «внутрь» и сохраняют уже сложившуюся систему внутренних взаимосвязей.
Передача информации всегда несет в себе элемент влияния на партнера, оппонента и т. п., а это в свою очередь находится в прямой зависимости от восприятия и ожиданий друг друга. Ведь даже нейтральное сообщение способно тем или иным образом, полностью или частично изменить наше отношение к событиям, к восприятию ситуации и т. д. Отсутствие барьера означает, что воздействие состоится, а во внутреннем мире получающего информацию будут происходить определенные изменения.
|
|
Препятствие в общении могут создать недоверие, антипатия, неприязнь к говорящему, что распространяется и на саму информацию.
Глава 12. Функции конфликтов