Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель -подчиненный»

 

 

Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель - подчиненный»                                        157

 

Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных актуальна для на­уки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управле­ния, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психо­логического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель-подчиненный», т. е. от конфликтов «по вертикали».

Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного вы­деляют объективные и субъективные.

Объективные причины конфликтов.

1. Субординационный характер отношений. Существует противоречие между функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициаль­ной, неформальной) сторонами отношений руководителя и подчиненного, что порождает конфликты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2. Деятельность в системе «человек-человек» конфликтогенна по своей при­роде.

3.Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений (около 96 % конф­ликтов между руководителями и подчиненными).

4.Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивно­стью совместной деятельности оппонентов.                                                                                                                                                        5. Наиболее конфликтно звено «непосредственныйруководитель-подчиненный»: на него приходится более 53 % конфликтов.

6. Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокуп­ность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены.

7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации.

8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к долж­ности управленца.

9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих ре­шений всем необходимым для их реализации.      

Субъективные причины.

Управленческие причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опе­ка и контроль подчиненных со стороны руководства; недостаточная профессио­нальная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.

Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвер­дить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчинен­ному и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчинен­ными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная само­оценка, акцентуации характера и т. д.).

 

158 ______________ Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействи я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: