Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель - подчиненный» 161
Рекомендации руководителю по конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными:
• заинтересованность подчиненного в том решении конфликта, которое предлагает руководитель. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами — от разъяснения неправильности позиции до предложения определенных уступок;
• аргументированность своих требований в конфликте, подкрепление их правовыми нормами;
• умение слушать подчиненных в конфликте — возможность получить необходимую информации;
• ее может дать подчиненный, руководителю же необходимо уметь выслушать его. Отсутствие такого умения серьезно затрудняет разрешение конфликта; • изучение забот подчиненного, упорядочение его деятельности;
•отсутствие стремления идти на эскалацию конфликта с подчиненным, т. к. возможно ухудшение взаимоотношений;
• знание того, что повышение голоса в конфликтном диалоге с подчиненным — не лучший аргумент;
• грубость является признаком того, что руководитель не способен владеть ситуацией и собой;
• культура общения — переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением подчиненного, дает ему моральное право ответить тем же;
• спокойные действия, опора на должностной статус, что усиливает в глазах подчиненного справедливость требований начальника;
• использование поддержки вышестоящих руководителей и общественности. Важно, чтобы поддержка была направлена не на усиление давления на подчиненного, а на решение противоречия;
• умелое использование должностного положения не озлобляет подчиненного, не делает его неуступчивым, не затрудняет разрешение конфликта;
• стремление не затягивать конфликт с подчиненным. Помимо потери рабочего времени, длительность конфликта чревата взаимными обидами и потерей преимущества правого, возрастанием вероятности победы подчиненного и уменьшения такой вероятности для руководителя;
• готовность идти при необходимости на компромисс;
• при осознании собственной неправоты в конфликте лучше его не затягивать и уступить подчиненному, найти мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости — извиниться перед подчиненным;
• учет того, что конфликтный руководитель — это не всегда плохой руководитель. Главное — быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения;
• знание того, что конфликтный руководитель — всегда неудобный руководитель и упрочению авторитета руководителя будет способствовать его умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами.
Глава 17. Конфликты между социальными группами