Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель - подчиненный» _______________________159
Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия: психологический отбор специалистов в организацию; стимулирование мотивации к добросовестному труду; справедливость и гласность в организации деятельности; учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение; своевременное информирование людей по важным для них проблемам; организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей; поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста и др.
В целях правильного построения взаимоотношений с подчиненными, грамотной организации управленческой деятельности, а также предупреждения конфликтов по вертикали целесообразно руководствоваться следующими правилами:
• ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного;
|
|
• обеспечьте выполнение задачи всем необходимым;
• приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованы в правовом отношении — не ущемляйте человеческое достоинство;
• текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов;
• не спешите с однозначной негативной оценкой результатов деятельности подчиненного;
|
|
• достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других работников;
• не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного; проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на немедленные положительные результаты;
• критикуйте после того, как похвалите, оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности, указывайте при этом возможные пути исправления ошибок и просчетов. Критическую оценку подчиненного не переносите на всю социальную группу, к которой он принадлежит;
• избегайте жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения и деятельности подчиненных. Резкая оценка настраивает на возможное противодействие;
• не делайте подчиненных «козлами отпущения» своих управленческих ошибок;
• будьте справедливы и честны по отношению к подчиненным;
• всеми силами боритесь с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными;
• не превращайте подчиненных в «громоотвод» ваших конфликтных отношений с руководством;
• реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправлять ошибки — может дать хорошие результаты: меньше проступков — меньше конфликтов, меньше наказаний — меньше проблем;
• уважайте права подчиненных.
1 60 ____________ Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействи я