Модели деятельности руководителя по урегулированию конфликтов

 

 

Глава 26. Посредническая деятельность в завершении конфликтов                                  255

 

Существуют различные подходы к пониманию роли руководителя в урегули­ровании конфликта.

Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентиро­ваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра. Считается, что арбитраж имеет ряд особенностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:

• необходимость принятия решения побуждает руководителя к поиску «исти­ны», что является неадекватным подходом к проблеме человеческих отно­шений;

• принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес «арбитра»;

•принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реали­зацию и последствия этого решения;

• решение проблемы руководителем затрагивает предмет борьбы, но не взаи­моотношения сторон, поэтому полного разрешения конфликта, которое предполагает договор между участниками, нет.

Второй подход заключается в том, что руководителю необходимо уметь гиб­ко применять все типы посредничества. Основными для руководителя явля­ются роли арбитра и посредника, а дополнительными — роли третейского судьи, помощника и наблюдателя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Модель арбитра оптимальна в ситуациях, когда:

• руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфликтом;

• одна из сторон явно неправа;

•  конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная ситуация, бое­вая обстановка);

•                    служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (на­пример, в условиях Вооруженных Сил и т. д.);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               • нет времени на детальное разбирательство;

• конфликт кратковременный и незначительный.                                                                                                                                                                           Руководителю целесообразно использовать роль арбитра при регулировании конфликтов по вертикали, особенно если оппоненты разделены несколькими сту­пеньками иерархической пирамиды.

Модель посредника может использоваться в при урегулировании конфликтов в ситуациях:

• примерного равенства должностных статусов участников конфликта;

• длительных неприязненных, сложных взаимоотношений сторон;

• наличия у оппонентов хороших навыков общения, высокого уровня общего развития и культуры;

• отсутствия четких критериев разрешения проблемы.                                                                                                                                                   

Реализация руководителем роли посредника включает раздельные беседы с оп­понентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта. С согласия оппонентов руко­водитель может вынести проблему на собрание коллектива или совещание экспер­тов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей оппонентов.

 

 

256 _____________________________________________ Раздел 6. Разрешение конфликтовний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: