Организация как организм

Организации - живые системы, существующие в окружающей среде, от которой они зависят в удовлетворении своих потребностей. Можно выделять различные рода и виды организаций, и типы среды. Они состоят из органов, у каждого из которых тоже есть свои потребности.  В «организациях-организмах» делается акцент на выживании и отношениях со средой, поиске своей "ниши".

«Организация-организм» ориентирована на удовлетворение ряда потребностей работающих в ней сотрудников:

 

Название потребности Содержание потребности
Самоактуализация • Побуждение к полной вовлеченности служащих • Работа становится главным средством самовыражения служащих
Я-потребности   • Дизайн такой работы, чтобы она находилась в зоне устремлений, автономии, ответственности и личного контроля • Работа, развивающая самоидентичность • Обратная связь и признание за хорошую работу, например, продвижения, награды "рабочему месяца" и т.п.
Социальные потребности   • Такая организация труда, которая позволяет общаться с коллегами • Развитие социальной, спортивной сферы • Встречи и вечеринки в отделах, цехах и т.д.
Потребность в безопасности   • Пенсии и программы обеспечения при болезни • Гарантии занятости • Перспективы карьеры внутри организации
Физиологические потребности   • Зарплата и премии • Безопасные и приятные условия труда

 

Понятия системного подхода, существенные при анализе организаций в этой парадигме:

• гомеостазис (на основе отрицательной обратной связи);

• энтропия/негативная энтропия (закрытые системы энтропичны; открытые пытаются бороться, и о них говорят, что они обладают негативной энтропией);

• структура, функция, их дифференциация и интеграция;

• побуждение к полной вовлеченности служащих;

• работа становится главным средством самовыражения служащих;

• дизайн такой работы, чтобы она находилась в зоне устремлений, автономии, ответственности и личного контроля;

• работа, развивающая самоидентичность;

• обратная связь и признание за хорошую работу, например, продвижения, награды "рабочему месяца" и т.п.;

• такая организация труда, которая позволяет общаться с коллегами;

• развитие социальной, спортивной сферы;

• встречи и вечеринки в отделах, цехах и т.д.;

• пенсии и программы обеспечения при болезни;

• гарантии занятости;

• перспективы карьеры внутри организации;

• зарплата и премии;

• безопасные и приятные условия труда;

• реквизитивное разнообразие [requisitive variety] (внутренние регуляторные механизмы системы должны быть столь же разнообразны, сколь разнообразна ее среда; когда система изолируется от разнообразия среды, она начинает терять свою сложность и способность к различению);

• эквифинальность (открытая система, в отличие от закрытой, может достигать свои цели различными путями и из разных исходных точек, по-разному используя ресурсы. Ее структура в каждый данный момент - только манифестация более сложной функциональной системы и не детерминирует однозначно эти процессы);

• системная эволюция (способность системы развиваться зависит от способности переходить к более сложным формам дифференциации и интеграции. Это включает циклический процесс вариации, селекции, и сохранения отобранных характеристик).

 

На прагматическом уровне подход "открытой системы" фокусируется на следующих ключевых моментах:

1. Делается ударение на окружающей среде, в которой живет организация. Соответственно, различаются "рабочая среда" [task envinronment], определяемая прямым интеракциями организации (заказчики, конкуренты, профсоюз и т. п.) и "контекстная" или "общая" среда.

2. Организация понимается в терминах взаимосвязанных подсистем – интра- и интерорганизационных. Соответственно, выделяются их ключевые паттерны и взаимосвязи. Популярный способ - фокусироваться на наборе ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для выживания. Выделяются ключевые подсистемы и анализируются способы управления их отношениями со средой.

3. Между подсистемами создается равновесие и устраняются дисфункции. [Соответственно, для устранения дисфункций подходит метафора "лечения болезни]

 

Теория соответствия организации и среды [contingency theory]: подходящая форма (или "вид") организации зависит от типа задачи и среды, с которой организация имеет дело.

Успешность адаптации организации к среде зависит от способности высшего руководства интерпретировать условия среды и делать соответствующий стратегический выбор.

Вопросы, которые можно поставить для диагноза здоровья и развития организации:

1. Какова природа среды организации? Простая и стабильная или сложная и турбулентная? Легко ли видеть взаимосвязи между различными элементами среды? Какие изменения происходят в экономическом, технологическом, рыночном, измерениях, в отношениях с рабочей силой? Какова вероятность такого изменения, которое изменит среду в целом, давая новые возможности или ставя вопрос о выживании?

2. Какой тип стратегии используется? Не оказалась ли организация без стратегии, просто реагируя на изменения? Пытается ли она защитить определенную нишу, которую создала в окружающей среде? Анализирует ли систематически среду для выявления новых угроз и возможностей? Занимает ли она проактивную, инновационную позицию, постоянно ища новые возможности и оценивая существующие деятельности? Установка по отношению к среде – конкурентная или на сотрудничество?

3. Какой тип технологии (механическая или немеханическая) используется? Процессы, направленные на получение конечного продукта, стандартные и рутинные? Технология создает виды деятельности с высокой или низкой ответственностью и автономией? Ригидизирует ли технология операции, или они гибкие, "с открытым концом"? Какие технологические выборы стоят на повестке дня? Можно ли заменить ригидные формы более гибкими системами?

4. Какой тип людей нанимается в организацию и какая доминирует культура или этнос внутри организации? Какие ориентации приносят люди с собой на работу? Узкую "я здесь для денег", приверженность норме, или поиск вызовов и вовлеченности? Какие основные ценности и верования формируют паттерн организационной культуры и субкультур?

5. Как структурирована организация и какая управленческая философия доминирует? Организация бюрократическая, или матричного, органического типа? Доминирующая управленческая философия авторитарная, подчиняющая, отчетность и строгий контроль, или более демократическая, побуждающая к инициативе и предприимчивости? Избегание лишних стрессов или принятие риска?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: