Дифференциация дислалии 1 страница

В логопедической практике неоднократно возникает вопрос о

пересмотре общих методических установок в направлении их

большей дифференциации применительно к разнообразным видам

речевой патологии. Эффективность методического подхода

29

в логопедической работе обеспечивается прежде всего выделением

основной клинической картины речевого нарушения, вокруг

которой располагаются последующие вторичные наслоения...

Для полного понимания истинной картины речевого состояния

ребенка необходимо проследить каждую группу симптомов

от момента их появления до максимального развития и учесть

их взаимную связь.

Для лучшего уяснения изучаемого вопроса рассмотрим значение

термина косноязычие... Термин «косноязычие» очень древний,

народный, долгое время он обозначал всякую неправильную

речь. Уточнение понятия косноязычие возникает в

медицинской литературе в первой половине XIX в., после того

как заикание было выделено в самостоятельную группу речевых

расстройств. Позднее стали разграничивать органические и функциональные

нарушения речи. В 1879 г. А. Куссмауль называет

косноязычием все недостатки речи, основанные на расстройствах

в буквенном звукообразовании.

А. Куссмауль различает также косноязычие врожденное и приобретенное.

Последнее чаще бывает функциональным вследствие

неправильного воспитания и недостаточного упражнения, но может

быть и органическим. Органическое косноязычие (Disartria

literalis или centralis anarthria literalis), как показывает само название,

является одной из форм центрального, органически обусловленного

нарушения речи. Расстройства речи, возникающие в

результате пороков развития периферического речевого аппарата,

относятся к механическим дислалиям. Выделение Куссмаулем

двух видов дислалии — функциональной и механической — и

отграничение этих форм от литеральной дизартрии упорядочили

представление о видах нарушений фонетической стороны речи.

Косноязычие имеет две формы: физиологическую — возрастное

косноязычие, присущее детям в возрасте 2—5 лет, и патологическую,

связанную с тем или иным речевым нарушением.

Физиологическое косноязычие рассматривается у таких авторов,

как И. А. Сикорский, Н. И. Красногорский, М. Е. Хватцев, Д. Б.

Эльконин, Ф. A. Pay. Оно определяется ими как этап нормального

речевого развития ребенка.

В период физиологического косноязычия детская речь звучит

смягченно в результате излишнего смягчения согласных звуков.

Некоторые звуки произносятся неточно или заменяются.

Быстро развивающийся здоровый ребенок в общении с окружающими

к трем годам осваивает фразовую речь, а фонетическая

сторона речи достигает полного развития к 4—5-летнему

возрасту без специального обучения, по подражанию правильной

речи людей, окружающих ребенка. Дальнейшее развитие речи, в

30

норме, продолжается в направлении развития грамматических

форм, постоянного расширения словарного состава речи и осваивания

всего многообразия литературных норм языка.

Наблюдения за косноязычной речью детей, вышедших из возраста

физиологического косноязычия, показывают, что некоторые

его виды характерны при патологическом развитии речи,

например: боковое произношение звуков., носовое произношение

звуков отдельных фонетических групп., нарушение произношения

задненёбных звуков., озвончения согласных звуков.,

межзубное произношение звуков.

Перечисленные виды косноязычия не исправляются без специального

обучения. Логопедические занятия в этом случае необходимо

начинать с 3—4-летнего возраста, когда речевые стереотипы

еще не упрочились, а речевой аппарат наиболее

пластичен и податлив.

Из группы физиологического косноязычия в процессе речевого

развития ребенка можно выделить патологические формы,

которые, по взглядам некоторым современных авторов, определяются

как:

1. функциональня дислалия, природа которой определяется как

нейродинамическая, выражающаяся в слабости дифференциро-

вочного торможения в речедвигательном и речеслуховом анализаторах;

2. механическая, связанная с врожденными пороками развития

периферического аппарата речи или вызванная травматическими

повреждениями его;

3. органическая или центральная, выражающаяся в недостаточности

отдельных мышечных групп речевого аппарата (языка,

мягкого нёба, губ) или в общей слабости деятельности всего периферического

речевого аппарата, вызванной поражением тех

или иных отделов нервной системы.

При первичном обследовании артикуляции ребенка-дислали-

ка ясно видна разница в первых двух формах дислалии.

Что касается группы речевых расстройств, которые иногда

диагносцируюся как органическая, или центральная дислалия, то

при анализе таких форм отмечается ряд трудностей. Конечно, в

тех случаях, когда психоневрологом при кратком амбулаторном

обследовании выявлена выраженная органическая неврологическая

симптоматика, то тогда эти формы правомерно относят к

дизартриям. Но так бывает далеко не всегда. В практике логопедической

работы мы встречаемся с такими детьми-логопатами, у

которых врачебное (психоневрологическое) обследование чаще

не отмечает симптомов органического поражения нервной системы

и им ставится диагноз — дислалия. Когда же логопед начи-

31

нает систематическую работу с таким ребенком, то в динамике

ее открывается ряд особенностей, ускользающих при первом

амбулаторном обследовании, а именно: различное положение

языка в полости рта в состоянии покоя и ограниченность, неточность

и слабость его движений.

Язык бывает неспокойным, напряженным, лежит бугром, постоянно

оттягиваясь в глубь рта. Иногда наблюдается западение

правой или левой половины языка, тогда он постоянно кренится

в одну сторону. У иных наблюдается склонность к сужению языка,

который при побуждении к действию сразу становится узким

и длинным. Это состояние свидетельствует об изменениях тонуса

мышц языка в одной или обеих его половинах. Часто бывает,

что кончик языка слабо выражен, т.е. передний край его не вытягивается

(при нормальной подъязычной связке). Ребенок не

умеет произвести движение кончиком языка, долго не ощущает

его положения во рту, что говорит о паретичном состоянии собственных

мышц языка.

В иных случаях, при отсутствии ограничения в движениях

языка и губ, часто бывает неточность и слабость движений. Вялость,

ограниченность движений обусловливаются гиперкинеза-

ми языка, постоянно подвижного, как бы не находящего нужного

положения. Особенно это видно при движениях языка вперед,

вверх и в стороны. Повторение движений вызывает быстрое утомление,

замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности

движений, иногда наблюдается легкое посинение языка,

появляется дрожание.

В дошкольном возрасте дети-дислалики отличаются повышенной

возбудимостью или, наоборот, заторможенностью; часто у

них имеется легкое отставание в общем развитии. Они менее

активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь

может вызвать насмешки у сверстников и критические замечания

у взрослых — это еще более подавляет их и приводит к вторичным

изменениям в характере. У таких детей рано может развиться

раздражительность, плаксивость, обидчивость. Они сами

не могут справиться с плохой речью и, страдая от этого, реагируют

непослушанием, агрессивным поведением.

В противоположность обычной функциональной дислалии

описанная форма исправляется медленно. Срок логопедических

занятий возрастает до нескольких месяцев, а иногда нужно повторить

курс логопедических занятий. Анализ подобных случаев

заставляет выделить указанную группу как группу осложненных

дислалии с различными причинами, которые должны быть точно

изучены, так как это имеет большое значение для прогноза и

срока логопедических занятий. Указанные формы, по-видимо-

32

му, могут трактоваться как стертые формы дизартрии, недостаточно

точно диагностированные при первичном медицинском

обследовании.

Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред.

С. С. Ляпидевского. - М.у 1967. - С. 77-97.

Ф. Ф. Pay

Приемы исправления недостатков

произношения фонем

Недостатки произношения фонем — характерная черта косноязычия,

которое, следовательно, может выступать в одних случаях

в качестве относительно самостоятельного нарушения речи, а в

других — в качестве спутника или основы более сложных речевых

нарушений. Разумеется, намечая пути преодоления косноязычия

в каждом конкретном случае, нельзя не учитывать его природы.

Содержание и методы логопедической работы должны

значительно видоизменяться в зависимости от того, связано косноязычие

с общим недоразвитием речи или нет. Является оно

функциональным или имеет органическую основу (периферическую,

центральную), имеет оно по преимуществу сенсорное или

моторное происхождение, затрагивает лишь единичные фонемы

или охватывает целые их группы и т. д. В одних случаях намечается

обширная программа логопедических занятий, включающая работу

над словарем, грамматическим строем речи, над развитием фонематического

слуха и произношением, над преодолением трудностей

или нарушений в усвоении чтения и письма. В других случаях

программа включает только работу над произношением, лишь попутно

связанную с уточнением фонематического слуха и преодолением

нарушений письма. Наконец, программа может ограничиваться

одной лишь коррекцией произношения.

Несмотря на то, что чисто произносительные нарушения речи сами

по себе могут иметь различную природу и требовать дифференцированного

логопедического подхода, все же технические приемы исправления

недостатков произношения фонем для разного типа этих

недостатков содержат известные общие черты.

Общие сведения об исправлении произношения фонем

Обращаясь к процессу исправления недостатков произношения

фонем следует выделить в нем этап первичной постановки

правильной артикуляции и этап ее закрепления в речи. На первом

этапе усваивается умение воспроизводить требуемую фонему

хотя бы изолированно или в простейших слогах.

На втором этапе происходит постепенная автоматизация этого

умения, его превращение в стойкий навык. Формирование

новых произносительных умений и навыков связано с затормаживанием

старых. Оно предполагает выработку дифференциро-

вок между вновь усвоенными речевыми движениями и движениями,

которые лежат в основе дефектного произношения данной

фонемы, а также в основе произношения других фонем, родственных

данной по артикуляции.

Между названными этапами нет резкой границы — конец

первого перекрывает начало второго.

Характерной особенностью первого^ этапа работы является

широкая опора на различныеаншщзатор«^луховой, зрительный

г,"кожный ~й Двигательный), облегчающая воспроизведение

требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.

Лишь в тех случаях, когда слуховое восприятие фонемы или

зрительное восприятие ее буквенного обозначения рефлекторно

вызывает привычную дефектную артикуляцию, следует на некоторое

время воздерживаться от опоры на образец в виде воспроизводимого

логопедом звучания фонемы или опоры на соответственное

буквенное начертание.

Второй^этан характеризуется постепенным ограничением зрительного

и тактильно-вибрационного контроля над произношением,

а затем и отказом от него с полным переключением на

слуховой и кинестетический самокошрольг-

При первичной постановке правильного произношения фонем

пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением,

тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями,

ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно

пытается воспроизвести требуемые движения речевых

органов, требуемое звучание. При.этом непосредственное слуховое

восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений,

в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение

рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть

дополнены отображением работы речевых органов с помощью

различных пособий... Подражание, опирающееся на те или иные

раздражители первосигнального характера, адресованные различным

анализаторам, дополняется словесными пояснениями, выполнением

доступных пониманию ребенка словесных указаний.

В тех случаях, когда не удается получить артикуляцию соответственной

фонемы по подражанию, приходится сначала до-

34

вольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Так,

при постановке фонемы р проделываются упражнения, имеющие

целью усвоение правильной формы и позиции языка, после

чего уже начинается выработка его вибрации. Малоподвижность

или недостаточная управляемость речевых органов вынуждают

иногда прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных

упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые

органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель,

проволочные зонды) или пальцев. При этом способе использует-

ся некоторая исходная артикуляция и на ее основе меЗГаТшчёс-^

ким путШ"Т5еч~ёвыё органы пассивно приводятся в требуемое

пол оже н ие 1ШГ д в и же н и е.

Связанные с определенным положением или движением речевых

органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими

им слуховыми закрепляются в коре головного

мозга в виде: системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой

для активного, произвольного воспроизведения требуемой

артикуляции. Характерным для данного способа в чистом

его виде является то, что получаемая в результате механического

воздействия артикуляция вначале может не совпадать с

намерением ребенка

Третий способ — смешанный. При нем механическое воздействие

на речевые органы служит для того, чтобы помочь более

полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции,

осуществляемому, в основном, путем подражания и с помощью

словесных пояснений.

При любом из указанных способов следует учитывать артикуляционное

родство между фонемами и при исправлении дефектных

фонем опираться на правильно произносимые родственные.

Этап закрепления приобретенных произносительных умений

предполагает определенную систематичность и последовательность

упражнений. Это касается прежде всего рационального

распределения упражнений во времени, которое должно обеспечить

известную меру длительности отдельных занятий и интервалов

между ними. Длительность занятий может зависеть от возраста

ребенка и характера дефекта, но в среднем она составляет

15 минут.

Что же касается периодичности занятий, то они должны, как

правило, быть ежедневными, включая сюда занятия с логопедом

(не реже трех раз в неделю) и самостоятельные упражнения по

его заданию.

35

При отборе материал^упражнений необходим учет фонети-

ческюГтребований, соблюдение постепенного нарастания произносительных

трудностей, связанных с воспроизведением различного

типа слогов и слов. В то же время в отношении семантики

речевой материал(слова, фразы) должен быть доступен ребенку

и по возможности заимствован из повседневного обихода.

Уже при первой возможности осмысленный речевой материал

должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями. В

случаях, когда недостаток произношения той или иной фонемы

выражается в замене ее другой фонемой, особо важное значение

приобретает слоговой и словесный материал, обеспечивающий

противопоставление соответственных фонем.

Систематическое убыстрение темпа упражнений служит необходимым

средством скорейшей автоматизации правильного

произношения вновь усвоенной фонемы в речи.

Особого внимания заслуживает последовательный переход в

упражнениях от более простых к более сложным видам речевой

деятельности — от элементарного повторения слогов и слов за

логопедом, чтения вслух (для грамотных) к называнию предметов,

действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на

картинке, счету, воспроизведеникмто памяти стихов, загадок, пословиц

и поговорок, скороговорок на заданную фонему, далее —

к развернутому ответу на вопросы, рассказу по серии картин и,

наконец, к свободному разговору.

В случаях сложного косноязычия, охватывающего большое

число фонем различного типа, важное значение приобретает вопрос

о порядке исправления неправильно произносимых фонем.

Этот порядок должен, очевидно, отвечать дидактическому

правилу последовательного перехода от более легкого к более

трудному.

Следует, однако, иметь в виду, что относительная трудность

исправления недостатков произношения разных фонем в очень

большой мере зависит от характера этих недостатков и от индивидуальных

особенностей ребенка.

При планировании одновременной работы над двумя или более

фонемами должны соблюдаться два требования. Во-первых,

нецелесообразно отбирать для такой работы фонемы, артикуляция

которых характеризуется прямо противоположным укладом

речевых органов. Это может вызвать интерференцию, взаимное

или одностороннее торможение движений, необходимых

для воспроизведения данных фонем... Во-вторых, надо избегать

одновременной работы над фонемами, произнесение которых,

особенно на первыхпорах, сопряжено с большой затратой

энергии.

36

Выше при описании способов постановки звуков указывалось,

что в некоторых случаях необходима специальная артикуляционная

гимнастика. Такая гимнастика может включать част1

ные упражнения, направленные на выработку определенных

речевых движений, необходимых для правильного воспроизведения

той или иной фонемы. Однако в случаях сложного косноязычия,

охватывающего разные группы фонем, связанного с общей

недостаточностью речевой моторики (например, при

различных видах дизартрии), артикуляционная гимнастика должна

проводиться по более широкой программе, рассчитанной на

работу различных мышечных групп речевого аппарата.

Прежде чем перейти к описанию приемов исправления недостатков

произношения конкретных фонем, следует отметить, что

в числе этих недостатков имеются такие, которые состоят в искажении

звучания фонемы и такие, которые выражаются в замене

одной фонемы другой. Недостатки первого типа называют

антропофоническими, а второго — фонологическими... Наряду

со стойкой заменой одной фонемы другой фонологические дефекты

могут носить характер смешения фонем. В этом случае

ребенок, владея артикуляцией соответствующих фонем, постоянно

путает, смешивает их в речи.

Вместе с тем необходимо учитывать, что при исправлении

стойкой замены одной фонемы другой процесс закрепления вновь

усвоенной артикуляции в речи часто бывает сопряжен с временным

решением этих фонем или с явлением так называемой

гиперкоррекции, когда вновь усвоенная фонема подавляет в речи

ту, которой она сама раньше заменялась.

Недостатки произношения свистящих

и шипящих фонем

Недостатки произношения свистящих с, с\ з, з\ ц и шипящих

ш, ж, н, и< обозначаются термином сигматизм.

В случаях стойкой замены одних фонем другими, когда, например,

ш заменяется на с или с на ш и т. п. говорят о парасиг-

матизме.

Свистящие фонемы. Механизм образования фонемы с состоит

в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая

те случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и

У, что приводит к упреждающему округлению губ. Это ясно видно,

если сравнить артикуляциюфонемы с в слогах са, со, су.

Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель

(около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних рез-

Ц°в, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним

37

коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по

его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается

наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и

закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты

и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и роговую

полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели

между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха

вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой

величиной полости, образуемой между передней частью спинки

языка и передними зубами.

Особенность артикуляции мягкой фонемы с' заключается в

более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его

перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению

размера полости между языком и резцами. Растягивание губ становится

более выраженным, хотя здесь, как и при твердой фонеме

с, исключение составляют случаи, когда последующими фонемами

являются о w у, вызывающие заблаговременное округление губ.

Это опять-таки хорошо видно, если сравнить слоги ся, се, си, ся,

сё, сю.

Отличие фонемы з от с и зу

от с' состоит в том, что при звонких

согласных голосовые связки смыкаются и приходят в колебание,

а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха становится

при звонких слабее и щель между спинкой языка и

альвеолами уже, чем при глухих.

Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение

-мычного согласного т и щелевого с.

В первый момент язык смыкается передней частью спинки с

львеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое

нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка

взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, присущее

артикуляции фонемы с.

Можно указать шесть основных видов сигматизмов: губно-зубной,

межзубный, призубный, шипящий, боковой и носовой.

При губно-зубном сигматизме фонема с произносится с оттенком

ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка,

принимает участие нижняягуба, сближенная с верхними резцами.

Гот же оттенок приобретает фонема i<, а к з как бы примешивается

оттенок фонемы в.

К этому виду сигматизма предрасполагает такая аномалия прикуса,

при которой верхние резцы резксГвыступают вперед и ока-

^Шакзтея непосредственно над нижней губой. Подобная аномалия

называется прогнатией.

При межзубном сигматизме отсутствует характерный для фонемы

с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый

38

шум, что обусловлено положением языка, просунутого между

зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол

заменяется плоской, образуемой между языком и верхними резцами.

Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з

и ц.

Возникновению межзубного сигматизма способствует такая

аномалия прикуса, когда при сжатых коренных зубах между верхними

и нижними резцами остается значительное отверстие в виде

фронтальной щели, т.е. когда имеет место так называемый передний

открытый прикус. В качестве временного явления такой прикус

возникает у детей при выпадении молочных резцов. Следует

отметить, что иногда межзубная артикуляция распространяется

не только на свистящие, но и на шипящие фонемы, а также на

другие, образуемые передней частью или кончиком языка — т> д,

Ну л. К межзубному сигматизму предрасполагает массивный^не-

достаточно пластичный, малоподвижный язык. Кроме того, имеются

указания на склонность к межзубному сигматизму у детей с

аденоидными разращениями, вынужденных дышать ртом и потому

постоянно держащих его открытым.

Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, отсутствием

свиста или заметным его притуплением, а часто и

прямой заменой фонем с, ц и з фонемами т и д... В последнем

случае дефект принимает вид парасигматизма.

ПщЧИЩ^ц призубного сигматизма (парасигматизма) является

почти полное или полное^замь1кание ротовой полости. Предрасполагающим

обстоятельством к этому служит так называемый

глубокий или закрытый прикус, при котором резцы нижней челюсти

полностью перекрываются резцами верхней челюсти. Призубный

сигматизм часто сопутствует тугоухости, особенно в тех

случаях, когда она наиболее выражена по-отнбшению к высоким

тонам. Иногда этот вид сигматизма охватывает не только группу

свистящих фонем, но и группу шипящих.

При шипящем сигматизме фонемы с, цк з приобретают более

или менее отчетливый шипящий оттенок. В наиболее выраженных

формах этот недостаток принимает характер парасигматизма.

Подобное произношение является результатом того, что кончик

языка отходит назад от резцов, образуя тем самым полость

значительно большего размера, чем это требуется для образования

свистящих фонем.

К шипящему сигматизму предрасполагают такие аномалии

зубо-челюстной системы, которые затрудняют приближение языка

к резцам. Как и призубный сигматизм, шипящий часто наблюдается

у тугоухих, которым малодоступны самые высокие тоны

39

речевого диапазона частот и которые вследствие этого воспринимают

свистящие звуки как шипящие.

При боковом сигматизма вместо с слышится своеобразный

хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав

зубы, с силой произнести шепотом фонему л. Причина такого

искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя

часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а

боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным

зубам, в результате чего образуется боковая щель, через которую с

шумом выходит струя выдыхаемого воздуха. Иногда такие щели

образуются с обеих сторон. К боковому сигматизму предрасполагает

так называемый батвой^ткрытый гупцфе, при котором имеет

место щель между верхнимиТПшЗкними коренными зубами с

одной или обеих сторон. Другим предрасполагающим фактором

являетсяузкий язык, затрудняющий замыкание ротовой полости

с боков.

Фонемы ц и з при боковом сигматизме приобретает тот же

акустический характер, что и с. Первая представляет собой подобие

сочетания фонем т и л, с силой произнесенных шепотом, а

вторая отличается от дефектно произнесенной фонемы с лишь

дополнением шума тоном голоса.

Общим для всех видов носового сигматизма является такое

произношение фонем с, ц и з, которое характеризуется резким

отклонением в характере присущего им шума и сопровождается

появлением носового оттенка у последующей гласной фонемы.

Носовой оттенок гласных обусловлен в этих случаях тем, что

предшествующие им согласные произносятся при наличии значительной

щели между мягким нёбом и задней, стенкой глотки,

вследствие чего струя вЩШайм6Т(3~во1духа проходит через нос.

Такое положение мягкого нёба в силу известной инертности ре-

чедвигательных процессов частично распространяется на артикуляцию

смежных гласных. Что касается характера шума, то он в

значительной мере варьирует в зависимости от места его возникновения,

т. е. от места, где выдыхаемый воздух встречает на своем

пути максимальное сужение. Так, если при произнесении фонемы

с это сужение образуется между корнем языка и задней стенкой

глотки, то слышится своеобразный звук, напоминающий очень

глубокое х. Если же максимальное сужение образуется мягким

нёбом, сомкнутым передней своей поверхностью с корневой частью

языка, а задней приближающимся к стенке глотки, то возникающий

шум напоминает скорее храпение. Фонема ц в обоих

случаях отличается по своей артикуляции от с лишь тем, что

щель возникает вслед за предваряющей ее смычкой, образуемой

теми же органами, в том же месте. Этим определяется аффрика-

40

ный характер получаемого звука. Звучание фонемы з отличается


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: