Дифференциация дислалии 3 страница

достаточно протянуть, а затем и отделить от слитной фонемы ее

фрикативную часть (ч, чш, щ).

Недостатки произношения фонем р и р'

Разнообразные недостатки произношения фонем р и р9

носят

название ротацизма, который может выражаться в искажении этих

фонем или в замене их другими фонемами. Вторая разновидность

дефекта называется параротацизмом.

51

Механизм образования фонемы р заключается в следующем.

Положение губ зависит от смежных фонем, в частности от следующей

гласной фонемы, что видно, например, при сравнении слогов

ра, роу ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется

некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые

края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край

поднять к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором

выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает

проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Мягкая

фонемар' отличается по артикуляции от парной твердой дополнительным

подъемом спинки языка к нёбу и некоторым его перемещением

вперед.

Рассмотрим разновидности ротацизма и параротацизма. Фонема

р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции

и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного...

Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это ве.шрнога^р (velum

— мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с

нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя

через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную

вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум,

который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое

дефектное звучание. Второй тип — увулярноер (uvula —

язычок), при котором вибрирует то^т^р^щычок. При этом вибрация

носит гармонический характер и слышимся отчетливый рокот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а

также воспроизведение фонемы р с помощью образования дву-

губной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского

v или русского в.

Иногда вместо р отчетливо слышится язычно-задненёбный звук

г или его фрикативная разновидность v... Вместор порой встречается

носовой звук_С. как английское или немецкое ng, например, в

словах long, langy образуемый путем смыкания корневой части языка

с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена

фонемы р фонемой у... В некоторых случаях приходится сталкиваться

с так называемым одноударным р, при котором передний

край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация

отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное)

d или даже обычное русское д... Попытки произнести

длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто

наблюдается замена фонемы/? посредством л и л'или полумягкого

/, которая обычно носит временный характер?""

52

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р' Возможна

и обратная замена.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации

переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем

и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой

фонеме л (см. ниже). Получается звук, напоминающий сочетание

рл.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором

резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого

воздуха проходит через щель, образуемую между боковым

краем языка и верхними коренными зубами, приводя в

колебание щеку Это так называемое щечное р.

В числе указанных недостатков произношения фонемы р имеется

несколько видов параротацизма (заменар согласными р\ л,

л', й, г, д). Некоторые из них, в частности заменар нар\ на л или

л\ часто находят свое отражение в письме.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает

как твердую фонему р, так и мягкуюр' Нередко, однако, при дефектном

р отмечается нормальное р' Иногда бывает и обратное.

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями

могут служить когзоткаяподъязычная связка, узкое и высокое

нёбо, чрезмерно узкий или шШйв'Шй!, недостаточно пластичный

язык. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников

или младших школьников на основе подражания предполагает

слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих

звуков (рокот мотора,раскаты грома и т. п.). Одновременно

используется возможность видеть и контролировать с помощью

зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу

языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы

р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого

воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых

легких случаях. Как правило, выработка нормального произношения

фонемы р требует специальных упражнений.

Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного

расширения рта во время протяжного произнесения

звукар можно автоматически вызвать некоторое перемещение

артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой

более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться

механической помощью: для раскрытия рта слегка

нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка

назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкогор'получается твердое,

надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к вер-

к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним

гласным и.

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р

необходимы подготовительные упражнения^, которые ведутся в

двух направления^рЮдин ряд упражнений направлен на то, чтобы,

добившись пртвильного положения языка, получить так называемое

фрикативное />, артикулируемое при том же положении

языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без

вибрации (вроде английского г), например, в словах bjread, dream).

,

Другой ряд упражнений направлен на вырабо^К^вибрации

языка. Если ребенок правильно произносит вер^шя^ГТи^ ж, то

получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему

произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте

без округления губ и переместить передний край языка немного

вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять

фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз,

не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный

звук произносился с достаточным напором выдыхаемого

воздуха, при минимальной щели между передним краем языка

и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и

шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема

переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные

упражнения, которые были указаны для получения требуемого

положения языка при постановке фонемы ш.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения

на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом

— при несколько открытом рте и при смыкании переднего

края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних

резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской

фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного

равномерного повторения звука (дд, дд, дд.. ддд, ддд, ддд...), затем

из таких же серий, но с усилением последнего звука.., а также

и из многократного повторения звука как равномерного

(дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего

звука серии... Возможно также использование в качестве исходного

звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык,

при спокойном положении нижней челюсти.

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений

с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с

работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует

54

ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или

резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль

распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней

челюсти отпадает.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается

гласными а или ы.

Полезным для выработки вибрации является произнесение д

вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале

(тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время

длительного произнесения фрикативного р под язык подкла-

дывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в

соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми

движениями шпателя вправо и влево вызывается механическое

колебание языка, попеременное смыкание и размыкание

его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком

может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно

чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в

спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с

помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем

ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений

необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в установленное

положение, чтобы между ним и альвеолами сохранялась

минимальная щель.

Наконец, очень способствует появлению самостоятельной

вибрации языка сочетание альвеолярных т или д с фрикативным

р (др, др; дддр, дддр; тр,

тр тттр тттр). Вначале может получиться

«мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край

языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду.

Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колебанием

языка, должны привести к вовлечению в колебание значительной

части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и

доведет ее до нормальной.

После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных

упражнений на материале слогов, слов и фраз произносимых

постепенно все в более быстром темпе, добиться автоматизации

усвоенной артикуляции и избавиться от излишне

раскатистого произношения фонемы р, неизбежно на ранних

этапах работы. Если вначале получится только твердое р, то одновременно

с его закреплением необходимо начать работу над

мягким ру

Если же вначале получится мягкое р\ то вскоре следует

начать работу над твердым р.

Недостатки произношения фонем лил5

Недостатки произношения фонем л и л9

носят название лам-

бдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене

этих фонем какими-либо другими, носят название пара-

ламбдацизма.

Механизм образования фонемы л состоит в следующем. Положение

губ зависит от смежных, главным образом последующих

фонем, что видно, например, при сопоставлении слогов ла,

ло, и лу. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном

расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в

верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются

с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются

проходы для выдыхаемого воздуха. Такой проход можетбыть

лишь с одной стороны, чаще слева. Корневая часть языка поднята,

благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих

сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает

проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Мягкая фонема л9

отличается по артикуляции от твердой

тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя

часть его спинки, смыкается не только кончик языка с

деснами, но и значительная поверхность передней части спинки

языка с альвеолами. Нередко фонема л вообще произносится

при опущенном кончике языка путем смыкания передней

части спинки с альвеолами.

Ламбдацизм, охватывающий и фонему л, и фонему л', встречается

очень редко. Обычно страдает лишь твердая фонема, тогда

как мягкая произносится правильно. Это объясняется более

сложной артикуляцией твердого л.

Недостатки произношения фонемы л имеют ряд разновидностей,

причШПШГбгКйз них совпадают с рассмотренными видами

ротацизма (параротациэма). Сюда относятся, в частности,

выражение фонемы в слова^в виде удлинения смежных гласных.

.Лфоизнесение л в виде краткого гласного звука типа ы..

фрикативного г.., замена л фонемой фонемой л* или полумягким

(вологодским) звуком /.., фонемой qjfrmn, наконец, воспроизведение

фонемы л в виде заднеязычного носового звука

С, (как в конце английского слова long, или немецкого lang).

Пожалуй, наиболее распространенным видом ламбдацизма является

воспроизведение в качестве фонемьУл двугубного сонанта

w, который слышится, например, в английских словах why,

what. Этот звук напоминает в или краткое у и получается в результате

присоединения к голосу легкого шума от трения струи

выдыхаемого воздуха о стенки щели, образуемой сближенными

56

губами. Язык при этом оттянут вглубь рта, как при гласной фонеме

у. Из аномалий анатомического строения речевого аппарата,

предрасполагающих к ламбдацизму, следует указать короткую

подъязычную связку.

Приемы исправления различных видов ламбдацизма имеют

некоторые особенности, но в общем довольно единообразны.

Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает

слуховое восприятие фонемы, четко произнесенной в слогах

(ал а, л а) логопедом, зрительное восприятие положения

языка (при несколько раскрытом рте) и ощущение слабого

теплого выдоха сбоку рта на поверхности поднесенной кисти

руки.

Впрочем, исправить ламбдацизм на ^снове подражания удается

^редко^Мало того, не достигнув этим способом цели;" при

использовании других приемов логопеду приходится временно

отказаться от произнесения фонемы л в слогах (а тем более в

словах) в качестве образца для ребенка, чтобы не вызвать у него

ассоциированной со звучанием фонемы привычной артикуляции.

В качестве специальных приемов исправления ламбдацизма

необходимо указать следующие.

Ребенку предлагают по данному образцу, пользуясь зеркалом,

свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а затем, не

меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. Логопед

только формулирует инструкцию, но сам на этот раз артикулирует

перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых

органов может получиться протяжное л, на что, однако, не

следует пока обращать внимания ребенка, чтобы он не сбился на

привычное произношение.

То же упражнение полезно проделать сначала шепотом, с усилением

выдоха, обращая внимание на струю воздуха, выходящую

по бокам рта (или с одного бока). Если возникают трудности в

том, чтобы получить проходы по бокам языка и вместе с тем обеспечить

форму ротовой полости, необходимую для твердого звучания

фонемы л, то следует попробовать такую разновидность подготовительных

упражнений, при которой ребенок, зажав зубами

широко просунутый между ними язык, выдыхает воздух таким

образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить

голос, в результате чего должно послышаться л с примесью

шума, который в ходе упражнений на материале слогов, а затем

слов постепенно исчезает. Первые упражнения, направленные на

закрепление полученной артикуляции сводятся к произнесению

полученного звука в слогах с гласным а, сначала в закрытом слоге

ал, затем между гласными ал а и, наконец, в открытом

слоге ла. Далее включаются слоги с гласными ы, о и у.

57

В тех случаях, когда возникают особые затруднения в образовании

боковых щелей, например при параламбдацизме, проявляющемся

в замене л фонемой я, можно рекомендовать применение

зонда. Зонд укладывается поперек языка и прижимает *его

боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы.

При таких условиях струя выдыхаемого воздуха устремляется в

проходы, образуемые с помощью зонда между боковыми краями

языка и верхними коренными зубами. Зонд может быть заменен

круглой пластмассовой палочкой, которая также укладывается

поперек языка. Можно, наконец, прибегнуть к помощи

шпателя и после установления смычки кончика языка с верхними

зубами ввести шпатель сбоку в рот и отжать боковой край

языка с одной стороны (у правшей — с левой, у левшей — с

правой) внизу, образуя тем самым боковой проход для выдыхаемого

воздуха. При включении голоса должен получиться боковой

сонант.

Если добиться указанных выше укладов языка не удается из-

за недостаточной пластичности языка, то следует провести серию

артикуляционных упражнений, направленных на выработку

умения придавать языку форму «колышка», упираться им в верхние

резцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.

Сюда относятся попеременное высовывание распластанного

и суженного языка («лопатой», «колышком»), прикосновение

кончиком суженного языка к нижней, к верхней губе, круговые

движения языка по поверхности нижней и верхней губы («облизывание

» губ), такие же движения языка в преддверии рта (между

внутренней поверхностью губ и зубами), как бы очищая его от

остатков пищи, укладывание кончика языка между губой и зубами

внизу, затем наверху, попеременный упор языка в правую и

левую щеку, прикладывание кончика суженного языка сзади к

верхним резцам и т. п.

Если при исправлении ламбдацизма, связанного со сближением

губ... возникают затруднения в преодолении губной артикуляции,

полезно проделать упражнения в попеременном смыкании

и размыкании губ с оскаливанием зубов.

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только фонему

л, но и ее мягкую пару л9

исправление первой служит надежной

базой л для усвоения второй, что обычно легко достигается в открытых

слогах с гласными переднего ряда (ли, ле), а затем и с

другими гласными при сопоставлении слогов, включающих л ' и л.

Условием, предрасполагающим к ламбдацизму, является резко

укороченная подъязычная связка, препятствующая движениям

кончика языка, его высовыванию, подъему. При таких обстоятельствах

приходится ставить вопрос о хирургическом вмеша-

58

вмешательстве, решение которого может быть принято лишь

после консультации с врачом-специалистом (стоматологом,

отоларингологом).

После того как достигнута правильная артикуляция фонемы

л и проделаны упражнения по ее закреплению на материале

слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести

ряд упражнений, имеющих целью отдифференцировать

вновь усвоенную фонему от той, которой она ранее заменялась.

Недостатки произношения фонем к, к', г, г', х, х', й

Недостатки произношения фонем к и к' носят название каппа-

цызма; гиг9— гаммацызма; х и xJ

— хитизма. Те разновидности

дефекта, которые связаны с заменой этих фонем какими-либо другими,

называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, паразитизмом.

Недостаток произношения й называется йотацизмом.

Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Положение

губ зависит от смежных, главным образом последующих,

фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку.

Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние.

Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с

нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических

условий: при ка оно находится примерно на границе между твердым

и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык

смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука

смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь находящемуся

позади под давлением воздуху, который с характерным

шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход

в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Фонема г по механизму своего образования отличается от к

лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже

в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции фонемы дс, отличающая ее от к, состоит

в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя

по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого

воздуха вызывает шум, присущий фонеме дс.

Мягкие фонемы к', г\ ху

отличаются от парных твердых перемещением

смычки или щели, образуемых языком и нёбом, вперед,

к средней части твердого нёба. Фонема й в восходящих дифтонгах

артикулируется как озвонченная фонема х\ от которой

она, таким образом, отличается лишь смыканием и вибрацией

голосовых связок.

Встречаются три основных вида каппацизма. В одних случаях

вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок.

59

...Этот звук получается в результате того, что голосовые связки

плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними

создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается

и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены

фонемы лна т... В третьем случае взрывная фонема к заменяется

фрикативной дс, что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм...

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей

к возникновению каппацизма, является неправильная форма

твердого нёба, когда оно оказывается слишком высоким и

узким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

Если не удается исправить фонему к на основе подражания с

показом артикуляции перед зеркалом и пластического изображения

смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользоваться

механическим способом постановки к от т с помощью

шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному

произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем

на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижними

резцами. При таких условиях вместо та должно получиться

кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему

получается чистое ка.

Во время упражнений нельзя напоминать ребенку о фонеме к

и тем более произносить ее в виде образца, так как это может

вызвать у него возврат к привычной дефектной артикуляции.

В одних случаях указанные этапы постановки фонемы к могут

быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других

приходится задерживаться на первом (тя) и на втором (кя)

этапах в течение нескольких занятий. Попытка сразу получить

твердое к путем глубокого нажима на язык нередко приводит

к тому, что ребенок оказывается не в состоянии образовать

смычку языка с нёбом, в результате чего весь ход работы срывается.

Проделывая указанные упражнения, в дальнейшем полезно,

чисто вымыв руки, предложить ему самому удержать переднюю

часть спинки языка внизу, нажав на нее указательным или средним

и указательным пальцами.

После того как в результате серии упражнений новая артикуляция

несколько укрепится, можно поставить ребенка в известность

о том, что у него получается фонема к, и продолжать

упражнения на материале простейших слогов типа ка, ака, ак,

а также слов с фонемой к в начале (при сохранении механической

помощи). В дальнейшем делаются пробы произнесения

слогов без нажима на язык. Предложив ребенку произне-

60

сти с пальцем три слога подряд и держа при этом его руку,

логопед неожиданно отводит ее, допустим на третьем слоге, в

результате чего на известном этапе работы слог произносится

по инерции, без механической помощи. Как только это окажется

возможным, механическое воздействие на язык устраняется

полностью.

Проделывая упражнения по закреплению фонемы к в слогах

и словах, следует обращать внимание на то, чтобы перед гласными

переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась

вперед, без чего не может быть получено правильное звучание

этих слогов, в которых твердая фонема к должна переходить в

мягкую к'

При соблюдении этого требования, добившись правильного

произношения фонемы к, можно без затраты каких-либо дополнительных

усилий получить и ее мягкую пару — фонему ку

В тех

случаях, когда исправляется паракаппацизм, выражающийся в

замене фонемы к на т или дс, упражнения на материале слогов,

слов и фраз должны быть направлены как на ее закрепление, так

и на дифференциацию с ее прежним заменителем.

Недостатки произношения фонемы дс могут проявляться либо

в нарушении нормального ее звучания (хитизм), либо в ее замене

фонемой к (парахитизм). В первом случае обычно слышится

ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того,

что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую

неязыком и нёбом, а сближенными голосовыми связками...

Такое образование фонемы дс, вполне нормальное для многих

языков (в том числе украинского), не свойственно русскому языку.

Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако

вместо щели образует с нёбом смычку. В обоих случаях следует

прежде всего попытаться получить правильное произношение дс

исходя из фонемы к и сопровождая ее придыханием, в результате

чего должна получиться своеобразная язычно-задненёбная

аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем остается лишь отделить

фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить

упражнениями полученную артикуляцию.

Если такой прием не приведет к цели, то следует воспользоваться

другим, не столь простым, но гарантирующим успех. Он

состоит в постановке дс от с механическим способом, аналогичным

тому, с помощью которого ставится к от т (см. выше). Ребенка

побуждают произнести слог с я, протягивая согласную

фонему. Повторному воспроизведению того же слога предшествует

нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удерживание

ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са

получится нечто среднее между ся и ща Дальнейшее продвиже-

61

ние шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в

хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха. Как и в

случае постановки фонемы к, указанные три этапа (ся-хя-ха)

могут потребовать у разных детей затраты различного времени. С

помощью собственного пальца (или двух) ребенок опять-таки

может вскоре сам удерживать свой язык в требуемом положении.

За первичной постановкой фонемы JC следуют упражнения

на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парахитизма,

выражающегося в замене х фонемой к, должны быть направлены

не только на закрепление фонемы, но и на ее дифференциацию

с прежним заменителем.

Недостатки произношения фонемы г в общем аналогичны рассмотренным

выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних

случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других —

звук у (южнорусское г, представляющее собой как бы озвонченное

х), в третьих — гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый

сближением и вибрацией голосовыхсвязок (украинское

г). Встречается также, чаще у детей дошкольного возраста, пара-

гаммацизм в виде замены г фонемой д.

Если правильно произносится фонема к (изначально или в

результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения

гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия

фонемы г от ее глухой пары. При этом полезно приложить

руку ребенка к шее (выше гортани) и дать возможность ощущать

ее вибрацию и движение передней стенки глотки под давлением

воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Если эти приемы не приведут к цели, то следует воспользоваться

механическим способом постановки фонемы г от д, аналогичным

тому, который был указан выше для постанови фонемы

к от т. На этот раз ело! да последовательно преобразуется в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: