Дифференциация дислалии 2 страница

от дефектного с лишь присоединением тона голоса и некоторым

ослаблением шума...

При губно-зубном сигматизме прежде всего следует показать

ребенку, что в момент произнесения фонемы с нижняя губа не

должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.

Если произвольное выполнение этого требования с опорой на

зрительный контроль (с помощью зеркала) окажется ребенку недоступным,

то полезно проделать простейшую артикуляционную

гимнастику в виде чередования движений губ с последовательной

сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскалива-

Нйём зубов, с обнажением нижних резцов. В случае необходимости

временно может применяться механическая помощь в виде

легкого отжимания нижней губы шпателем книзу.

Не дожидаясь усвоения ребенком способности произвольно

удерживать нижнюю губу в требуемом положении без механической

помощи, следует проделывать упражнения в протяжном

произнесении фонемы с, а также простейших слогов и слов, которые

с нее начинаются.

В случаях резко выраженной прогнатии указанные упражнения

при соблюдении правильного уклада языка уместны не только

после исправления прикуса, но и до этого. В результате упражнений

правильное произношение достигается даже при сохранении

прогнатии.

При межзубном сигматизме, не осложненном аномалиями

зубо-челюстной системы, часто бывает достаточно предложить

сжать зубы и, не разнимая их7 Протяжно произнести фонему с.

Если получится тупой шум, без свиста, характерный для призуб-

ного сигматизма, то надо дополнительно воспользоваться приемами,

которые рекомендуются ниже для исправления этого вида

дефекта.

Чтобы предупредить привычное просовывание языка между

зубами, первые упражнения на материале слогов и слов лучше

проделывать, оставляя зубы BcejBjpeMJi ^ а т ы м и ^ ^ т о особенно

важно для тех случаев, кощгГфонема с находится не в начале

слога или слова. Однако как только это окажется возможным,

следует отказаться от такого «процеживания» слогов и слов сквозь

зубы и перейти к нормальному их произнесению. Во время упражнений

должен быть обеспечен зрительный самоконтроль над

артикуляцией с помощью зеркала. Если межзубный сигматизм

связан с передним открытым прикусом, обусловленным неправильным

строением зубо-челюстной системы или выпадением

молочных зубов, то важной предпосылкой дефекта произношения

является нормализация прикуса. В первом случае она дости-

41

гается средствами стоматологии, во втором — естественным путем,

в результате появления постоянных зубов. Однако и при

наличии открытого Прикуса может быть достигнут определенный

эффект путем* изменения артикуляции языка — переведения

его кончика з& Десны нижних резцов.

Призубный сигл£ам**зм в простейших случаях устраняется на

основе разъяснение и показа правильной артикуляции фонемы с

последующим прогТЯ*ным ее произнесением сначала отдельно,

затем в слогах и аловах. Артикуляцию полезно иллюстрировать

посредством схематГИЧеского рисунка-профиля. Хорошую помощь

может оказать ощуШеНие ребенком на тыльной поверхности кисти

узкой, сильное и холодной струи воздуха (косо направленной

вниз) при правильном произнесении фонемы с.

В более трудные случаях, особенно осложненных аномалиями

прикуса или недостаточной пластичностью языка, следует

воспользоваться зо^Д°м и удержать с его помощью кончик языка

у нижних резцо>в> сохраняя при этом минимальное расстояние

между верхние и нижними резцами.

Существующую помощь при недостаточной пластичности языка

могут оказать артикуляционные упражнения перед зеркалом,

в частности просовьшание распластанного языка между зубами,

высовывание его ^е лобком при открытом рте, выгибание его

спинки при упоре фончиком в Десны нижних резцов. Такие упражнения

помогакл Д°биться в конечном счете правильного уклада

языка при сбл^женных резцах и, включив выдох, получить

нормальный звук.

При шипящем сиротите следует прежде всего обратить внимание

на различие Р правильном и неправильном звучаниях фонемы

с (свист — шипение). Однако это редко приводит к цели,

так как в случае ук°Ренившегося дефекта даже четкое различение

на слух шипяще — свистящих звуков не обеспечивает успеха

в овладении правильной артикуляции фонемы с. Поэтому необходимо,

приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом

различие между прав и льной (кончик у нижних резцов) и дефектной

(кончик отходе1 назад) артикуляцией, изобразить это с помощью

кистей рук. Д°бившись правильного положения языка,

можно включить вДОох и дать ребенку возможность ощутить

струю выдыхаемого В03Духа на поднесенной ко рту кисти руки.

Если указанные пРиемы не приведут к цели, можно временно

установить межзубн/10 Артикуляцию фонемы с, более контрастную,

чем нормальна^ п<> отношению к артикуляции, лежащей в

основе шипящего с/,ГМ;атизма. Благодаря такой контрастности

легче отдифференциР0В^ть более переднюю и более заднюю позиции

языка. В дал?нейшем, добившись в результате упражне-

ний на материале слогов и слов устойчивой межзубной артикуляции

фонемы с и отдифференцировав ее от фонем ш и и<, следует

перейти к нормальному, т. е. зазубному, произношению фонемы

со сжатыми зубами, как это делается при исправлениимежзубного

сигматизма (см. выше).

Для исправления бокового сигматизма необходимо добиться

замыкания языком ротовой полости с боков и образования по

его середине продольного желобка. Если простой показ правильной

артикуляции (при несколько раскрытом рте) перед зеркалом

и ее сопоставление с неправильной не приведут к цели, то следует

попробовать ряд специальных приемов и остановиться на том,

который даст наилучший результат.

В качестве базы для постановки фонемы с может быть использована

фонема /я, если на нее не распространяется боковая артикуляция.

Ребенка побуждают произнести т с некоторой аспирацией

(придыханием). После взрыва должен быть слышен звук, подобный

английской фонеме 0, звучащей, например, в словах thin, thank.

Наличие придыхания должно контролироваться при помощи

ощущения струи воздуха на кисти руки. Получив подобное слитное

сочетание смычного и щелевого звука, можно перейти к следующему

этапу — предложить ребенку проделать то же самое,

уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов.

При сжатых зубах должен получиться слитный звук, близкий к

фонеме i(, в составе которой ясно слышится т и с. Не следует

лишь указывать на это ребенку и тем более произносить для

него в качестве образца фонему ц. Его намерение воспроизвести

по образцу это фонему может тотчас вызвать привычную дефектную

артикуляцию.

Если произвольное удерживание кончика языка за нижними

резцами окажется непосильным, можно придержать его зондом

или шпателем. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть

слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку

уже можно пояснить, что это и есть правильно произносимая

фонема с. Далее следует закрепление вновь усвоенной артикуляции

на материале слогов, слов и фраз.

В более трудных случаях должен быть использован прием, который

состоит из четырех этапов. Сначала ребенку предлагают

просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого

воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги,

кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания

струи на поднесенной ко рту кисти руки. Затем то же

Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым

между губами языком, прилегающим своими боковыми кра-

43

ями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный

желобок.

Для контроля над направлением струи выдыхаемого воздуха

можно дополнительно использовать пробирку или небольшой

пустой пузырек с узким горлышком. Держа вертикально пробирку

(пузырек), ее следует поднести отверстием к средней части

переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется

желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при

поднесении пробирки (пузырька) к языку должен быть слышен

сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

В тех случаях, когда при просунутом между губами языке не

удается получить на нем желобок по показанному образцу и воздух

выходит сбоку рта, полезно воспользоваться зондом, положить

его вдоль языка по средней линии и, слегка нажав им на

язык, облегчить образование желобка.

Когда требуемая артикуляция уже может быть воспроизведена

произвольно, механическая помощь устраняется.

Получив дутье по средней линии языка при межгубном его

положении, можно перейти к следующему этапу — межзубному

произнесению фонемы с. Для этой цели достаточно приподнять

шпателем или пальцами верхнюю губу, в результате чего вместо

щели между языком и верхней губой автоматически образуется

щель между языком и верхними резцами. Достигнув устойчивой

межзубной артикуляции, можно пояснить ребенку, что при этом

получается звук с, и приступить к закреплению фонемы в таком

виде на материале слогов и слов. В заключение осуществляется

переход от межзубной артикуляции к зазубной (нормальной) тем

же путем, как при исправлении межзубного сигматизма (см. выше).

Еще один прием исправления боковой артикуляции фонемы

с состоит в том, что ребенка побуждают протяжно произнести

фонему с, а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом

язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние

зубы. К шуму, свойственному фонеме ф, должен присоединиться

свистящий шум. Сочетание того и другого напоминает звук,

характерный для губно-зубного сигматизма (см. выше).

Наконец, к цели может привести, опора на фонему х, если на

нее не распространяется боковая артикуляция. Ребенку предлагают

шепотом произнести сочетание идеи, а затем повторить то

же самое со сжатыми зубами. Часто при этом отчетливо слышится

звук, близкий к с. Не следует лишь раньше времени указывать

ребенку на это, чтобы не вызвать привычную боковую артикуляцию.

Когда в результате упражнений произнесение свистящего

звука укрепиться, можно обратить внимание на различие в звучании

фонем с и с\

В особо трудных случаях рекомендуется артикуляционная гимнастика

перед зеркалом, направленная на выработку умения образовывать

боковыми краями языка смычку с верхними коренными

зубами, а кончик его удерживать у нижних резцов. Полезными

для этой цели являются такие упражнения, как высовывание языка

«лопатой», «желобом», присасывание языка к нёбу и удерживание

его в этом положении при опускании и поднимании нижней челюсти,

образование смычки боковыми краями языка с коренными

зубами при одновременном упоре кончика языка в нижние

резцы. Последнее упражнение проделывается сначала при открытом

рте, а затем при постепенном сближении челюстей. При сохранении

полученного уклада языка производится попеременный

вдох и выдох, в результате чего должен появиться звук, средний

между х и с', на базе которого в ходе последующих упражнений

получается фонема с.

Исправление всех разновидностей носового сигматизма сводится

к приучению ребенка направлять струю воздуха в рот, закрывая

проход в носовую полость поднятием мягкого нёба, и к

усвоению им правильной артикуляции языка. Наиболее эффективным

путем является использование тех четырех этапов, которые

описаны выше применительно к исправлению бокового сигматизма.

Этот же путь с некоторой модификацией рекомендуется

и тогда, когда носовой сигматизм выступает в качестве проявления

открытой гнусавости, возникающей на органической основе

(аномалии строения мягкого нёба, его порез, нёбные щели)...

Остается добавить, что в некоторых случаях носовой сигматизм

может быть исправлен и с помощью более простых приемов, описанных

применительно к коррекции бокового сигматизма (например,

исходя из звуков типа т, ф, х9).

При исправлении всех рассмотренных недостатков произношения

свистящих согласных усвоение правильной артикуляции фонемы

с имеет решающее значение для коррекции остальных согласных

данной группы. Фонема с9

усваивается уже в то время,

когда при закреплении артикуляции фонемы с используются слоги

и слова, в которых свистящий согласный стоит не только перед

гласными а, о, у, ы, но и перед гласными е, и, где мы имеем дело

уже с мягкой фонемой с9

Звонкие зиз' легко воспроизводятся на основе простого присоединения

голоса к фонемам с и с9

Что касается аффикаты ц, то она может быть легко получена с

помощью указания на то, что фонема с должна быть предпослана

фонеме т (тс, тс; атс, атс, тс а,

тс а). Следует обратить внимание на то, что в этом случае т

произносится при опущенном к нижним резцам кончике язы-

45

ка. Это необходимо для получения слитного звучания взрывного

и фрикативного компонентов фонемы ц.

В необходимых случаях можно прибегнуть к механическому удерживанию

кончика языка у нижних резцов с помощью шпателя или

зонда во время произнесения сочетаний с тс тс тс.

Закрепляя произношение фонемы ц, следует начинать с закрытых

слогов ац, оц, эц и слов, оканчивающихся такими слогами

(огурец, палец), так как в открытых слогах (ца, цо, це) и в начале

слов (цапля, цирк) на первых порах нередко скрадывается взрывной

компонент фонемы.

Шипящие фонемы. Механизм образования фонемы ш состоит

в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо

сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык поднят

«чашечкой» («ковшом») к нёбу. Боковыми краями он прилегает

к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами,

оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо поднято

и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и

свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую

полость.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним

краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум,

более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как

шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесении

с, определяется сравнительно большим размером полости,

которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними

зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигается

округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в

том, что при последней смыкаются и приходят в колебание голосовые

связки, несколько слабее становится напор струи выдыхаемого

воздуха, несколько уже щель между языком и нёбом.

Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы ш более высоким

положением спинки языка и легким перемещением его кпереди,

вызывающим некоторое уменьшение размеров полости

между языком и передними зубами и способствующим вместе с

подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

Фонема н, как слитная, представляет собой тесное соединение

смычного согласного типа т и щелевого щ. В первый момент язык

смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и Скаковые

края языка занимают такое же положение, как при фоне,

щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вс; >т за

этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в

положение, присущее артикуляции фонемы щ.

46

положение, присущее артикуляции фонемы щ.

В произношении шипящих встречается большинство из тех недостатков,

которые были описаны применительно к свистящим.

Сюда относятся губно-зубной, межзубный, призубный, боковой и

носовой виды сигматизма.

Встречается такой вид сигматизма, при котором мягкие шипящие

становятся универсальными заменителями и свистящих и

твердых шипящих, когда звук ш является представителем фонем с,

с9, шу Щу звук ж9 — фонем з, з 9 и ж, а звук н — фонем ниц.

Специфическим для шипящих является прежде всего парасиг-

матизм, выражающиеся в замене шипящих свистящими... Этот своего

рода свистящий сигматизм чаще всего встречается у дошкольников

в качестве известного этапа в овладении

фонематическим строем речи.

Другую разновидность недостатков произношения шипящих,

затрагивающую обычно лишь фонемы шиж, представляет такой

сигматизм, при котором язык не принимает участия в артикуляции

и выдыхаемый воздух, попадая в ротовую полость, встречает

на своем пути препятствие ли!пь в виде щели между зубами, ограниченной

с боков прижатыми к ним углами рта. Проходя через

эту щель, выдыхаемый воздух образует характерный тупой шум, к

которому при произнесении фонемы ж присоединяется тон голоса.

Энергичное произнесение подобных ш и ж сопровождается

нередко легким раздуванием щек, в связи с чем этот вид сигматизма

иногда называют щёчным.

В числе недостатков произношения фонем ш и ж следует упомянуть

замену их звуками, близкими или даже совпадающими с

фонемой JC и ее звонким вариантом (южнорусское фрикативное

г).

Надо иметь в виду, что в некоторых случаях при дефектном

произношении твердых шипящих ш и ж отмечается правильное

произношение мягких нищ. Сюда относятся прежде всего два

только что указанных вида сигматизма.

Такое расхождение между твердыми и мягкими шипящими

объясняется тем, что последние могут воспроизводиться без подъема

переднего края языка к нёбу. Можно встретить немало людей,

которые артикулируют фонемы щ и ч так, что щель или смычка

образуются у нёба не передним краем языка, а передней частью

его спинки. Кончик языка при этом опущен и отступает назад из

положения, присущего артикуляции фонемы с, что обеспечивает

увеличение размеров полости между языком и передними зубами,

необходимое для получения шипящего звука. В некоторых случаях,

при образовании достаточно большой полости, возможно получить

и нижние твердые шипящие шиж. Однако, как правило,

Из анатомических недостатков, предрасполагающих к возникновению

дефектов произношения шипящих согласных (црежде

всего ш и ж), помимо аномалий в строении речевого аппарата,

способствующих появлению дефектов свистящих, следует указать

резко укороченную подъязычную связку, затрудняющую

подъем переднего края языка к нёбу, а также высокое и узкое

твердое нёбо.

В случае сигматизма, охватывающего и свистящие и шипящие

согласные, целесообразнее, за некоторыми исключениями,

начинать с исправления первых. При сигматизме, распространяющемся

на всю группу шипящих, следует, как правило, начинать

с исправления фонемы ш.

Попытка исправить дефект у дошкольников и младших школьников

на основе подражания предполагает слуховое восприятие

фонемы, подкрепленное примерами сходных звуков окружаю-

щесо^нфа (шипением паровоза, сжатого воздуха при открывании

дверей автобуса, шум деревьев при сильном ветре и т.п.).

Зрительную основу подражания составляет показ перед зеркалом

положения языка (при несколько раскрытом рте), пластическое

изображение его формы кистью рук. Используется также

ощущение широкой и теплой струи воздуха на кисти, поднесенной

ко рту.

Если таким путем достичь успеха не удается, необходимо использовать

специальные приемы.

В тех случаях, когда наряду с дефектной фонемой ш имеется

нормально произносимая фонема /?, следует воспользоваться

последней в качестве базы для получения требуемой артикуляции.

Для этого ребенка побуждают протяжно произнести перед

зеркалом фонему р без голоса или шепотом, постепенно убавляя

силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится

слабое шипение. Протягивая этот шипящий звук, после нескольких

упражнений его получают уже без предшествующего произнесения

глухого р.

Шипение можно получить и без ослабления выдоха, стоит

лишь во время произнесения глухого р слегка прикоснуться шпателем

или зондом к нижней поверхности языка и затормозить

вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с

механической помощью при открытом рте, когда будет достигнуто

умение произвольно воспроизводить требуемую артикуляцию,

можно перейти к произнесению полученного звука со сжатыми

зубами (шипение становится гуще, т.е. ниже), а затем, в

заключение серии упражнений, дополнить артикуляцию округлением

губ (шипение станет еще гуще), что приведет к нормальному

звучанию фонемы ш

48

Другой прием основан на использовании в качестве базы фонемы

т. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколько

раз фонему т с интервалами в 3—4 секунды. Затем упражнение

видоизменяется: артикуляция воспроизводится не со

сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указывается,

что передний край языка должен смыкаться не с зубами,

как вначале, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к

произнесению альвеолярного т с аспирацией (придыханием), как

при английском t Уже при этом к звуку взрыва примешивается

слабый и короткий шипящий шум. В дальнейшем этот шум постепенно

удлиняется и освобождается от предшествующего ему

взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее

перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ. Указанный

прием не всегда удается осуществить, особенно в тех случаях,

когда ребенок не в состоянии поднять передний край или

кончик языка к нёбу.

Следующий прием постановки фонемы ш состоит в использовании

зонда. Базой служит правильно артикулируемая фонема

с1. Ребенка побуждают 2—3 раза протяжно произнести фонему с

отдельно или в слоге с гласной а (с, с а). Вслед за

этим при открытом рте под язык подкладывается зонд, после

чего дается инструкция сжать зубы и вновь произнести фонему

с. Субъективное намерение ребенка выполнить это требование

приводит (вследствие механического воздействия на язык) фактически

к видоизменению шума от свиста к шипению. Регулируя

угол наклона и глубину введения зонда в рот, следует найти

такое его положение, которое дает наилучший на данном этапе

работы акустический эффект. Пока новая артикуляция языка не

закрепится, нельзя напоминать ребенку о фонеме ш, показывать

ему соответствующую букву или включать в упражнения слова,

содержащие данную фонему. Материалом упражнений, проделываемых

с помощью зонда, могут быть слоги са, со, се, сы; аса,

асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен произноситься

протяжно. Когда новая артикуляция укрепится, можно

поставить ребенка в известность, какая фонема у него получается,

показать ему букву ш и включить в упражнения слова с данной

фонемой.

В наиболее трудных случаях приходится начинать постановку

фонемы ш с подготовительных артикуляционных упражнений,

направленных на выработку умения придавать языку требуемую

форму и положение. Сюда относится высовывание языка «лопа-

1 В некоторых случаях оправдано использование данного приема и при межзубном

и шипящем произношении фонемы с.

той» и дутье с образованием по средней линии желобка. Далее

следует просовывание языка в зазор между верхними передними

зубами и верхней губой (преддверие рта), облизывание широким

языкомверхней губы, прикладывание языка к ней, дутье в таком

положении с контролем при помощи полоски бумаги над направлением

струи выдыхаемого воздуха, которая должна идти

косо вверх. Если произвольный подъем высунутого языка к верхней

губе и удерживание его в этом положении оказываются

непосильными, то приходится прибегать к механической помощи,

пользуясь шпателем или пальцами. Добившись дутья с положением

языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние

зубы при открытом рте. При таком положении языка в результате

дутья должен получиться тупой шум, напоминающий своим

звучанием английскую глухую фонему th.

Закрепив новую артикуляцию, надо последовательно перейти

к заключительным этапам работы, задерживаясь на каждом

столько, сколько окажется необходимым для закрепления соответственного

уклада речевых органов. Эти этапы состоят из дальнейшего

перемещения языка к нёбу, затем смыкания зубов (то и

другое приводит к появлению отчетливого шипения) и, наконец,

округления губ1

Дальнейшая задача — закрепление артикуляции в слогах и

словах, включающих фонему ш, а в случае необходимости —

дифференциация этой фонемы с другими, близкими по механизму

образования или по звучанию. Надо подчеркнуть важность

надлежащей дозировки упражнений, связанных с постановкой и

закреплением фонемы ш, поскольку упражнения эти являются

весьма утомительными для дыхательного аппарата.

В тех случаях, когда артикуляция фонемы ш (а также ж, р, и

л) затрудняется короткой подъязычной связкой, логопедической

работе должна предшествовать операция в виде подрезания этой

связки. Следует, однако, отметить, что в практике наблюдается

тенденция направлять на такого рода операцию детей, в сущности,

не нуждающихся в ней. Очень часто несколько укороченная

связка может быть растянута с помощью упражнений да и вообще

не препятствует выработке правильной артикуляции обычными

логопедическими методами. Лишь в самых редких случаях,

когда кончик языка не может быть поднят даже механическим

способом (шпателем), операцию надо считать необходимой.

Исправление дефектов произношения фонемы ж при усвоенной

артикуляции ш не вызывает затруднений. Ребенка побуж-

1 Округлять губы раньше времени нецелесообразно, т. к. это мешает видеть

положение языка во рту и может оживить прежнюю дефектную артикуляцию.

50

дают просто произнести протяжно ш и включить голос. Предварительно

это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка

к своему рту (для ощущения струи воздуха) и приложив

другую к своей гортани (для ощущения ее вибрации). Таким же

образом ребенок проверяет собственное произношение фонем ш

и ж.

Добившись успеха, следует закрепить правильное произношение

фонемы ж на материале слогов, слов и фраз и отдифференцировать

ее от фонемы ш. При наличии фонемы з нетрудно получить

фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был

указан для постановки ш от с.

При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и н

обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет

место парасигматизм в виде замены щ на с9

и ч на ц9

Мало того,

как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблюдается

правильное звучание фонем щи ч.

Для исправления фонемы щ, произносимой как с9, проще всего

воспользоваться зондом или шпателем и, слегка приподняв и отодвинув

язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его

назад (нижняя артикуляция), добиться необходимого звучания фонемы

и далее закрепить его упражнениями сначала с механической

помощью, а затем без нее. В заключение необходимо отдифференцировать

фонему щ от фонем си ш.

При замене фонемы ч посредством 1<'(или ц) рекомендуется

тот же механический прием, что и при коррекции щ. Если фонема

ш усвоена, то получить ч можно, указав и показав, что мягкому

шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде #и. Можно

рекомендовать также такой прием постановки фонемы ч, при

котором базой служит аспирированная (произносимая с придыханием)

фонема т9

Если в момент произнесения такого звука

кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным

под него зондом, то должно появиться верхнее ч, если же

просто отодвигается, то нижнее.

Впрочем, не только фонема ч может быть производной от щ, но

и фонема щ от ч, если последняя усвоена ранее. В этом случае


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: