Дифференциация дислалии 21 страница

Исследования, основанные на системном подходе к изучению

речевой функции, позволяют рассматривать речевые нарушения в

аспекте их структурной и семантической целостности.

У большинства учащихся отмечается своеобразие формирования

словарного запаса, что находит выражение в употреблении

одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с

ними, в отсутствии ряда слов-названий, в несформированности

многих родовых, видовых и обобщенных понятий. Особенно ограничен

у них запас слов, обозначающих признаки и качества

предметов, а также различные виды действий с ними. Такое своеобразие

обусловлено основным заболеванием детей — двигательными

нарушениями, которые не позволяют детям свободно передвигаться

и действовать с предметами, ограничивают их

общение с окружающим миром.

Хотя большинство учащихся с детским церебральным параличом

пользуются к началу обучения фразовой речью, она у них

бедна, состоит из двух-трех слов. Отмечается отсутствие предлогов,

искажение предложно-флективных отношений, отображающих

различное расположение предметов в пространстве и во

времени.

У детей отмечается неумение правильно применять глаголы в

возвратной форме, в различных временах, затруднения в употреблении

предложений со сравнительными оборотами и наречиями,

обозначающими разную меру и полноту действий.

Специфика заболевания определяет в значительной степени

и своеобразие развития понимания речи у детей с детским церебральным

параличом. Это своеобразие проявляется в недостаточном

понимании многозначных слов, в трудностях различения

синонимов, антонимов, значений причастий и деепричастий,

в понимании предложно-флективных отношений и предложных

конструкций, содержащих слова, выражающие пространственно-

временные отношения.

Развитие всех сторон устной речи детей с детским церебральным

параличом является необходимой предпосылкой успешного

усвоения программного материала по основным предметам. Недостаточность

и бедность словарного запаса, непонимание отдельных

грамматических форм и выражений вызывают затруднения

в осмыслении учебных текстов, арифметических задач,

художественных произведений.

Исследование показало, что наиболее часто нарушения звукопроизношения

при спастической диплегии связаны с псевдобульбарной

дизартрией. Псевдобульбарная дизартрия возникает

при поражении двигательных корковоядерных путей, идущих от

коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной

дизартрии характерно повышение или понижение

мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Обследование

состояния движений артикуляционного аппарата позволило

выделить несколько групп детей. У детей первой группы отмечалось

разной степени выраженности слюнотечение, снижение

объема и амплитуды, а также скорости всех движений мышц губной,

язычной мускулатуры, ослабление силы голоса, речевого

вдоха и выдоха. Выпадение или ослабление иннервации черепно-

мозговых нервов было различным, но чаще всего выпадали

боковые движения языка и загибание кончика языка на верхнюю

губу. Почти все дети не умели выполнить дорсальную позицию

языка, а какуминальную выполняли не с полным загибанием

краев языка, иногда вообще без поднятия боковых краев, а

лишь с оттягиванием языка вглубь и в этом положении пытались

произносить шипящие звуки. Включение вдоха во время речи у

детей было затруднено, что снижало плавность речевого дыхания

и создавало вынужденные остановки в речи.

Голос у детей во время речи был тихий, истощающийся, с

плохой модуляцией. Вне'речи в аффективных реакциях крики

детей были гораздо лучшими по акустическим проявлениям —

голос чистый, звонкий, с модуляционными переходами.

Характер движений мышц артикуляционного аппарата имел

следующие особенности:

1. Включение в движение и переключение движений обычно

плавное, но с некоторым увеличением латентного периода.

2. Включение в движение вызывает не очень сильно выраженные

синкинезии головы и конечностей.

3. Движение может полностью отсутствовать при произвольных

попытках, но присутствует при безусловно-рефлекторных

актах.

4. Объем движений неполный, амплитуда всегда снижена,

движения асимметричны.

5. Истощаемость мышц.

6. Пассивные движения удаются легко.

7 При фиксации на движениях и при их повторении резко

увеличивается слюнотечение.

При проверке выполнения фонетических позиций, необходимых

для артикулирования целых групп звуков, оказалось, что

эти дети не смогли выполнить целый ряд заданных позиций... У

детей слабо выражена лабилизация, отмечается ненужная назализация

при произнесении почти всех звуков. Большая часть детей

«искали» требуемую траекторию движения многими промежуточными

движениями. В речи гласные звуки произносились ус-

редненно, причем смычные согласные лучшие аффрикат, щелевых,

сонор. Звукопроизношение в изолированномповторении

было лучшим, чем в самостоятельной речи, многие звуки смешивались,

не все были автоматизированны. Было выявлено значительное

количество ошибок дифференциации звуков по глухости-

звонкости, мягкости-твердости.

257

Дети этой группы обнаруживали затруднения в речевом общении.

Почти все они быстро уставали от речевой нагрузки, их

речевая активность была выражена непостоянно и быстро истощалась.

Речевое общение детей было выражено минимально, они

мало задавали вопросов, особенно познавательного характера.

Следовые речевые реакции у них быстро стирались, им необходимо

было повторять многократно объясняемый материал. Словарный

запас детей не был широк по всем темам, в основном

ограничивался рамками бытовой обстановки, школы. Сложноподчиненные

конструкции описательной речи обнаруживались

у отдельных детей.

У детей второй группы псевдобульбарная дизартрия была

обусловлена в основном парезами мышц артикуляционного аппарата.

У этих детей наряду с нарушением произношения переднеязычных

звуков страдало произношение и смычно-губных

звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно

двугубных (я, б, м), язычноальвеолярных, а также нередко и

ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют достаточного

подъема спинки языка вверх (и, ы, у). В силу паретичнос-

ти мышц мягкого нёба отмечалось резкое ограничение движений,

поэтому ребенок все звуки произносил с носовым оттенком.

Речь медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная.

Среди учащихся специальных школ со спастической формой

церебрального паралича выделяется группа детей, у которых в

основе нарушений звукопроизношения лежит недостаточность

кинестетического восприятия позы и движения мышц артикуляционного

аппарата. Произношение звуков характеризуется рядом

особенностей: при этом искажается произнесение звуков,

близких по месту артикуляции... Характерной особенностью звукопроизношения

является искажение и замена аффрикатов. При

произнесении этих звуков дети как бы расчленяют звук на составные

части...

Искажения и замены звуков отличаются непостоянством: например,

затруднялись произвестисамостоятельно серию движений

языком и губами для произнесения заданных звуков, ребенок

может эти звуки воспроизвести правильно на основе использования

зрительного анализатора, т.е. по показу, по подражанию.

При этом отмечалось, что в словах звуки могут произноситься

более правильно, чем в отдельных бессмысленных слогах. У детей

указанной группы не всегда своевременно подключается голос

к произнесению звуков. Кроме того, у этих учеников проявляется

определенный латентный период для включения в речевую

деятельность.

258

Выделяется группа учащихся со спастической формой церебрального

паралича, у которых отмечается недостаточность тонких

изолированных движений мышц артикуляционного аппарата,

особенно языка. Поэтому наиболее грубо у них страдает

произнесение переднеязычных звуков, особенно какуминальных

согласных (ш, ж, р), при образовании которых язык поднят кверху,

слегка загнут с боков (так называемая «чашечка»)... Почти у всех

детей этой группы отсутствует произнесение звуков л, р.

Среди обследованных детей с гиперкинетической формой детского

церебрального паралича нарушения речи по типу дизартрии

были обнаружены у всех детей. Расстройства звукопроизно-

сительной стороны речи у них определяются в основном наличием

гиперкинезов в мышцах артикуляционного аппарата.

В речевой мускулатуре гиперкинезы не всегда проявляются с

такой же интенсивностью, как в общей моторике, но характер

гиперкинезов один и тот же. Степень выраженности гиперкинезов

в речевом аппарате отличается непостоянством, зависит не

только от эмоциональных нагрузок, но и длительности речевого

общения.

Различают следующие виды гиперкинезов в речевой мускулатуре:

хореиформный, атетоидный, хореатетоидный.

При атетоидном гиперкинезе, при сильно выраженных тонических

расстройствах управления (по типу ригидности) речевой

процесс детей был сильно нарушен, порой речь детей воспринимать,

как понятную, без специального прослушивания, переспрашивания,

было невозможно. При хореиформном гиперкинезе дети

могли выполнить почти все задания, выявляющие подвижность

мышц речевого аппарата. Интенсивностьгиперкинеза не оказывала

заметного влияния на возможность выполнить движение.

Качество же выполнения было, естественно нарушенным, однако

амплитуда движения и объем движений в целом были сохранны.

Но при включении в речевой процесс наблюдалась рассогласованность

мышц артикуляционного аппарата и дыхательно-фона-

торного процесса.

При чистом хореиформном гиперкинезе дети умели воспроизвести

все артикуляционные позиции и воспроизвести дифференциальные

артикуляционные признаки фонем, поэтому мы не

наблюдали у них замен и пропусков букв.

Атетоидный гиперкинез проявлялся в постоянном чередовании

разгибательных и сгибательных движений головы, в смещении

нижней челюсти, языка, губ. В верхней мимической мускулатуре

отмечались насильственные движения надбровья и

круговой мышцы глаз — брови поднимались и чуть сдвигались,

появлялись как-будто гримасы боли, удивления. При сильно

выраженной ригидности в мышцах плечевого пояса, шеи и мимической

мускулатуры наблюдалось слюнотечение, но не сильно

выраженное. При произвольных речевых попытках гиперкинез

усиливался, что вторично затрудняло установление речевого

контакта.

Характер движений мышц речевого аппарата при гиперкинетическом

синдроме имеет следующие особенности:

1. Скорость включения в движение зависит от характера гиперкинеза:

при атетоидном гиперкинезе значительно увеличивается

латентный период включения в речь, при хореическом он

почти в пределах нормы.

2. При атетоидном гиперкинезе целый ряд движений является

недоступным ребенку, но ученик всегда делает попытки выполнить

движение длительно, сосредоточенно, как можно лучше.

Отсутствует движение поднятия кончика языка на верхнюю губу,

поэтому дорсальная и какуминальная позиция недоступны, так

как язык сильно напряжен и ротирован. При хореиформном гиперкинезе

движения несколько затруднены, но доступны.

3. При выполнении артикуляционных движений наблюдается

увеличение гиперкинезов.

4. Амплитуда движения при хореиформном гиперкинезе непостоянная,

при атетоидном гиперкинезе — амплитуда неполная.

5. Фиксация движения очень ограничена.

Характерной чертой проявления нарушений звукопроизношения

при гиперкинетической форме церебрального паралича является

расстройство мышечного тонуса в речевой мускулатуре.

Меняющийся характер мышечного тонуса при экстрапирамидной

дизартрии, большая его зависимость от внешних влияний,

произвольных движений, эмоционального состояния учащегося,

положения его тела и головы определяли особенности нарушенного

звукопроизношения у этих детей. Было характерно отсутствие

стабильности артикуляционных нарушений, непостоянство

нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии

в речевой мускулатуре отмечается дистония с трудностью

удержания какой-либо артикуляционной позы, то при попытке к

речи наблюдается повышение мышечного тонуса в артикуляционной

мускулатуре. Тонические мышечные нарушения могут распространяться

и на дыхательную мускулатуру, и на мышцы гортани,

обусловливая своеобразные расстройства голосообразования

и дыхания у этих детей. Поэтому произвольное подключение голоса

всегда затруднено, проходит определенный латентный период

между беззвучной артикуляцией и ответом ребенка, но речь его

смазанная, невнятная, голос с гнусавым оттенком.

260

Следующей особенностью звукопроизношения является нарушение

эмоционально-двигательной иннервации, что проявляется

в расстройствах так называемой просодической стороны

моторной речи. При этом страдает не столько артикуляция, сколько

мелодия, темп речи, возможность говорить медленно или

быстро, нарушается интонация. Эмоциональный оттенок речи

утрачивается, речь делается монотонной, однообразной, смодулированной.

Во время фразовой речи происходит ее постепенное

затухание.

Голос у этих детей прерывистый, при хореическом гиперкинезе

вибрирует, при атетоидном напряжен и сдавлен. Темп речи более

сохранен при хореическом гиперкинезе и очень замедлен при

атетоидном. Модуляций почти нет при атетоидном гиперкинезе,

вследствие чего отсутствует интонационная выразительность речи.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны

речи учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича

является трудность автоматизации или введения поставленного

звука в речь. Это обусловлено затруднениями при переключении

от одной артикуляции к другой, при переходе от звука

к звуку, от слова к слову...

Выявленные особенности звукопроизносительной стороны

речи и механизмы, их обусловливающие, позволили совершенствовать

комплексную систему мероприятий по коррекции недостатков

речевого развития учащихся с детским церебральным

параличом.

В основу коррекционной работы положен синтетический подход,

предусматривающий принцип системного подхода к характеру

нарушений звукопроизносительной стороны речи, принцип

формирования коммуникативной функции речи как результата

психической деятельности учащихся, принцип деятельностного

подхода к развитию речи, принцип поэтапного формирования

всех сторон речи.

Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется с учетом

характера и структуры нарушений у каждого учащегося. Постановка

звуков проводится в тесном единстве с формированием

зрительного и слухового восприятия, развитием фонематического

слуха и звукового анализа, пространственной ориентацией и зрительно-

моторной координацией. Особое внимание уделяется воспитанию

кинестетических ощущений и самоконтроля при формировании

необходимого артикуляционного уклада...

Особенности умственного и речевого развития

учащихся с церебральным параличом. / Под ред.

U. В. Ипполитовой. — М., 1989.

261

Е. Ф. Архипова

Четыре уровня доречевого развития детей

с детским церебральным параличом

Все дети в зависимости от уровня развития их голосовой активности

могут быть отнесены к четырем группам, которые соответствуют

четырем уровням доречевого развития.

1 уровень — отсутствие голосовой активности.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Голосовая

активность детей проявляется только в плаче и крике.

Голос детей с церебральным параличом тихий, слабый, с м о дулированный,

быстро истощающийся. По крику нельзя определить

состояние ребенка и его желания. Дифференцированной

голосовой активности нет — дети не гулят. Период

бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицательные

реакции. Эмоциональное общение с окружающими у детей

выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или

вообще отсутствует.

Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на предметах

и игрушках слабо выражена. Прослеживание движущегося

оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на

звуковые раздражители снижена.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности.

Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборонительные

реакции в виде вздрагивания, плача. Имеющиеся у

некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выраженный

познавательный характер.

Характеристика двигательного развития. Положение тела детей

вынужденное, отсутствуют произвольные движения. Дети не

удерживают голову, не могут повернуть ее в какую-либо сторону

при прослеживании за движущейся игрушкой. Функции рук не

развиваются.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

У детей с церебральным параличом изменения мышечного тонуса

губ, языка проявляются в паретичности, спастичности, дисто-

нии или гиперкинезах. Нарушение подвижности губ и языка затрудняет

процессы сосания и глотания. Нередко отмечается

подтекание молока из углов губ или носа. Лицо амимичное. Иногда

нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинхронно

с сосанием.

2 уровень — наличие недифференцированной голосовой активности.

262

Характеристика голосовой активности и функции общения. С

детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у

них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посредством

недифференцированных движений тела, головы, сопровождающихся

неорганизованной вокализацией, что соответствует раннему

доязыковому уровню развития общения нормальных детей.

Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и

отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое

произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является средством

выражения своих состояний и желаний. Голос смодулированный.

В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недостаточность

зрительного внимания, ограничение полей зрения,

косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено.

Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой

раздражитель, которая находит свое выражение в защитных

реакциях в виде плача и вздрагивания.

Характеристика ориентированно-познавательной деятельности.

Ориентировочные реакции на внешние раздражители возникают

при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равнодушны

к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на

новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо,

эмоциональные реакции бедные.

Характеристика двигательного развития. Произвольная моторика

крайне ограничена. Дети слабо удерживают голову, кисти

рук в порочных положениях. У них начинает развиваться зрительно-

моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват

удается после многократных попыток. Манипулятивная деятельность

отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают

вертикального положения тела в специальном стуле.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Нарушения функций мышц языка приводят к формированию

его патологической формы. Наличие оральных синкинезий затрудняет

произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса

мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности,

паретичности, дистонии. Голос детей слабый, смодулированный.

Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдобульбарная

симптоматика.

3 уровень — гуление. Этот уровень у детей с церебральным

параличом в форме спастической диплегии характеризуется неравномерностью

развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной

координации, ориентировочно-познавательной деятельности,

эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С

детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реагируют

на интонации голоса человека. У них ярко выражены «комплекс

оживления» и направленность на общение со взрослыми.

Крик детей на этом этапе уже является средством выражения состояний,

желаний и, следовательно, средством общенияс людьми.

Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления:

длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные

звуки в сочетании с гласными (бу, пу> ма, ха, ка). В гулении появляются

аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.

Характеристика сенсорного развития. У детей появляются дифференцированные

зрительные и слуховые реакции: они узнают

мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Трудности

восприятия сильно ограничивают возможности познавательной

деятельности детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности.

Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание

на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные манипуляции.

Дети эмоциональны, активны, различают некоторые

речевые инструкции в конкретной ситуации.

Характеристика двигательного развития. У детей, находящихся

на этом уровне, развивается зрительно-моторная координация.

Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитивные

манипуляции, но их движения ограниченны, напряжены,

крайне неловки; игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоянии

удержаться в вертикальном положении в специальном стуле,

но самостоятельно не сидят и не стоят.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика,

проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления.

Часто проявляются такие патологические симптомы артикуляционного

аппарата, как спастичность, паретичность, дис-

тония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность

языка, губ значительно ограничена.

4 уровень — лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в

развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональной

сферы намного опережает уровень двигательного и речевого

развития.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Средствами

общения с окружающими являются выразительные движения

головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные

слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и

представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными

звуками. Слогового лепета, как правило,не отмечается.

264

Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отраженный,

односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне

слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся редко,

после длительной стимуляции. Потребность речевого общения

у детей выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хорошо

понимают обращенную речь: как простые ситуативные инструкции,

так и сложные двух-трехступенчатые задания.

Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного

восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зрения

и т.п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете.

Однако высокий уровень психической активности детей способствует

тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зрительного

анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову

в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взором и т.д.).

Нарушения'слухового восприятия проявляются в снижении слухового

внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи.

Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического

развития детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности.

Дети отличаются высокой активностью познавательной деятельности,

устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоциональном

контакте; их эмоции носят дифференцированный характер.

Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему,

длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает развиваться

предметная деятельность, но тонкие ручные движения

у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно

опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде

случаев даже приближается к возрастной норме.

Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в

специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипулировать

ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы

в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев.

При помощи взрослых дети могут стоять и преступать у опоры,

но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе

руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые

дети могут самостоятельно сидеть.

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое

состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении

мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приводит

к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных

артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у

всех детей имеет место повышенная саливация и псевдобульбар-

ные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У

всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Таким образом, изучение детей с церебральным параличом

позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимущественно

его интонационных особенностей. Что касается гуления, то

время его появления часто соответствует возрастной норме, но

дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе,

чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление

и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей

длительное время не является средством общения в силу недоразвития

интонационно-выразительной системы речи в целом.

Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется

бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса,

слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети предпочитают

общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве

случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов,

характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепета

у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо.

Далее у них не формируется механизм аутоэхалалии, т.е. самоподражания.

И, наконец, физиологические эхолалии, слоговой

лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появляется

поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие детей,

страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это

препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная

и манипулятивная функции рук также недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности

зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают

развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология

артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нарушена

подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка

и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не

готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой

анализаторы отстают в своем развитии...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми

с церебральным параличом в доречевой период

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное

развитие функций доречевого периода, обеспечивающих

своевременное формирование речи и личности ребенка...

Основными направлениями коррекционно-педагогической

работы являются следующие:

нормализация состояния и функционирования органов артикуляции

посредством дифференцированного и точечного массажа,

артикуляционной гимнастики;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: