(...) Только парламентский строй, всесторонне подчиняющий правительственную власть законодательной, соответствует сущности демократического принципа, природе народовластия. Естественно возникает вопрос: в какой мере парламентское начало совместимо с началом обособления властей? Не упраздняется ли начало обособления парламентарным строем, подчиняющим правительственную власть законодательной? Или, другими словами. не является ли современная демократия в такой же мере абсолютной, в какой некогда являлась монархия старого режима?
Нельзя отрицать, что при парламентском строе министерство, управляющее государством, находится в безусловной зависимости от парламента. (...) И тем не менее, несмотря на такую зависимость, обособление властей остается незыблемым началом, краеугольным камнем правового строя современных государств. Начало обособления властей находит свое выражение в подзаконно-сти правительственной власти. Глава этой власти - король в конституционной монархии, президент в республике, - не будучи законодателем, законодательно подчинен. Министры, хотя бы и назначенные из состава господствующей в парламенте партии, могут, и должны быть, рассматриваемы как вторичные органы правительственной власти, как органы короля или президента республики. В этом своем значении они являются в такой же мере подзаконным органом, как и орган первичный, - король или президент.
|
|
Подзаконность главы правительственной власти определяет собой подзаконный характер правительства вообще. В то время как в абсолютной монархии каждый, хотя бы и самый незначительный, административный орган осуществляет в пределах своей
компетенции надзаконную волю абсолютного монарха, в государствах конституционных все, без исключения, административные органы в пределах своей компетенции осуществляют подзаконную волю и волю, ограниченную и определенную законом, - конституционного главы правительственной власти.
Если, таким образом, подзаконность правительственной власти является непосредственным выражением начала обособления властей, то необходимым следствием этого начала является правомерный характер отношений между гражданами и властью, - и, следовательно, политической правоспособностью гражданина. В современных демократиях только потому гражданин является субъектом публичных прав, - и, в частности, прав свободы, что правительственная власть, обособленная от законодательной, имеет подзаконный характер. Отрицать обособление властей в парламентском строе - значит отрицать неприкосновенность личности как субъекта публичных прав.
|
|
Необходимой гарантией обособления властей является судебная охрана неприкосновенности субъективных публичных прав. Эта гарантия не имеет и не может иметь места в отношении подданных к верховной законодательной власти; а в парламентском государстве она существует - и должна существовать - в отношении граждан к подзаконной правительственной власти.
Судебная охрана публичных прав необходимо предполагает осуществление их в государственном строе начала обособления властей.
Демократическое государство может быть государством парламентарным, но в то же время оно должно быть государством правовым. Еще блаженный Августин называл великой разбойничьей шайкой (...) то государство, в котором власть не ограничена правом и граждане не имеют прав.
Антология мировой правовой мысли.
В 5 т. Т. V Россия конец Х1Х-ХХ вв... М„ 1999. С. 288-292.
Д. Дж. Элейзер*
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
...Понятие “федерализм” имеет два значения. В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными правительственными уровнями, в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации.