Книга шестая Заключение
Сначала мы видим общество, стремящееся к “наибольшему счастью наибольшего количества людей”, вставшее на путь избирательного режима, на который его толкала старая традиция борьбы против абсолютной власти. Представительство для подданных являлось средством обеспечения безопасности их благосостояния и их личности, и каждый шаг, сделанный в этом направлении, знаменовал собой новую победу в области народной свободы, до тех пор пока, окончательно укоренившись, избирательный режим не сделался наконец синонимом режима свободы. Благодаря этой политической эволюции создалось убеждение, приписывающее как бы мистические свойства самому избирательному принципу как таковому и превращающее в аксиому то положение, что чем шире применяется избирательный способ в государственной организации, тем больше свободы. Общество, стремясь довершить свободу, распространило всеобщее голосование, в частности в Соединенных Штатах, на возможно большее количество государственных должностей и даже на область неофициальных политических влияний. Но тогда избирательная техника сделалась до такой степени сложной, что политическое общество должно было обратиться к услугам избирательных посредников. Посредничество между народом и его многочисленными уполномоченными третьего сословия, выбор которых он лишь утверждал, свело до минимума ответственность избранных перед их, так сказать, доверителями и отдало действительную власть в руки избирательных агентов и их руководителей, которые, под предлогом приведения в порядок общественного мнения, сделались таким образом хозяевами положения.,.
|
|
Партия по своей природе является свободным объединением граждан, которое, как и всякое другое объединение не поддается внешнему воздействию, поскольку оно не противоречит общему закону. Государство, уважающее основные права граждан, игнори-
рует партии как таковые. Оно не имеет права спрашивать у членов какой-либо группировки, каковы их политические идеи и каково их политическое прошлое. Государство не имеет права ни штемпелевать политических убеждений, ни устанавливать условий, при которых этот штемпель может быть наложен. Ни в одной свободной стране не было попыток к подобному вмешательству...
Возрастающая сложность социальной жизни сделала больше, чем когда бы то ни было, необходимым объединение индивидуальных усилий. Развитие политической жизни, призывая каждого гражданина к участию в управлении, заставляет, его для выполнения своего гражданского долга, входить в соглашение с своими согражданами. Одним словом, осуществление каждым своих собственных целей в обществе и в государстве предполагает кооперацию, которая невозможна без организации. Группировки граждан во имя политических целей, которые называют партиями, необходимы везде, где граждане имеют право и обязаны выражать свои мнения и действовать; но нужно, чтобы партия перестала быть орудием тирании и коррупции...
|
|
Согласно хорошо известной формуле Эдмунда Берка, партия является “совокупностью людей, которые объединяются для того, чтобы направить свои общие усилия на пользу национального интереса, на основе одного принципа, которому они все сочувствуют”. Как бы ни было эластично это определение, данное великим борцом за систему партий, оно ставит партии довольно точные границы: партия является частной группировкой, ее основой является взаимное согласие относительно определенного принципа и ее целью является осуществление одного или многих объектов общественного интереса.На практике перешли через эти границы. Борьба за свободу, которую пришлось вести в Англии, прежде чем представительный режим сделался действительностью, также как и соперничество знатных фамилий, породила организацию партий и привела к тому, что их целью сделалось обладание властью. Обладание властью было необходимо победившей партии не только для удовлетворения честолюбия и вожделений, но оно являлось единственным средством действительного торжества политической концепции, которую представляла эта партия. Антагонизм между концепциями, воплощенный в партиях, затрагивал самые основы политического общества; он был так глубок, и партийные страсти, в связи с этим. были так бурны и так непримиримы, что даже после победы, так сказать, в мирное время, приходилось
защищать завоевания, как во время войны; нужно было, чтобы одна из двух партий заняла цитадель государства для того, чтобы внушать уважение противнику и чтобы беспрепятственно проводить основные принципы государственного порядка, которые она защищала. Но вскоре эти принципы были признаны всеми, они больше не подвергались опасности со стороны какой-либо партии, так как вошли в национальное сознание и находились под защитой создавшейся с тех пор новой власти, перед которой покорно склонились все партии: власти общественного мнения.
Между тем партии, вкусившие власть, совсем не думали от нее отказываться и по молчаливому соглашению пользовались ею попеременно, в зависимости от изменчивого счастья в борьбе. Противоречие, сначала случайное, между партией как группировкой свободных граждан, преследующих удовлетворение своих политических целей, и партией как отрядом, идущим на приступ власти, для того чтобы разделить добычу, затем сделалось постоянным. “Партийное управление” сделалось регулярным установлением. Его законность и необходимость были признаны в качестве политического догмата благодаря свойственной людям тенденции прикрывать эгоистические стремления соображениями общих интересов и благодаря той общераспространенной философии, которая всегда, даже до Гегеля, проповедовала, что все существующее - разумно. На континенте, где никогда хорошо не понимали английских установлении, а также истинной внутренней пружины режима свободы, которым пользуются англичане, стремились, при введении представительной системы, перенять у Англии те формы, в которых благодаря случайным обстоятельствам осуществлялась свобода, и эти формы были приняты как самая сущность свободных установлении. Ошибка была тем более естественна. что почти во всех странах континента борьба за свободу далеко не была еще закончена и что они еще находились в той переходной фазе, когда старый режим был уже разрушен, в то время как новый еще недостаточно хорошо укоренился, и когда можно было еще опасаться возвращения побежденных реакционных сил. Но в таких странах, как Англия и Соединенные Штаты, где демократический режим бесспорно укоренился и свобода зиждется как бы на непоколебимой скале, неизбежность того, чтобы партия, овладевшая властью, укреплялась, как в крепости, сделалась анахронизмом, и мнимая необходимость такого способа обеспечения господства партии для проведения в управлении политических принципов большинства является лишь чистой условностью, чтобы не
|
|
сказать ложью. Никто не оспаривает того, что еще существуют страны, где демократические установления до сих пор еще недостаточно укоренились и даже являются лишь театральной декорацией и где, следовательно, захват власти является непременным условием свободы. Но не по примеру этих стран, которые должны еще пройти школу демократии, должны строиться методы демократического управления, и не по переходному состоянию должен равняться окончательный результат- Формула, которую приписывают Гамбетте: “Управлять можно только со своей партией”, в стране, уже достигшей свободы, имеет так же мало смысла, как и формула: “В суд можно идти лишь со своими судьями”. К тому же, разве сам Гамбетта после окончательного триумфа республики, уже овладев властью, не счел справедливым и полезным отказаться от этого правила и доверить своим политическим противникам наиболее важные посты в департаментах иностранных дел и военном? Его партия, воспитанная в узости этой формулы, не простила ему широты мысли, с которой он хотел от нее освободиться, и заставила его искупить это тем, что отстранила его от власти...
Вредные и деморализующие результаты конкуренции между партиями достигают своего предела, когда эта конкуренция ограничивается двумя постоянными партиями, удерживающими или оспаривающими политическую монополию- Вмешательство третьих партий стесняет их в их торговле и иногда обеспечивает публике несколько большую свободу действий, но не вносит больших изменений в положение, так как третьи партии стремятся лишь вырвать у господствующих партий захваченную ими политическую монополию. Снабженные той же организацией, третьи партии движимы той же жаждой власти, как бы ни были сильны бескорыстные мотивы, которые иногда к этому примешиваются. Пока партии, даже при большом их числе, останутся косными организациями, неспособными приспособляться к постоянному течению современной политической жизни и к изменчивым колебаниям ее стремлений, неспособными обеспечить сотрудничества, необходимого для достижения общей цели, не подавляя при этом индивидуальной свободы, неспособными осуществить группировку граждан вокруг принципов и идей, освобожденных от противоречий обманчивых универсальных программ и не связанных с более или менее корыстными заботами о том, чтобы захватить и эксплуатировать власть, - партии не смогут выполнить своих истинных задач.
|
|