Типология политических режимов

Я хотел бы начать с определений “политического режима” и “типологии”.

I. Под политическим режимом я понимаю систему конститу­ционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой сис­темы на практике.

Политологи, более склонные к законодательной традиции на­шей дисциплины, зачастую концентрируются на том, что записано в конституции. Совершенно очевидно, что конституционная систе­ма очень важна. Однако положения конституции не всегда соот­ветствуют реальности. Поэтому политологи нуждаются в термине, который бы совмещал конституцию и реальности политики. Если просто исходить из того, что написано в законодательном тексте, и принимать это за реальность, то можно оказаться в очень сложном положении. Именно так я понимаю термин “политический режим”.

II. “Типология” - этот термин, на мой взгляд, означает клас­сификацию чистых типов, или идеальных типов. Термин “идеаль­ный тип” ввел Макс Вебер. Он не имел в виду какую-то модель или тип. “Идеальный” не значит для него “совершенный”, это - “чис­тый, простой”, и в этом смысле мир политики богаче, чем наши политические воззрения, которые в определенном смысле упро­щены, поскольку являются результатом типологизации. В действи­тельности государства и режимы зачастую представляют собой комбинированные типы, включающие в себя элементы более чем одного идеального типа. Тем не менее типология помогает нам ориентироваться в джунглях реальной жизни. Вместо того, чтобы говорить о 140-160 режимах во всем мире, которые незначительно отличаются друг от друга, мы должны попытаться систематизиро­вать этот хаос... Типология конца XX века отражает важнейшие политические события этого столетия,

Думается, что XX век запомнится потомкам, с одной стороны, ростом демократии и достижением ею стадии зрелости, с другой


стороны, тем, что антидемократические режимы достигли невиданного ранее уровня...

Итак, приняв как данность демократичность и недемокра­тичность режима, определим, что такое демократия. Я предлагаю определять демократичность режима по трем характеристикам.

Первое - честные, соревновательные, регулярно проводимые выборы. Под этим словом “соревновательные” понимается на­личие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если од­ни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махи­наций и есть специальный механизм честной игры.

Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится тер­пимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия мо­жет влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже называть честными. Так, это первая характерная осо­бенность демократии.

Второе - правительство рождается из выборов. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необхо­димо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латин­ской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие ла­тиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому необходимое условие демокра­тии - смена правительства в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

И третье - демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демокра­тическим путем во время выборов, это лишь необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Лишь сочетание пра­вительства большинства и защита прав меньшинства составляют демократию. Если же в отношении меньшинства применяются дис­криминационные меры, режим становится недемократичным, не­зависимо от частоты и честности выборов и смены законно из­бранного правительства¼ Во многих странах два первых условия демократии соблюдаются, однако меньшинства не защищены...


Есть разные типы демократических режимов. Наиболее оче­видно подразделение демократических режимов на два подтипа:

президентский и парламентский. Эта терминология может ввести нас в заблуждение. И при президентских режимах имеется нечто вроде парламента, как, скажем, в США. но при президентском ре­жиме исполнительная власть непосредственно не подчинена пар­ламенту. Пожалуй, самый яркий пример президентской демо­кратии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, то есть президента США, который регу­лярно через каждые четыре года избирается всем народом. Пре­зидент назначает руководителей департаментов и кабинет ми­нистров, и правительство - это, в принципе, продолжение пре­зидентского правления. Министры, или, как они называются, сек­ретари, т. е- члены правительства, являются в свою очередь по­мощниками президента, которые назначаются президентом и под­отчетны только ему. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент - диктатор. Президентское правление имеет свои пределы. Прежде всего президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть при­надлежит законодательному органу США. При исполнении своих полномочий президент США в определенной степени ограничен властью Конгресса.

Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменять любые назначения президента США (право вето) и, наконец, Кон­гресс вправе начать процесс “импичмента”, т. е. отстранения пре­зидента от власти- Но этот процесс отличается от парламентской процедуры отстранения президента от власти. Президент США может быть отстранен от управления за нарушение конституции, за государственную измену и другие преступления, но его нельзя отстранить от власти (путем “импичмента”), если, допустим, Кон­гресс не согласен с политикой президента.

При парламентском режиме такая ситуация невозможна - там главный руководитель страны подчиняется парламенту. Когда я говорю о парламентском типе демократии, т. е- когда зако­нодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту, я имею в виду, что исполнительная власть в лице кабинета минист­ров имеет власть только за счет парламента, Правительства, ска­жем, Великобритании, Италии, Германии и другие демократиче­ские парламентские режимы существуют только потому, что у них


есть большинство в парламенте; и таким образом, самым важным ин­ститутом парламентского режима является голосование за доверие или за недоверие правительству. В случае выражения недоверия, ис­ключая государственные преступления премьер-министра или прези­дента, кабинет должен уйти в отставку. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда это называют “Вестминстерскою моделью”, имея в виду Британский парламент, в котором отдельно взятой партии достаточно 50% голосов, чтобы об­разовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинеты формируются на основе коалиций различных партий, из ко­торых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными, как, скажем, в ФРГ, где со­трудничают христианские демократы и свободные демократы. Коали­ции в других странах отличаются недолговременностью, например, в Италии правительство образуется на основе постоянно меняющихся коалиций...

Есть и третий тип парламентского режима, который часто назы­вают консенсуальным парламентским режимом. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил кон­цепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обо­значить режимы, существующие за счет регионального или этническо­го большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 процентов бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франкоговорящее население превра­тилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та система, при которой защища­ются права обеих лингвистических групп. Скажем, правительство не вправе диктовать свои условия в области образования - вместо этого образуются комиссии по образованию из равного количества предста­вителей от обеих языковых групп и т, д.

Итак, чтобы суммировать всю типологию политических режимов, мы делим их на президентское правление и парламентские режимы. Парламентские режимы разделяются на однопартийное большинство, коалиционное и консенсуальное парламентское правление.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: