Я хотел бы начать с определений “политического режима” и “типологии”.
I. Под политическим режимом я понимаю систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.
Политологи, более склонные к законодательной традиции нашей дисциплины, зачастую концентрируются на том, что записано в конституции. Совершенно очевидно, что конституционная система очень важна. Однако положения конституции не всегда соответствуют реальности. Поэтому политологи нуждаются в термине, который бы совмещал конституцию и реальности политики. Если просто исходить из того, что написано в законодательном тексте, и принимать это за реальность, то можно оказаться в очень сложном положении. Именно так я понимаю термин “политический режим”.
II. “Типология” - этот термин, на мой взгляд, означает классификацию чистых типов, или идеальных типов. Термин “идеальный тип” ввел Макс Вебер. Он не имел в виду какую-то модель или тип. “Идеальный” не значит для него “совершенный”, это - “чистый, простой”, и в этом смысле мир политики богаче, чем наши политические воззрения, которые в определенном смысле упрощены, поскольку являются результатом типологизации. В действительности государства и режимы зачастую представляют собой комбинированные типы, включающие в себя элементы более чем одного идеального типа. Тем не менее типология помогает нам ориентироваться в джунглях реальной жизни. Вместо того, чтобы говорить о 140-160 режимах во всем мире, которые незначительно отличаются друг от друга, мы должны попытаться систематизировать этот хаос... Типология конца XX века отражает важнейшие политические события этого столетия,
Думается, что XX век запомнится потомкам, с одной стороны, ростом демократии и достижением ею стадии зрелости, с другой
стороны, тем, что антидемократические режимы достигли невиданного ранее уровня...
Итак, приняв как данность демократичность и недемократичность режима, определим, что такое демократия. Я предлагаю определять демократичность режима по трем характеристикам.
Первое - честные, соревновательные, регулярно проводимые выборы. Под этим словом “соревновательные” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры.
Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже называть честными. Так, это первая характерная особенность демократии.
Второе - правительство рождается из выборов. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому необходимое условие демократии - смена правительства в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
И третье - демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем во время выборов, это лишь необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Лишь сочетание правительства большинства и защита прав меньшинства составляют демократию. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократичным, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства¼ Во многих странах два первых условия демократии соблюдаются, однако меньшинства не защищены...
Есть разные типы демократических режимов. Наиболее очевидно подразделение демократических режимов на два подтипа:
президентский и парламентский. Эта терминология может ввести нас в заблуждение. И при президентских режимах имеется нечто вроде парламента, как, скажем, в США. но при президентском режиме исполнительная власть непосредственно не подчинена парламенту. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, то есть президента США, который регулярно через каждые четыре года избирается всем народом. Президент назначает руководителей департаментов и кабинет министров, и правительство - это, в принципе, продолжение президентского правления. Министры, или, как они называются, секретари, т. е- члены правительства, являются в свою очередь помощниками президента, которые назначаются президентом и подотчетны только ему. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент - диктатор. Президентское правление имеет свои пределы. Прежде всего президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит законодательному органу США. При исполнении своих полномочий президент США в определенной степени ограничен властью Конгресса.
Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменять любые назначения президента США (право вето) и, наконец, Конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т. е. отстранения президента от власти- Но этот процесс отличается от парламентской процедуры отстранения президента от власти. Президент США может быть отстранен от управления за нарушение конституции, за государственную измену и другие преступления, но его нельзя отстранить от власти (путем “импичмента”), если, допустим, Конгресс не согласен с политикой президента.
При парламентском режиме такая ситуация невозможна - там главный руководитель страны подчиняется парламенту. Когда я говорю о парламентском типе демократии, т. е- когда законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту, я имею в виду, что исполнительная власть в лице кабинета министров имеет власть только за счет парламента, Правительства, скажем, Великобритании, Италии, Германии и другие демократические парламентские режимы существуют только потому, что у них
есть большинство в парламенте; и таким образом, самым важным институтом парламентского режима является голосование за доверие или за недоверие правительству. В случае выражения недоверия, исключая государственные преступления премьер-министра или президента, кабинет должен уйти в отставку. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда это называют “Вестминстерскою моделью”, имея в виду Британский парламент, в котором отдельно взятой партии достаточно 50% голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинеты формируются на основе коалиций различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными, как, скажем, в ФРГ, где сотрудничают христианские демократы и свободные демократы. Коалиции в других странах отличаются недолговременностью, например, в Италии правительство образуется на основе постоянно меняющихся коалиций...
Есть и третий тип парламентского режима, который часто называют консенсуальным парламентским режимом. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 процентов бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франкоговорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та система, при которой защищаются права обеих лингвистических групп. Скажем, правительство не вправе диктовать свои условия в области образования - вместо этого образуются комиссии по образованию из равного количества представителей от обеих языковых групп и т, д.
Итак, чтобы суммировать всю типологию политических режимов, мы делим их на президентское правление и парламентские режимы. Парламентские режимы разделяются на однопартийное большинство, коалиционное и консенсуальное парламентское правление.