Г. Морис-Георгица*
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
В западной литературе, прежде всего американской, изучение политических символов ведется давно. В 1930-е гг. появились первые обширные публикации на эту тему, и до настоящего времени многие авторы посвящают данной проблеме свои работы. Интерес западных политологов к проблеме политических символов имеет много причин. На две из них стоит обратить внимание' быстрое развитие средств массовой коммуникации, особенно телевидения;
связанное с ним интенсивное развитие исследовательских институтов и увеличение кадров ученых, изучающих влияние средств массовых коммуникаций на сознание людей.
Важным толчком для западных политологов в сфере анализа политических символов стала семиотика, которая предложила специфический метод познания социальных явлений. Для подтверждения этой гипотезы можно сослаться на классическую работу Г. Лассуэлла и А. Каплана “Власть и общество”, в которой авторы использовали семиотический анализ для изучения символов.
|
|
Символы в социологии и теории пропаганды
Социологический подход к пониманию символических явлений выступает главным образом как элемент социологии культуры...
Т. Парсонс полагает, что культура есть организация символов и продуктов, и трактует культуру как разложенную по образцам упорядоченную систему символов. Как и другие знаки, символы играют большую роль в культуре, поскольку представляют собой элемент социального поведения. Благодаря им возможно функционирование культурной памяти общества и социальных групп, они служат сохранению образцов культуры и в первую очередь -социальной коммуникации. Чтобы стало возможным какое бы то ни было социальное воздействие, а тем более взаимодействие, нужно, чтобы люди понимали знаки одним и тем же способом, т, е. чтобы придавали им одно и то же значение...
Теория пропаганды органически заинтересована в политических символах. Например, Макклерг Ли понимает под пропагандой деятельность, которая состоит в оперировании словами, символами, событиями и личностями с намерениями поддержки или опровержения какого-либо интереса, вопроса, проекта, института или личности в глазах и сознании общества. Согласно концепции Ф. Вильсона, пропаганда есть техника формирования мнений. Она состоит в манипулировании символами без апеллирования к разуму, в поиске корреляций между манипулируемыми символами и уже существующими в сознании граждан эмоциями. В названных дефинициях понятие символа трактуется по-разному. В первой он понимается узко, так как в сферу понятия не включаются слова. которым трудно отказать в символическом значении. Во второй -очень широко, ибо имплицитно предполагается, что специфическим предметом пропаганды выступают символы. Столь широкое понимание политических символов характерно для англосаксонской социологии и политологии...
|
|
Концепция политических символов Лассузлла и Каплана
В работе “Власть и общество” Лассуэлл и Каплан представили собственную концепцию политических символов. Они утверждают, что символы существуют между целями и средствами власти, и проводят различие между мифом, идеологией и утопией, а также между политическими доктринами, формулами (образцами) и позицией символов. Власть сама по себе классифицируется ими как формальная, эффективная, авторитарная и контролирующая с помощью символов (перспектив), с которыми она связана. Хотя понятие символа в рассматриваемой концепции имеет весьма широкую сферу, оно не является, по нашему мнению, достаточно точным. Об этом свидетельствует предложенное Лассуэллом и Капланом толкование: “Политические символы - это такие символы, которые имеют значение для функционирования власти”. Если основываться на данном определении, политическими символами будут такие, которые имеют особую связь с политикой, измеряемой в категориях власти. Они функционируют непосредственно в процессах власти, ее осуществлении, изменениях или удержании.
Американские политологи считают, что наиболее известны авторитарные или частично авторитарные типы политических символов, конституции, уставы, законы, трактаты и т. п. Кроме того,
существуют иные разновидности символов: партийные платформы, лозунги, речи, декларации, политические теории и политические философии. Они рассматривают и другие формы политического символизма: торжественные дни или периоды, публичные места, монументальные строения, музыку и песни, художественные изображения на флагах, декорации, коллекции скульптур, мундиры, рассказы и истории, изысканные церемонии, массовые парадные демонстрации, красноречие. Политическое значение символа может находиться как в его оценочном, так и в описательном значении. Связи символов с отношениями власти выражаются в форме чувств, которые возбуждают, или действий, которые побуждают, а не в форме предметов или государств, чьи интересы они символизируют. Например, название местности может функционировать как политический символ для людей, которые с нею идентифицируются (типа “родина” или “отечество”) Однако значение данного названия может быть и чисто описательным, для географа или историка означающим нечто совершенно иное...
Символ в семиотике
Для целей данной работы принимается та трактовка понятия “символ”, которую дает Ч. Пирс: символ - это знак, который обязан своей функцией представления существованию правила, определяющего его интерпретант, или значение. Пирс признавал символами любые слова, суждения, книги и другие конвенциональные знаки. Для понимания любого символа необходимо знать соответствующую конвенцию, которая образует основание признания тех или иных знаков представителями определенных значений...
Богатым источником создания символов служит мифология, откуда берут начало, например, символы животных в государственных гербах. Большинство символов имеет визуальный характер, но существуют и символы, адресованные к другим чувствам -слуху и обонянию. Говорят также о движущихся символах. В визуальных особую роль играют цвета, которые часто используются как символы чувств, а их комбинации - как национальные символы в государственных флагах. Среди слуховых символов большое политическое значение имеют государственные гимны, патриотические песни, военные марши. Сточки зрения политического поведения существенными признаются определенные двигательные
|
|
символы, например, вытянутый кулак, салютование, представляющие собой внешнюю манифестацию установки. Трудно исчерпывающе составить список символов, обращающихся к чувству зрения. К ним относятся картины, плакаты, фотографии, рисунки, транспаранты, книги, памятники, строения.
Политические символы выступают обычно не в одиночку, а в виде системы символов- Системность - характерное свойство всех знаков, в том числе символов. Существует тесная связь между символическими системами, которые в социологии рассматриваются как поставщики систем ценностей, и социальной системой. Характерное свойство символа, точнее, связи между символом и значением - возможная его изменчивость таким образом, что символ (в материальном смысле) остается неизменным и лишь приписываемые ему значения могут измениться. Эта закономерность присуща всем видам символов. Политические символы особенно “чувствительны” на такие преобразования. Каждая власть, например, использует одни и те же материальные носители значения, к которым несомненно относятся величественные строения правительственных зданий или пограничные столбы. Их устойчивость во времени значительно больше, чем продолжительность определенной власти, а следовательно - и значений, которые они представляли. Можно сказать, что многие из политических символов являются потенциальными знаками, поскольку придание им смысла “политичности” тесно связано с обстоятельствами их использования...