Б. Гуггенбергер*
ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ
1, Понятию “демократия” и ее предметной сфере выпала счастливая судьба: данное понятие современной политологии без особых споров заняло свое место как одно из ключевых в политической семантике... До настоящего времени ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии. Вместе с тем существует множество попыток ее дефиниций, не соответствующих, однако, тем или иным требованиям науки, причем разные авторы рассматривают в качестве определяющих скорее отдельные элементы демократии: равенство, соучастие (партиципация), власть большинства, ее ограничение и контроль над ней, терпимость, основные права граждан, правовая и социальная государственность, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, конкуренция различных мнений и позиций, плюрализм и т. д.
1) Для более продуктивного понимания основополагающих представлений о демократии, несомненно, полезны этимологическая и историческая ретроспективы концепта. Сам термин “демократия” состоит из двух греческих слов: demos - народ и kratem -властвование, следовательно, это “власть народа”. Более развернутое определение “демократии” было сформулировано американским президентом А. Линкольном - government of the people,
by the people, for the people** Здесь все три английских предлога выражают различные аспекты и существенные признаки демократии, а именно: демократия исходит “из” самого народа (“of”), она осуществляется народом (“by”) и в интересах народа (“for”).
Последняя характеристика демократии - как власти “для народа” - не просто вербальное определение, поскольку указывается перспектива, в которой демократия понимается как цель государства, достижимая с помощью политического и социального движения. В ранние исторические периоды (от Древней Греции и
до Французской революции) “демократия” сводилась к учению о формах государства...
Переоценка концепта демократии¼ происходит в период Французской революции-., С этого времени демократия означает уже не только некую общественную структуру, альтернативно противостоящую монархии и аристократии, но становится одновременно и философско-историческим шифром в социологии власти, кодом как для целого ряда либерально-буржуазных требований автономии и соучастия в принятии решений, так и для идей и устремлений к социальному равенству. Концепция демократии превращается в главную движущую силу, сущностный элемент, имманентный всему современному развитию социальных структур. Под демократизацией подразумевается процесс, который, беря свое начало в раннем конституционализме Англии и США, способствовал возникновению нынешних форм демократического государственного устройства, но не завершен и в наши дни. Современное конституционное государство не воплощает в себе какую-либо “законченную” структуру, либо “готовую” для применения концепцию государственного устройства, но является лишь результатом многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса (см. обзор-таблицу)...
Изначально в теории демократии есть два основных типа концептуальных подходов: 1) нормативный и 2) эмпирически-описательный (дескриптивный). И если в рамках первого анализируется и обосновывается вопрос о том, что такое демократия в идеальном виде и в чем она превосходит другие формы управления обществом, то второй охватывает вопросы о том, что такое демократия и как она функционирует на практике,.. В пределах этих двух моделей возникают разные направления исследований, сфокусированные на формулируемых ими же самими задачах, акцентирующие те или иные элементы проблемы.
1) традиционно-либеральная теория демократии при описании представительной демократии исходит из центрального тезиса, связанного с англосаксонской историей: демократия обозначается как responsible government, т.е. как ответственное правление, правительство, способное принимать решения и несущее за них ответственность...
Обзор-таблица
Стадии развития современного конституционного государства
Стадии | Главное требование | Доминантный тип права | Боязнь¼ | Стремление к... | Попитически-институциональные выводы |
I | “Мир” | общие права на выживание и на безопасность | Насильственной смерти, общей ненадежности, террора, гражданской войны, внутренней разобщенности | Внутреннему миру, безопасности, прогнозируемости ясности властных отношений | Государственный суверенитет, монополизация государством законных средств физического насилия |
II | “Свобода” | права личной свободы | Государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны государственных органов | Свободе личности и рынка, самоопределению, сферам вне государственного вмешательства | Конституционное государство, неотчуждаемые права и права человека, разделение властей, принцип парламентского большинства |
III | “Равенство” | право политического соучастия, содействия | рабства, бесправия, ущемленности, нераспространенности гражданских свобод на всех | равноправию, равной для всех свободе, соучастию в политических решениях | правовое государство, политическая демократия, право на всеобщие и равные выборы, парламентское представительство, суверенитет народа, сотрудничество партий |
IV | “Братство” | Социальные (гражданские) права | социальной и материальной ущемленности, нищеты | Материальному достатку, обеспечению равенства шансов | Социальное государство, современное государство всеобщего благоденствия |
V | “Окружающая среда”, экологическая надежность | право на экологическое выживание (экзистенциальные права человека и права самой природы) | всеобщего разрушения природы и жизни, атомной и экологической катастроф, опасности для естественных условий жизни | Нормальному существованию в условиях мира, экологическому равновесию, "естественному", адаптивному образу жизни | защита животного мира, среды обитания и жизни как конституционные права, комиссии по этике, учреждение технических академий |
Представительная демократия ставит перед собою прежде всего цель создать условия и возможности для четкого проведения принципа ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия. хотя при выполнении правительством своих обязательств (связанных с принципом ответственности) обычно используются именно процедуры соучастия. В этой перспективе демократизация означает не только “максимизацию шансов соучастия”, но одновременно и “максимизацию политической ответственности”, Конституционность и ограничение политического господства - основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не в полной мере и прямо, а через институт посредников - она делегируется представителям, которые сами и начинают формировать волеизъявление народа, а при принятии политических решений выражают и антиципируют (предвосхищают) эту волю самостоятельно и под собственную ответственность. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются определенные отношения, основанные на полномочиях и на доверии (trust),.. Таким образом, существуют, с одной стороны, не выходящие за рамки границ установленных конституцией, независимость, а также политическая и правовая компетентность депутата, с другой же - полномочия, только переданные ему избирателями, народом...
2) Сторонники плюралистической концепции исходят из того, что восприятие в первую очередь собственной пользы или выгоды относится к неистребимым чертам человеческой природы. По этой причине гомогенность мышления и волеизъявления не может стать исходным пунктом любой политики. Таким началом явятся лишь учет и возможно более полная представленность (“репрезентация”) различных по своей внутренней направленности интересов и мнений. Только при арбитраже наличных противоречий, в процессе, с одной стороны, совместных, а с другой - конфликтных действий, возникает своего рода “всеобщее благо а posteriori...
Теоретики плюралистической демократии из среды последователей британских политологов и социалистов считают монополизацию политических решений со стороны отдельных общественных групп попросту невозможной, ибо, согласно их концепции, процесс принятия решений и формирования воли осуществляется через систему противоборствующих сил (cheks and balances), на
некоем “среднем пути”, одинаково удаленном от наличных в каждом случае частных интересов и позиций. Политика как бы слушает (и учитывает) все стороны, и в то же время не склоняется к мнению одной из них, ограничивая тем самым все “голоса”. Значит, плюралистическая концепция подразумевает известное равновесие сил, исключающее политическое действие в особых интересах лишь одной группы властвующих...
3)Создатели элитарной теории демократии выступают против преувеличений и прожектерства, лежащих, по их мнению, в основе старых либеральных идеалов демократии...
Сторонники элитарной теории демократии исходят из выведенного из политической эмпирики положения, согласно которому даже в условиях господства демократического большинства политические решения все равно принимаются преимущественно меньшинством... приверженцы элитарной теории не считают недостатком господство и власть демократической элиты: при этом они рассматривают свою точку зрения лишь как последовательный вывод из того, что не существует ни хорошо разработанной и полноценной научной, политически обязывающей концепции всеобщего блага, ни какого-либо рационального поведения граждан при голосовании на выборах или при принятии решений по тем или иным конкретным проблемам, В разработанной Шумпетером модели элиты требования демократии сводятся к методу образования власти. “Демократический метод - это тот порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа”.. При таком положении господствующая элита, избранная на определенный срок принимает функции политического представительства большинства населения, лишенного на этот же срок, возможности действовать и словом, и поступками. Таким образом, преимущество демократии в сравнении с формами господства меньшинства почти целиком состоит в способе образования власти большинства. Эта власть, в силу своей природы, должна по меньшей мере создать условия для гласности, политического чередования и хотя бы ограниченного контроля.