Построить типологию политических символов трудно. Чтобы ее создать, нужно дать ответ на несколько вопросов:
1. Кто является отправителем политических символов? Отправителем политических символов выступает прежде всего власть, которая их создает и охраняет законом. Отправителями политических символов могут быть также группы и их организации.
2. Каковы наиболее существенные материальные носители политических символов? Материальными формами проявления и передачи политических символов служат средства массовой информации, главным образом телевидение, пресса и радио.
3. Какие идеологические коды скрываются за определенными
системами символов? Политические символы представляют собой элементы социальной системы. Каждая социальная система имеет свой идеологический код - символические формы проявления идеологии, которые выражают основные ценности, потребности и социальные интересы.
4. Кто адресат политических символов? Адресатами или получателями (субъектами) политических символов являются: общество, большие социальные группы (нации, классы, слои), массы, малые социальные группы (например, семьи), индивиды и их организации,
|
|
5. Какова территориальная сфера воздействия политических символов? Она зависит от многих ранее указанных элементов (сферы средств информации, адресата). Зная территориальный охват воздействия политических символов, можно изучать успешность их воздействия.
6. Какие санкции охраняют политические символы? Политические символы есть основание коммуникации между властью и обществом, поэтому существует потребность учитывать санкции, с помощью которых власть и общество охраняют свои символы, Эти санкции образуются при помощи государственного права, культурных и политических норм и т. п....
Так как не существует удовлетворительной дефиниции политического символа, мы представим регулятивно-описательное определение, учитывающее дефиницию Пирса- При этом под “политическим” мы признаем все то, что имеет отношение к власти в государстве. Итак, политическим символом следует называть любой знак, связанный с отношением власти, который признается таковым на основании социальной конвенции. На наш взгляд, данная дефиниция охватывает своей сферой большинство политических символов, однако следует обратить внимание на ее ограничения. Исходя из того, что любая государственная власть имеет аппарат принуждения, определенные политические символы (герб, гимн, государственный флаг и т. п.) охраняются законом. Иной характер имеет защита символов, основанная на санкциях традиции, которые значительно мягче, нежели правовые.
Элементы теории политики. Перевод с польского.
Ростов н/Д.. 1991. С. 343-354.
Е. Вятр*