О верховенстве народа

7. Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан.

8. Народ непосредственно избирает представителей.

9. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общест­
венных третейских посредников, судей уголовных и гражданских.

10. Народ обсуждает и постановляет законы.


О первичных собраниях

I1. Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих ме­
стожительство в течение шести месяцев в данном кантоне.

16. Выборы производятся подачей записок или открытым голосовани­ем по желанию каждого голосующего.

19. Голосование законов производится словами «да» или «нет».


О народном представительстве

22. На каждые 40 000 человек населения приходится один представи-

тель.

2-51

385


28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может
быть избран на всем пространстве республики.

29. Каждый представитель принадлежит (является представителем)
всей нации в целом.




О функциях законодательного корпуса

53. Законодательный корпус предлагает законы и издает декреты.

54. Общим названием законов обозначаются акты законодательного
корпуса, имеющие своим предметом: гражданское и уголовное законодате­
льство; общее заведование текущими доходами и расходами республики;
национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чекан и наименование
монет; род, размер и порядок взимания налогов; объявление войны; каждое
новое общее деление французской территории; народное просвещение; го­
сударственные чествования памяти великих людей.

55. Особым названием декрета обозначаются акты законодательного
корпуса, имеющие предметом: ежегодный контингент сухопутных и морс­
ких сил; разрешение и воспрещение прохода иностранных войск по француз­
ской территории; ввод иностранных морских сил в порты республики; ме­
роприятия по охране общественной безопасности и спокойствия; ежегодное
и текущее распределение пособий и общественных работ; мероприятия по
изготовлению всех видов денежных знаков; непредвиденные и чрезвычай­
ные расходы; местные и частные мероприятия по отдельным предметам
управления, по отдельным коммунам, по отдельным родам общественных
работ; защиту территории; ратификацию договоров; назначение и смеще-
ниеглавнокомандующих армий; возбуждение преследования против чле­
нов исполнительного совета и государственных должностных лиц; обвине­
ние подозреваемых в организации заговора против общей безопасности рес­
публики; всякое изменение в распределении французской территории по
административным делениям; национальные награды.





















Об образовании закона

56. Проекту закона предшествует доклад.

57. Прения могут быт открыты, и закон может быть принят предвари­
тельно не ранее 15 дней после оглашения доклада.

 

58. Проект печатается и рассылается по всем коммунам республики
под названием «законодательное предложение».

59. Если 40 дней спустя после рассылки предложенного закона в поло­
вине департаментов плюс один одна десятая часть первичных собраний каж­
дого из них, созванных надлежащим образом, не отклонит его, проект счи­
тается принятым и становится законом.                                                                  '*••


Об Исполнительном совете1

62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати четырех членов.

64. Исполнительный совет обновляется наполовину в последние меся­
цы сессии каждого законодательного периода2.

65. На Исполнительный совет возлагается руководство общим управ­
лением и наблюдение за ним; он может действовать лишь во исполнение за­
конов и декретов законодательного корпуса.

71. В случае совершения преступления по должности обвинение про­тив членов Исполнительного совета возбуждается законодательным кор­пусом.

73. Исполнительный совет смещает и замещает назначаемые им испол­нительные органы.










Об административных органах управления и муниципальных собраниях

78. В каждой коммуне республики имеется муниципальное управле­
ние (администрация), в каждом дистрикте — промежуточное управление
(администрация), в каждом департаменте — центральное управление (ад­
министрация).

79. Муниципальные должностные лица избираются коммунальными
собраниями.

80. Члены местных управлений (администраторы) назначаются собра­
ниями выборщиков департамента и дистрикта.






О гражданском правосудии

85. Кодекс гражданских и уголовных законов един для всей республики.

Об уголовном правосудии

96. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе,
как по обвинению, формулированному присяжными или декретированному
законодательным корпусом. Обвиняемые имеют защитников, избираемых
ими самими или назначаемых им. Следствие ведется публично. Фактичес­
кий состав деяния и виновность устанавливаются присяжными. Наказание
определяется уголовным трибуналом.

97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниями выборщиков.






О вооруженных силах республики

109. Все французы — солдаты: они обучаются владеть оружием. 111. Различие чинов, их отличительные знаки и субординация сущест­вуют только на службе и лишь при прохождении последней.


 


386





25-2-51


387


 

О Национальных конвентах3

115. Если в половине департаментов плюс один одна десятая часть
первичных собраний каждого из них, созванных в надлежащем порядке, по­
требует пересмотра конституционного акта или изменения некоторых его
статей, то законодательный корпус обязан созвать все первичные собрания
республики для решения вопроса о созыве Национального Конвента.

116. Национальный Конвент образуется в том же порядке, как и зако­
нодательные собрания, и объединяет в себе всю их власть.








О сношениях французской республики с зарубежными народами

118. Французский народ есть друг и естественный союзник свободных

народов.

119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управление других на­
родов; он не потерпит также, чтобы другие народы вмешивались в его дела.

120. Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изг­
нанным из пределов своей родины за преданность свободе.

121. Французский народ не заключает мира с врагом, занимающим его
территорию.




О гарантии прав

122. Конституция гарантирует каждому французу равенство, свобо­
ду, безопасность, собственность, платежи по государственным займам,
свободное отправление религиозных обрядов, всеобщее образование, го­
сударственное обеспечение, неограниченную свободу печати, право пети­
ций, право объединения в народные общества, пользование всеми правами

человека.

123. Французская республика чтит чистосердечие, мужество, ста­
рость, сыновнюю преданность, несчастье. Она вручает охрану и соблюде­
ние конституции совокупности всех добродетелей.

124. Декларация прав и конституционный акт должны быть начертаны
на таблицах в помещении законодательного корпуса и в прочих обществен­
ных местах.

Исполнительный совет — высший правительственный орган. Исполнительный совет должен был избираться трехстепенными выборами: первичные собра­ния избирали выборщиков, собрание выборщиков каждого департамента избирало одного кан­дидата; законодательный корпус выбирал членов Исполнительного совета по общему списку кандидатов, избранных всеми департаментами. 3 Национальный Конвент — учредительное собрание для пересмотра и издания Конституции.

Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII в. —М, 7940. С. 181—192.

388











Декрет Конвенту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: