Содержание, цели, задачи и требования к финансовой политике
Тема 4. Финансовая политика государства
Финансовая политика – это намеченная государством на определённом этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития общества.
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трёх основных звеньев:
1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития – она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил, производственных отношений и потребностей населения;
2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и на текущий период, при этом учитываются пути достижения постоянных целей, специфика внутренней и международной обстановки и реальные экономические и финансовые возможности страны – с этой целью изучается накопленный опыт, новые тенденции и мировой опыт;
|
|
3. осуществление практических действий, которые направлены на достижение поставленных целей.
Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.
Свой практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансы как специфическая форма производственных отношений составляет элемент базиса и они объективны и независимы от сознания.
Финансовая же политика государства является формой сознательной деятельности людей и относится к надстройке.
Финансовые отношения являются основой финансовой политики и предопределяют ей содержание.
Следовательно, финансовая политика не может быть неизменной, установленной раз и навсегда, она меняется на разных этапах развития общества.
Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах.
министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают главные направления денежно-кредитной политики, готовят инструкции по формированию доходов бюджета, их использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления денежных средств физическим и юридическим лицам.
|
|
Основными целями финансовой политики являются:
1. наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов;
2. наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Для достижения этих целей используется финансовая политика, которая позволяет изыскивать резервы и создавать условия, благоприятствующие развитию экономики. Поэтому одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства.
К целям финансовой политики также относятся:
1. увеличение бюджетной обеспеченности на одного жителя республики;
2. повышение уровня доходов на душу населения;
3. обеспечение социальных нормативов уровня жизни (социальных стандартов).
К основным задачам финансовой политики, которые определяют её значение в функционировании государства, относят:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений;
3. установление рационального с позиции государства распределения и использования финансовых ресурсов;
4. формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов;
5. создание эффективной системы оперативного управления финансами;
6. создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Для решения этих задач к финансовой политике предъявляются следующие требования:
- учет специфики конкретного исторического этапа;
- изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяйственной деятельности;
- научный и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики (цели, задачи, формы, методы, рычаги, инструменты и т.п.);
- ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
В зависимости от характера решаемых задач, целей, предъявляемых требований финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией.
В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития филиалов, формируются концепции их использования и намечаются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов, исходя из текущих потребностей страны.
В настоящее время финансовая политика РБ направлена на борьбу с мировым финансовым кризисом.
Стратегия и тактика взаимосвязаны, но тактика подчинена стратегии.
В условиях рыночной экономики финансовая политика базируется на долгосрочных прогнозах, подкрепленных системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь, в форме налогов, которые обеспечивают изъятие и перераспределение созданного ВВП и формирование централизованных фондов денежных средств государства.
Финансовое регулирование можно проводить, используя инструменты денежно-кредитной политики:
- условия формирования прибыли;
- уровень заработной платы;
- таможенные пошлины;
- системы специальных налоговых льгот;
- способы кредитования через учетную ставку и т.д..
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом составляют основу денежно-кредитной политики.
Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов и рациональное распределение и использование для осуществления функций государства. Она часть экономической политики и имеет целевую направленность, а свое практическое воплощение в лице государства осуществляет через финансовый механизм, его инструменты и рычаги.
|
|
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения.
В состав финансовой политики входят:
1. налоговая политика;
2. бюджетно-финансовая политика;
3. денежно-кредитная политика.
Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов.
Она реализует интересы государства. Её главное назначение состоит в изъятии части ВВП на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем распределении их через бюджет.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.
Налоговый механизм – это совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов.
Государство придает налоговому механизму юридическую форму с помощью налогового законодательства и регулирует его.
Таким образом, налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности и воздействия на процесс воспроизводства.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей, т.е. увеличения реального ВВП и уровня занятости.
|
|
В РБ осуществляется дискреционная политика (активная), т.е. идет сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой. Активная политика требует специальных решений правительства.
РБ присуща и автоматическая (пассивная) политика, которая не требует специальных решений правительства.
Оба этих вида активно взаимодействуют между собой.
Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием его по отраслям, целевому и территориальному назначениям.
Она ориентируется на достижение сбалансированного бюджета по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
В связи с тем, что доходы бюджета в основном формируются за счет налоговых поступлений, бюджетная политика тесно связана с налоговой и образует бюджетно-налоговую.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения общеэкономических задач. Проводит ее НБРБ. Он осуществляет надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской системы.
НБРБ формирует основные направления денежно-кредитной политики.
Главная цель денежно-кредитной политики – это создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы.
Все части финансовой политики реализуются через инструменты.
Так, инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными.
К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки. К косвенным – операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки.
Все части финансовой политики действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и денежно-кредитного регулирования, называется стабилизационной. Каждая из ее составляющих может сдерживать либо стимулировать экономику, поэтому различают четыре варианта этой политики:
1. «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;
2. «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;
3. «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;
4. «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.
Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жёсткую денежно-кредитную политику, в результате которой сокращается совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфляции, но может обернуться экономическим спадом.
Тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. изменить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрицательного эффекта – вытеснение частных инвестиций.
Третий вариант смягчает обстановку после вытеснения частных инвестиций и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики.
При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.