1) Предпринимателю необходимо помнить, что люди приобретают не товар сам по себе, а ту пользу или выгоду, которую они могут от него получить. При этом потребительская польза или ценность товара не всегда связывается с его физическими или техническими характеристиками. Насколько верно данное утверждение, учитывая факт, что у разных потребителей разные потребности?
2) Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Многие производители верят, что, если им удастся усовершенствовать мышеловку, тропа к их порогу не зарастет. Однако зачастую их ждет жестокий удар. Покупатели ищут способ избавления от мышей, но не обязательно с помощью усовершенствованной мышеловки. Решением проблемы может стать химический аэрозоль, служба дератизации или что-то более действенное, чем мышеловка. Более того, усовершенствованная мышеловка не пойдет на рынке, если производитель не примет мер, чтобы сделать товар привлекательным с помощью дизайна, упаковки и цены, если не организует товародвижение по удобным каналам распределения, не привлечет внимания тех, кому она нужна, и не убедит этих людей в превосходных качествах своего изделия.
Насколько часто, на ваш взгляд, предприниматели попадают в «мышеловку» маркетинга?
3) Концепция совершенствования товара приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов. Руководство железных дорог полагает, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и на этой основе может не замечать растущей угрозы со стороны авиалиний, автобусов, грузовых и легковых автомобилей.
Приведите ваши примеры «марктинговой близорукости». Насколько часто, на ваш взгляд, «маркетинговая близорукость» наблюдается в сфере производства и продаж? Как можно избежать «маркетинговой близорукости»?
4) Как вы считаете, какую роль в продвижении товаров играет сегментация потребителей по доходам?
5) В каком случае покупка автобиля рассматривается как приобретение потребительского товара, а в каком – инвестиционного? Приведите примеры других продуктов, которые могут выступать потребительскими и инвестиционными.
Тема 3. Внутренняя и внешняя КСО. Социальные и благотворительные программы
Примерный перечень тем для дискуссии:
1. Компоненты внутренней КСО.
2. Компоненты внешней КСО.
Контент практических заданий
В качестве самостоятельного задания студентам предлагается рассказать о ведущих мировых брендах и их социальных внутренних и внешних программах. Подробно рассмотреть и проанализировать социальную политику компании.
Кейс:
Тема кейса.
Анализа методов разработки стратегии и тактики компании в области КСО и методов управления персоналом организации.
Концепция кейса.
Ситуация:
На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представлении к почетному званию «Заслуженный деятель науки» сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес предложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация:
1) инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива;
2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руководителя С. А. был назначен на вышестоящую должность);
3) численность коллектива, в котором трудился соискатель почетного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были четверо сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него.
Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы.
4. Ожидаемые результаты:
-. Закрепление знаний студентов по основным характеристикам групповых конфликтов;
-развитие навыков анализа конфликтов типа «личность - группа»;
-формирование умений по управлению конфликтами.
Контент-тест
1. Принцип устойчивого развития организации при реализации корпоративной социальной ответственности, основанный на понимании, что всеобщий выигрыш возможен только при условии компромиссного и грамотного сотрудничества всех параметров организации – это:
a) Принцип справедливости
b) Принцип системности мышления
c) Принцип партнерства
d) Принцип рациональности
Правильный ответ -c)
2. Показатель отношения к организации со стороны внешнего окружения, показатель доверия, готовности к сотрудничеству, приемлемости ее стратегии, понимание целей, стиля и намерений ее деятельности – это:
a) Имидж
b) Деловая репутация
c) Гудвилл
d) Конкурентоспособность
Правильный ответ -b)
3. Факторы, определяющие превосходство над конкурентами, измеряемые экономическими показателям – это:
a) Инновации
b) Человеческие ресурсы
c) Конкурентные преимущества
d) Технологии
Правильный ответ -b)
4. К преимуществам в микросреде организации, сформированным на основе корпоративной социальной ответственности, можно отнести:
a) Создание устойчивых отношений с местными сообществами
b) Укрепление репутации компании
c) Снижение финансовых и нефинансовых рисков
d) Снижение операционных расходов
Правильный ответ -c)