1. Изучить устройство стенда РКО-1 (см. приложение).
2. Подготовить автомобиль к работе:
- установить автомобиль на контрольный стенд передними колесами на опорные диски поворотных кругов;
- застопорить опорные диски поворотных кругов контрольного стенда;
- проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести до номинального с точностью до ±10 кПа;
- нагрузить автомобиль, если этого требует заводская инструкция.
3. Подготовить прибор к работе:
- закрепить проекторы на ободе колеса согласно инструкции;
- расставить элементы прибора на измерительном стенде;
- произвести настройку прибора, для чего:
а) проверить резкость длин раздвижных штанг. По условию - штанги должны иметь одну длину и резкость длин не должна превышать 2 мм. Измерение величины длинны, производится между нулевой отметкой шкалы с делениями и вершиной треугольника на установочной шкале;
б) проверить расстояние от центров поворотных кругов до экранов. Оно должно быть равно 1200 ± 50мм;
|
|
в) проверить величину отклонения вертикальной оси экрана от отвесной линии. Проверка осуществляется с помощью отвеса. При не совпадении оси экрана с отвесной линией производится регулировка положения экрана.
4. Установить управляемые колеса для езды по прямой, для чего (рис.13):
- установленные на поворотных кругах колеса застопорить тормозом;
- разблокировать поворотные круги (вынуть штифты, фиксирующие указатель и диск поворотного круга);
- установить выступающие концы движков одинаково на обоих установочных стойках путем совмещения соответствующих рисок на движке и в смотровом глазке с накатанной головкой;
Рисунок 13 - Схема установки колес для езды по прямой.
- придвинуть установочные стойки с линейными шкалами к обоим задним колесам (предварительно сняв колпаки) таким образом, чтобы выступающие концы предварительно установленных движков вошли в гнезда центровых отверстий полуоси или оси заднего моста, точка соприкосновения должна быть одна и та же;
- установить проекторы на высоте центров передних колес;
- направить световой луч на шкалы установочных стоек;
- направить острие указателя вниз;
- отрегулировать резкость изображения указателя на шкалах;
- отсчитать указанные на обоих шкалах значения.
В том случае, если отчеты окажутся разными, следует повернуть передние колеса таким образом, чтобы указатель показывал на обоих шкалах одинаковые значения.
5. Измерить угол развала передних колес, для чего (рис.14):
- установить экраны с угловыми шкалами спереди автомобиля параллельно передней оси (правый экран перед правым колесом, левый – перед левым), расстояние от экранов до центров дисков поворотных кругов должно составлять 1200 мм;
|
|
- установить автомобиль для езды попрямой;
- передвинуть проектор каждого колеса на стержне таким образом, чтобы его ось вращения как можно ближе совпадала с осью колеса;
- направить световой луч из проектора, установленного на одном из колес на экран на высоту вертикальной контрольной метки в виде стрелки;
Рисунок 14 - Схема измерения угла развала колес.
- передвинуть при необходимости экран поперек по отношению к продольной оси автомобиля до совпадения острия светового указателя с острием контрольной метки в виде стрелки;
- повернуть проектор вниз, направляя световой указатель на нижнюю правую шкалу и отсчитать угол развала колес;
- определить угол развала второго колеса.
6. Измерить сходимость колес, для чего (рис. 15):
- установить колеса для езды по прямой;
- отрегулировать длину раздвижных штанг на величину колеи передних колес +600 мм, обе раздвижные штанги должны быть одинаковой длины;
- установить одну раздвижную штангу за передней осью, на расстоянии “а” перпендикулярно к продольной оси автомобиля. Расстояние “а” для автомобиля ГАЗ-24 – 1950 мм, для автомобилей типа “ Москвич “, “Жигули”, “Запорожец” – 1850 мм;
- направить световые лучи с проекторов на контрольную метку и на шкалу, отрегулировать резкость изображения указателя и направить острие указателя вниз;
- придвинуть раздвижную штангу и установить её поперек продольной оси автомобиля таким образом, чтобы острие светового указателя соприкасалось с острием контрольной метки в виде треугольника;
- направить световой луч проектора на шкалу и отсчитать указанное значение в мм. (размер “в”);
-
Рисунок 15 - Схема измерения сходимости колес.
- установить вторую раздвижную штангу перед передней осью на расстоянии “а”, перпендикулярно к продольной оси автомобиля, контрольная метка и шкала, закрепленные на концах обоих штанг, должны находится друг против друга;
- направить световые лучи обоих проекторов на контрольную метку и шкалу второй штанги и повернуть остриё указателя вниз;
- установить переднюю раздвижную штангу поперек по отношению к продольной оси автомобиля таким образом, чтобы острие светового указателя соприкасалось с острием контрольной метки в виде треугольника;
- направить световой луч второго проектора на шкалу передней штанги и отсчитать указанное значение в миллиметрах (размер “б”).
Разность между двумя отчетами является величиной сходимости или расходимости колес.
Примечание: сходимость положительная если размер “в”>“б”.
7. Проверить «перекос» мостов, для чего (рис.16):
- установить автомобиль для езды по прямой;
- закрепить проекторы на обоих задних колесах. Проекторы установить на высоту центров колес;
- снять колпаки с передних колес и придвинуть к ним установочные стойки с линейными шкалами, таким образом, чтобы выступающие концы движков, установленные на одинаковую длину, опирались о центр оси переднего моста;
- направить световые лучи с обоих проекторов на шкалы, отрегулировать резкость, направить острие указателя вниз и произвести отсчет по обеим шкалам.
Рисунок 16 - Схема проверки наличия «перекоса» мостов.
ВЫВОД: если отсчеты отличаются между собой, то имеет место «перекос» мостов.
Примечание. На электрооптическом стенде можно также производить проверку углов продольного и поперечного наклона шкворня.
8. Отрегулировать, при необходимости, угол установки управляемых колёс.
Составление отчёта
Отчёт должен содержать следующие сведения:
1. Краткое содержание технологии диагностирования механизмов автомобиля обеспечивающих безопасность движения.
|
|
2. Данные, полученные при проверке.
3. Заключения по результатам диагностирования.
4. Рекомендации по объёму работ для устранения выявленных неисправностей.
Вопросы для самопроверки.
1. От каких факторов зависит люфт в шаровых опорах.
2. Технология проверки люфтов в шаровых опорах.
3. Технология проверки состояния шкворневого соединения, с помощью приборов.
4. Технология проверки зазоров в подшипниках колёс.
5. Перечислить углы установки передних колёс грузовых автомобилей и их нормативные значения.
6. Перечислить основные неисправности переднего моста грузовых автомобилей.
7. Описать конструкцию линейки для измерения сходимости передних колёс.
8. Описать технологию измерения сходимости передних колёс линейкой КИ – 650.
9. Описать конструкцию переносного прибора для замера углов установки колёс.
10. Нарисовать схему и описать технологию измерения угла развала колёс переносным прибором с ватерпасом.
11. Устройство стенда РКО – 1.
12. Нарисовать схему измерения схождения колёс стендом РКО-1.
13. Технология измерения схождения колёс и регулировки схождения.
14. Нарисовать схему измерения развала колёс стендом РКО – 1.
15. Технология измерения развала колёс и регулировки развала.
16. Технология установки автомобиля для движения по прямой на стенде РКО - 1.
17. Нарисовать схему установки движения автомобиля по прямой на стенде РКО - 1.
18. Дать заключение о техническом состоянии автомобиля по результатам его проверки.
Приложения к лабораторной работе №1.
Приложение 1