ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ДИЗАЙНА
Е.А. Чертыковцева
Методические рекомендации
«ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА XVIII ВЕКА»
Тематика лекций и практических занятий
Орел – 2006
УДК 7.036 (072.8) Рекомендовано к печати
ББК Щ03(2) Р3 редакционно-издательским
4-505 советом Орловского госу-
дарственного университета
Протокол № 5 от 27.04.2006г.
Рецензенты: доктор педагогических наук,
профессор А.С.Хворостов;
кандидат педагогических наук,
Е.И.Забелина.
Методические рекомендации «История русского искусства XVIII века»
Тематика лекций и практических занятий по специальности: 05190-«Графика», 052000 - «Живопись», 051800 - «Скульптура»./ Чертыковцева Е.А.- Орел: 2006. – с. 26.
Предлагаемые методические указания включают в себя разработки лекционного курса, лабораторно-практических занятий и самостоятельных заданий по курсу «Русское искусство XVIII века» для студентов третьего курса художественно-графического факультета. Кроме развернутой тематики лекций и лабораторно-практических занятий методическое пособие содержит список тем для рефератов, контрольные вопросы и достаточно обширный список литературы по разделам. Цель данного пособия - облегчить изучение курса, выработать навык) самостоятельной работы с учебной и научной литературой, способствовать формированию устойчивых систематических знаний по предмету.
© Чертыковцева Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «История русского искусства XVIII века» студентами художественно-графического факультета изучается на третьем курсе, в третьем семестре.
Это один из важнейший исторических и культурных периодов развития нашей страны. Именно в XVIII веке Россия совершает удивительно быстрый и блестящий переход от средневековья к Новому времени, от религиозного миропонимания к светскому. Менее чем за 100 лет русское искусство проходит через все европейские стили, постигает и творчески перерабатывает многовековой опыт и наследие, что бы к концу столетия в полный голос заявить о своем своеобразии, создать искусство высокохудожественное и профессиональное, включится в общеевропейскую культуру просвещения.
Основная задача теоретического курса - раскрыть объективные закономерности историко-художественного процесса, дать глубокие знания об особенностях формирования светского искусства, показать самобытность и оригинальность освоения мирового культурного наследия и творческого его прочтения русскими мастерами. На основе изучения, и анализа произведений искусства различных периодов показать эволюцию художественного процесса, пути сложения и развития различных стилей в архитектуре, живописи и скульптуре. Раскрыть причины быстрых темпов развития русского искусства XVIII века и показать мировое значение русского искусства этого столетия.
Лекции рассматривают наиболее важные, ключевые проблемы искусства XVIII века, знакомят с творческого пути крупнейших мастеров, их эстетическими взглядами, развитием и сменой художественных стилей, их особенностями, становлению и развитию тех или иных.
Практические занятия посвящены изучению вопросов более узкого характера, явлений частных, анализу наиболее важных художественных произведений.
Кроме того, для более углубленного изучения ряда интересных вопросов, получивших на лекциях и практических занятиях, лишь общее освещение, предлагается ряд тем для письменных рефератов. Это не только помогает более детально изучить предмет, но и формирует у студентов навыки выполнения научной работы. Составление данного пособия стало необходимым в связи с трудностями, возникающими из несоответствия между большим объемом материала и малым количеством часов, отведенным на изучение отечественного искусства XVIII века. Другой причиной является недостаточное количество учебников по истории искусства, которые практически не переиздаются.
Приведенные в целостную систему темы лекционного курса, практических занятий и вопросы для самостоятельного изучения помогут студентам глубоко и научно осмыслить и изучить один из важных этапов развития русского искусства.
Учебно-методический план
| Семестры | № п./п. | Содержание курса Тема | Количество часов | |||
| Лекции | Сем/ пр. | Лабораторные | Самостоят. | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2 | II. | Русское искусство XVIII век | ||||
| 1. | Введение. | 2 | 2 | |||
| 2. | Искусство первой трети XVIII века. | 4 | 4 | 10 | ||
| 3. | Искусство середины XVIII века. | 4 | 4 | 10 | ||
| 4. | Искусство второй пол. XVIII века. | 8 | 4 | 10 | ||
Всего: 20 12 32
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематика лекций
Введение. Периодизация и общая характеристика русского искусства XVIII века. Особенности развития России в XVIII веке.
Эволюционный характер перехода от искусства средневекового к искусству светскому. Реформы Петра I и их влияние на развитие русской культуры и искусства. Проблема общеевропейских и национальных традиций в становлении светской культуры.
Расцвет русской культуры в XVIII в. Преемственность. Народность. Реализм.
Просветительство - философско-эстетическая основа передовой русской художественной культуры
Периодизация искусства XVIII в. Обзор литературы по искусству XVIII века.
Архитектура первой трети XVIII века.
Новые задачи и новые черты архитектуры. Основание и строительство Петербурга. Планировка города. Регулирование жилого строительства. Жилые и общественные постройки. Первые загородные резиденции.
Сдержанность и простота архитектурных приемов начала XVIII века.
Деятельность Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, А. Шлютера. Русские мастера И. Зарудный, И.Коробов, Еропкин и другие.
Живопись и скульптура петровского времени.
Реалистические искания в живописи, скульптуре и графике. Развитие портретной живописи.
Творчество И. Никитина и А. Матвеева.
Скульптура начала XVIII в. Русские скульпторы - петровские пенсионеры.
Проект создания «Триумфального столпа».
Творчество К.Б. Растрелли.
Замедление темпов развития светского искусства в период правления Анны Ивановны.






