Рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности студентов в вузе

Научная работа- неотъемлемая составляющая образовательной программы вуза, имеющая на практике свои специальные организационно формы. Без приобщения к науке становление специалиста с высшим профессиональным образованием невозможно. Освоение в процессе обучения методов и форм научного мышления способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и формированию у студентов таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность мышления, инициативность и т. п. Это помогает самосовершенствованию.

Основной же целью научно-исследовательской деятельности как контекста обучения студента в вузе является приобретение им опыта самостоятельной, интеллектуально насыщенной работы, связанной с информационными процессами, самореализация и развитие его научного мышления. При осу­ществлении данной деятельности происходит организация процесса обучения.

По мнению исследователей, основное звено в процессе информацион­ной деятельности составляет редактирование. Ю. Брановский и А. Беляева отмечают, что в дидактическом плане редактирование может быть переос­мыслено как метод учебной и научно-исследовательской работы, предна­значенный для управления интеллектуальной деятельностью в информаци­онной среде на этапах поиска, переработки, представления информации, ее перехода в знание. Данный вид деятельности может выступать в качестве методологического основанияцеленаправленной работы по овладению студентами профессиональными навыками анализа и обработки информации активной интерпретации текстовых сообщений, создания и распространения нового знания. Кроме того, оно может играть роль интегрирующего фак­тора в системе приемов самоуправления в процессах поиска, переработки, представления информации в профессиональной, учебной и научно-исследовательской деятельности. Поэтому метод, разработанный для целена­правленной работы по развитию умения познавательной деятельности в сфе­ре аналитико-синтетической переработки информации они (Ю. Брановский и А. Беляева) назвали авторским редактированием, делая акцент на развитие научного мышления студента именно на этапе конструирования текста и его стилистической обработке.

Общие подходы к этапам выполнения учебно-исследовательских работ могут быть следующими:

- выбор и утверждение (или согласование с преподавателем) темы и определение исследовательского аппарата;

- составление плана исследования;

- анализ имеющейся научной и другой литературы (информации) по изучаемой проблеме;

- изучение теории/и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях;

- осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы;

- организация опытно-экспериментальной работы и отбор методов для ее проведения;

- анализ и обобщение полученных результатов эксперимента;

- текстовое оформление работы;

- публичное выступление с результатами исследования или защита работы.

Студенты должны помнить, что после каждого этапа выполненного исследования они могут обращаться за консультацией к научному руководителюдля дальнейшей корректировки работы. Преподавательв данной ситуации выступает, прежде всего, как исследователь,который учит культуре научного мышления, развивает мыслительные способности, умение управлять познавательной деятельностью на любом этапе работы с информационными потоками и т. д. В целом функция преподавателя заключается в управлении внешними факторами: определение характера информационной среды, включение приемов отработки материала в структуру консультации, органи­зация работы в соответствии с намеченными целями, индивидуальными осо­бенностями студентов, определение рациональных сроков поэтапной отработки умений и навыков данного вида деятельности.

Одной из самых главных научно-исследовательских работ является реферат.Реферат - 1) доклад на определенную тему, включающий об­зор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение со­держания научной работы, книги, статьи. В студенческой практике реферат, как правило, рассматривается в первом значении.

Тематикарефератов обычно определяется преподавателем, но сту­дент может проявлять и свою инициативу.

При написании реферата от студента требуется умение выделить глав­ное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Примерные аспекты содержания реферата:

1.   Вводная часть.Обоснование выбора темы:

- ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и же­лание в них разобраться;

- противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересованном факте;

- личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к дан ной теме.

2. Основная часть

- суть проблемы или изложение объективных научных сведений по
теме реферата;

 - критический обзор источников;

 - собственные версии, сведения, оценки.

3. Заключение:

основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы;

- перспективы продолжения работы над темой.

      Работа по библиографическому поиску.

Как правило, при подготовке реферата используются три основные группы источников:

- словари, справочники;

- монографии, сборники, научные доклады на конференциях, симпозиумах, энциклопедии и т. д.

- газетные и журнальные статьи, в которых приводятся новые дан­ные науки и фактологический материал. В них - расшифровка терминов, по­нятий, история вопроса, анализируются различные точки зрения на проблему и т. д.

По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются по вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого подвопроса и всего вопроса в целом.

После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст.

Модель защиты реферата студент выбирает сам. Дадим некоторые рекомендации.

Модели защиты реферата:

1. «Классическая» модель:

- устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах

- тема исследования, ее актуальность;

- круг использованных источников и основные научные подходе проблеме;

 - новизна работы (изучение малоизвестных источников и основные научные подходы к проблеме);

 - основные выводы по содержанию реферата

2. «Индивидуальная» модель:

- раскрываются личностные аспекты работы над темой

- обоснование выбора темы реферата;

- способы работы над рефератом;

- оригинальные находки, собственные суждения, интересные мо­менты;

- личная значимость проделанной работы;

- перспективы продолжения исследования.

3.«Творческая» модель предполагает:

- оформление стенда с документальными и иллюстративными мате­риалами по теме исследования, их комментарий;

- демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозапи­сей, подготовленных в процессе реферирования;

- яркое, оригинальное представление фрагмента основной части ре­ферата и др.

Другой вид реферата носит название - реферата научной статьи. Однако необходимо помнить, что он не должен превращаться в конспект, который насыщен обилием цитат.

Предлагаем модель такого реферата.

1.     Вводная часть.

В статье «...», помещенной в журнале «...»№... за...год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы) Автор статьи - известный ученый.... Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком..., опубликована в...)

2.     Тема статьи, ее общая характеристика.

3. Проблема статьи.

В статье речь идет...(о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?). Сущность проблемы сводится...(к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?)

4.    Композиция статьи.

Статья делится на... части (состоит из... частей, начинается (с чего?) заканчивается (чем?)....

5.    Описание основного содержания статьи.

Во введении формулируется (что?) (дается определение...(чего?). В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)... Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей) исследования, статьи....

В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)....

В основной части излагается (что?), приводится аргументация (в поль­зу чего?, против чего?), дается обобщение (чего?) (научное описание (че­го?).... В статье также затронуты такие вопросы, как....

6.    Иллюстрация автором своих положений.

Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие все положения... В статье приводится, дается....

7.    Заключение, выводы автора.

Автор приходит к выводу (заключению), что...(подводит нас к..., де­лает вывод, подводит итог).

В конце статьи подводятся итоги (чего?).

В заключении автор говорит, что (утверждает, что)....

В заключении говорится, что...(о чем?).

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему),...

8.    Выводы и оценки референта.

В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отме­тить)...

Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано..) получили исчерпывающее освещение...)...

Оценивая работу в целом, можно утверждать...

Безусловной заслугой автора является...

Заслуга автора состоит, заключается (в чем?)...

Основная ценность работы состоит, заключается (в чем?)...

Достоинством работы является...

Недостатком работы является...

К достоинствам (недостаткам) работы относятся...

С теоретической (практической) точки зрения, важно (существенно) ••

Вызывают возражения (сомнения)..,

Нельзя (не) согласиться с...

Существенным недостатком работы можно считать....

Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы, основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их Формирует. Надо сказать, что заключение не является обязательной частью реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Композиция основной части может быть:

- конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

- фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдельные час­ти (обычно таким образом реферируются работы, большие по объему, и многопроблемные источники);

- аналитической,когда содержание реферируемой работы раскры­вается вне связи с ее структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру, разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуетсяне просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обоб­щения и сопоставления, показать, что их объединяет, в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты могут быть различны.Источники могут рассматриваться отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

Доклад - это вид самостоятельной работы, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыка исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучаем критически мыслить. Он представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слушателей зрителей. Это разновидность научной работы,часто применяемая в учебном процессе при изучении тех или иных учебных курсов, дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентам.Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой - дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным мате­риалом.

Подготовка докладатребует от студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую поль­зу, если будет включать в себя следующие этапы:

- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, пере­чень которых, как правило, дает сам преподаватель;

- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых мест с точки зрения раскрытия темы доклада, фактов, мнений разных ученых и научных положений;

- обобщение и логическое построение материалов доклада, напри­мер, в форме развернутого плана;

- написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традицион­но включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Во вступленииуказывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами и место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрыва­ется тема и т. п.

Основная часть имеет четкое логическое построение. Изложение ма­териала должно быть связанным, последовательным, доказательным, лишен­ным ненужных повторений и отступлений, написанное по заранее составлен­ному плану.

В заключенииобычно подводятся итоги, формулируются выводы,  подчеркивается значение рассматриваемой проблемы и т. п.

Таким образом,работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно- исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыка публичных выступлений.


Тезисы являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада, реферата, статьи. Для их написа­ния необходимо выделить существенные идеи, отраженные в написанном вами тексте, сохранив при этом его логику и основное содержание.

Тезисы принято подразделять на основные и простые.

Простые тезисы(иногда их записывают в виде цитат) обнаруживают­ся при первоначальном ознакомлении с текстом.

Основные тезисычасто создаются на базе простых, путем их обоб­щения, переделки и исключения как второстепенных

Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам. Если те­зисы составляются по пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам - простые тезисы. Умело со­ставленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

При составлении тезисов можно придерживаться следующих сове­тов:

- при составлении тезисов не приводите факты и примеры;

- сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, ориги­нальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убе­дительность;

- изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;

- полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или цифры вкладных листов);

-  по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источни­ка, затем перепишите и пронумеруйте.

Аннотация - вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содер­жания, вида, формы и других особенностей.

Основные функции:

1)   сигнальная функция.Аннотация представляет информацию о документе, книге и дает возможность установить основное содержание, а также
Решить для себя, следует ли обращаться к полному представленному тексту,

2) поисковая функция.Аннотация используется в информационно-

поисковых, в том числе автоматических системах, для поиска документов.

Процесс написания аннотаций предполагает осуществление трех этапов:

   1) оценки информационной значимости документа, статьи, книги и выбора вида библиографической характеристики;

2) анализа содержания с целью выявления наиболее существенных сведений;

3) обобщения наиболее значимой информации для составления аннотации.

Структура аннотации:

1. Сведения об авторе (авторах) аннотируемого документа, статьи, книги. Это могут быть указания на его профессию, специальность, особые заслуги, место, которое он занимает в данной области, его национальность даты жизни и т. д.;

2.Обобщенная характеристика темы произведения, которая выполняется в лаконичной форме и не должна быть пересказом содержания;

3.В некоторых случаях могут быть отмечены и недостатки произведения. Однако это следует делать лаконично, не забывая, что это не рецензия;

4.В аннотации могут быть сведения о стиле, языке, степени доступности в изложении материала

В аннотацию не следует включать стандартные фразы («автор расска­зывает», «автор повествует», «книга содержит», «статья раскрывает», «в дан­ной монографии рассматривается...»), которые не могут привлечь внимания слушателя.

Научная терминология, применяемая в аннотациях, должна быть об­щепринятой, соответствовать современному уровню знаний Малоизвестные или устаревшие термины, введенные в аннотацию, необходимо пояснить.

Самое главное, что надо помнить, составляя аннотацию, это то, что «словам должно быть тесно, а мыслям - просторно».




Курсовая работа.

Научный текст - это в строгом смысле отчет о проделанном исследо­вании - теоретическом (абстрактно-логическом) или практическом (лабора­торном, эмпирическом).

Основные признаки научного текста это:

1) сообщение опирается на широкое обобщение, на представленные достоверно проверенные факты;

2) сообщение о новых, ранее неизвестных направлениях природы, об­щества;

3) сообщение, написанное с использованием строгих, однозначных терминов;

4) сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемое предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок.

Наука - дело трудоемкое, и ценность научного текста связана с мерой

вложенного в него труда. Никто не может уверенно сказать, как следует писать научное сочинение.Способы мышления, разбора и обобщения фактов, нахождение подходящих слов - это индивидуально у каждого человека. Однако хорошо известно, как происходит оценка текста, т. к. это достаточно стандартизировано. Рассмотрим пример оценки курсовой и дипломной работы.

1. Правильно ли оформлена рукопись?

2. Логична ли структура текста?

3. Верны ли методологические основы, которых придерживается ав­тор?

4. Имеется ли в тексте оригинальное исследование представленного фактического (эмпирического) материала?

5. Есть ли квалификационная работа?

6. Есть ли теоретическое обобщение (типология)?

7. Выявил ли автор закономерности развития изучаемого объекта?

Если Ваше сочинение отвечает всем семи пунктам, то Вы - доктор на­ук; шести пунктам - кандидатская диссертация; четыре пункта - курсовая работа; три - реферат (т. е., сочинение, не имеющее самостоятельного науч­ного значения); два и один пункт - это не работа. Конечно, принимать бук­вально это нельзя, но подумать стоит.

Некоторые советы для написания рукописи.

1. Оформление.

Это самое трудное для начинающего. Нужно сделать так, чтобы рецен­зент мог прочитать сочинение, понять и оценить его. Для этого необходимо, чтобы:

- рукопись должна быть напечатана на машинке(или с помощью
компьютера) через 1,5 интервала, 14 шрифтом, на одной стороне листа. В
крайнем случае, текст может быть написан от руки (для студентов первого
курса);

-  структура (план) работы должна быть отражена в оглавлении (со­держании);

- обязательное оформление титульного листа;

- в конце работы помещается список использованной литературы на русском языке.

страницы должны быть пронумерованы

Если в тексте имеются цитаты из произведений каких-либо авторов, обязательно должны быть ссылкина источники, откуда взяты цитаты. Это обязательное условие, иначе о Вас могут подумать как о плагиаторе, т.е. человеке, присваивающим себе чужие мысли.

Рукопись должна быть сброшюрована: подшита в скоросшивателе скреплена при помощи степлера или переплетена каким-либо другим способом.

1. Структура работы

Главный признак правильно выстроенной структуры, который сразу бросается в глаза, - это очень подробное оглавление работы. Опытному читателю обычно бывает достаточно взглянуть на оглавление, на развернутый план исследования, чтобы составить представление о том, стоит ли читать его или нет. Ему хорошо виден ход мысли, основные принципы, выводы, к которым пришел автор. Достаточно распространена такая схема диплома (курсовой работы): введение, первая глава, вторая глава, заключение.

Рассмотрим более подробно каждую из частей текста

Введение в сжатом виде представляет описание всей работы. Вначале объясняется название работы, тема, ее научная и практическая актуальность, степень разработанности проблемы другими авторами (характеристика предшествующих исследований), цель исследования, задачи, которые нужно выполнить для достижения поставленной цели, характеризуется источниковая база,  теоретические (методологи­ческие) принципы для выполнения задач.

Обычно число глав и разделов определяется волею автора - его приверженностью тому или иному стандарту.

Заключение - обязательная часть всякого сочинения. В нем автор должен повторить основные выводы, результаты работы, дать самокритическуюоценку тому, насколько ему удалось достигнуть провозглашенной во введении цели и выполнить задачи; насколько верным оказались методологические принципы, которых он придерживался. Главноев заключении - определить перспективы дальнейших исследований и рассказать о своих на­мерениях по разработке темы.

Типичные ошибки в структуре курсовой работы:

- отсутствие введения;                                          

- отсутствие заключения;

  - в работе всего одна глава, нет деления на параграфы;

- название разделов, глав, параграфов не соответствует тем, что указано в основном тексте;

- несоразмерность глав и параграфов между собой. Одна из глав не­сколько больше по объему;

- введение или заключение по объему приближается к основной части;

- главы и параграфы мало связаны между собой, поэтому их можно переставить в любом произвольном варианте.

 Методологическое обоснование курсовой работы.Методология науки вырабатывает типовые приемы научного описания и объяснения, создает общие схемы реконструкции объекта в соответствии с достигнутым уровнем развития материальной и духовной культуры общест­ва. Будучи специально ориентированной на науку, на исследование ее спе­цифических структур, на анализ процесса получения и применения научных знаний, методология науки представляет собой не простое объединение или совокупность методологических знаний разного уровня, а внутренне органи­зованное цельное учение, узловые положения которого получают конкрети­зацию применительно к реальным проблемным ситуациям возникающим в Различных областях знания в ходе развития наук

Итак, методология - это философское учение о методах познания и преобразования действительности, применения принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству и их практике.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

Чтобы правильно подойти к исследованию, надо выделить проблему.Ее часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблей - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема. Сформулировать проблему, значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема- это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

После обоснования проблемы и установления ее структуры определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (то есть важной, требующей скорейшего разрешения).

Актуальность темы исследования- это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для курсовой работы достаточ­но полстраницы машинописного текста, где показать главное. Из чего следу­ет и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление связано с возможностью решения определен­ной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Од­но из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Цель- это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Объект исследования- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Задачи исследования- это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, реше­ния проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, выявить, оп­ределить и т. п.). Решению каждой конкретной задачи в работе исследователя может быть посвящена целая глава или параграф.

Обязательным элементом является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. И далее дается характеристика основных источников получения информации (науч­ных, литературных, библиографических и др.).

Исследовательская работа должна иметь научную новизну,т. е, полу­чение для общества нового знания. В курсовой работе научная новизна может носить субъективный характер, определяется не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю.

В конце глав исследования пишутся выводы, которые должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Они кратко формулируются и нумеруются отдельными тезисами. Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в тоже время образуется пробел, т. е. отсутствие акцентации на результатах исследования.

Заключение.Дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, показывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Здесь не должно быть повторения выводов. Оно небольшое по величине, но емкое по насыщенности информации.

В конце работы помещается список использованной литературы, который отражает, насколько хорошо автор знаком с основополагающими, фундаментальными и наиболее авторитетными трудами по избранной теме Небогатые списки литературыговорят о дилетантизме исследования. Дру­гой вопрос - насколько глубоко и правильно понял автор прочитанные им книги и усвоил метод науки. Это станет понятно уже при чтении работы, в ходе дискуссии по ней.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: