Тема 3.4 Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами

 Аудит основных средств и НМА осуществляется на основании следующих нормативных документов:

1) Ф З «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ от 21.11.96г.

2) ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

3) ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»

4) Налоговый кодекс РФ

5) Гражданский кодекс.

Целью аудита операций с основными средствами и НМА является

проверка наличия и сохранности, правильности оценки в учете, правильности начисления амортизации, проверка операций учета поступления и выбытия, проверка правильности налогообложения.

Источниками информации для проверки являются первичные учетные документы – это  акты   приемки – передачи, акты на списание, инвентарные карточки, договора о материальной ответственности, приказ по учетной политике, данные аналитического и синтетического учета по счетам 01, 02,04,05,07,08 (журналы – ордера, ведомости),баланс, главная книга, бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность и др.

 В процессе аудита применяют способ выборочной проверки поступления, выбытия основных средств и НМА, прием пересчета, инвентаризация, проверка соблюдения ПБУ 6/01, 14/2000, аналитические процедуры

(сопоставление наличия основных средств и НМА в различные периоды, данных отчета об их движении и т.д.)

При проверке наличия и сохранности основных средств и НМА аудитор должен проверить:  создана ли комиссия по приемке, имеются ли договоры купли – продажи, правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств и НМА, полноту и своевременность проведения инвентаризации и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете.  В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в проведении инвентаризации. При проверке правильности оценки основных средств и НМА в учете, необходимо помнить, что в балансе они показываются по остаточной стоимости. На счете 01 ОС учитываются по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из фактических затрат на приобретение, строительство, доставку, установку и монтаж за исключением НДС. На счете 04 учитываются НМА по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость собирается на счете 08 по каждому инвентарному объекту, а затем списывается в Дт 01, 04 с Кт 08.

При аудите начисления амортизации по основным средствам и НМА аудитор должен убедиться правильно ли применяются нормы амортизации.

Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в итоге это влияет на финансовый результат, т.е. на прибыль как базы для налогообложения. Амортизационные отчисления по объекту основных средств и НМА начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к  бухгалтерскому учету,                                                 

и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с учета. Амортизационные отчисления по объекту основных средств и НМА прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отражаются на счете 02, по НМА на счете 05. Амортизация начисляется независимо от результатов деятельности организации следующими способами: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

   При аудите движения основных средств и НМА аудитор должен проверить документальное оформление поступления и выбытия. Поступление основных средств оформляется актом приемки – передачи основных средств ф.№ ОС – 1 с приложением к нему технической документации. Поступление НМА оформляют актом приемки НМА. Основные средства и НМА на предприятие могут поступать при приобретении за плату у поставщиков, строительстве и создании своими силами, безвозмездное получение, поступление в качестве взносов в уставный капитал. Основные средства выбывают в результате ликвидации по ветхости и износу, в связи с преобразованием, продажа, передача другим организациям. Ликвидацию оформляет комиссия, созданная приказом руководителя, актом на списание основных средств ф.№ ОС – 4. Все детали, узлы и материалы после ликвидации и разборки, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и отражены в бухгалтерском учете соответствующей записью Дт 10 Кт 91.     При приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли – продажи с указанием первоначальной стоимости, износа. При поступлении объектов основных средств в комплекте, например офисная мебель, в инвентарную карточку должна быть вписан перечень отдельных предметов, входящих в комплект. При передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть приложены вторые экземпляры актов приема – передачи и техническая документация на передаваемые объекты.

НМА могут выбывать в результате продажи, безвозмездной передачи, передачи в счет вклада в уставный капитал других организаций, списание вследствие потери доходных свойств, прекращения срока действия

свидетельства, патента.

  Всю полученную информацию аудитор отражает в рабочих документах. При обнаружении ошибок он должен довести их до сведения проверяемой организации, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в учете и отчетности, ссылаясь на законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету.

Контрольные вопросы:

1.Назовите основные источники информации при аудите основных средств.

2.Как проводится аудит оценки основных средств?

3.Какова процедура инвентаризации сохранности основных средств?

4.Как проводится аудит операций списания основных средств?

5.Как проводится аудит операций по переоценке основных средств?

6.Как проводится аудит операций по реализации основных средств?

7.Перечислите признаки НМА.

8.Опишите порядок списания НМА.

9.В чем состоят особенности аудита нематериальных активов?

 

 

  Тема 3.5 Аудиторская проверка операций с производственными запасами.

 

 Нормативной базой по учету МПЗ является ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», утвержденный Приказом Минфина РФ от 09 июня 2001г. № 44 н.

МПЗ – это часть имущества предприятия, используемая при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи и для управленческих нужд организации. МПЗ принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости.

Цель аудиторской проверки учёта производственных запасов – это подтверждение достоверности данных о наличии и движении, установлении правильности оформления операций по МПЗ.

Источники информации для проверки операций с МПЗ: договоры поставки, счета – фактуры, накладные, доверенности, приходные ордера, акты о приемке материалов, книги покупок, накладные – требования на отпуск материалов, лимитно – заборные карты, карточки складского учета, инвентаризационные описи МПЗ, книги продаж, договора с материально – ответственными лицами, учетные регистры (отчет о движении ценностей, ведомости, журналы – ордера, машинограммы и др.) по счетам 10, 14, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 60, 76,и др., Главная книга и т.д.

Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, аудитор на основе изучения и сопоставления данных первичных документов (счетов-фактур, накладных, требований на отпуск материалов и т.п.)) и учётных регистров (карточек складского учёта, отчетов о движении ценностей, ведомостей и т.д.), устанавливает полноту оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, обоснованность списания в расход.

Синтетический учёт движения материалов может быть организован двумя способами:

1) по фактической себестоимости приобретения,в этом случае учёт материалов осуществляется только на счете 10 «Материалы».

2) по учётным ценам (плановой или нормативной себестоимости приобретения, покупным ценам и др.), в этом случае применяются дополнительно счета 15 «Приобретение и заготовление материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Конкретный вариант учета производственных запасов и товаров должен быть зафиксирован в учётной политике предприятия. Аудитор должен убедиться в соблюдении принятого предприятием варианта учёта путем анализа применяемых схем корреспонденции бухгалтерских счетов. Аудитор должен знать, что при поступлении МПЗ оформляются:

        1) приходный ордер при  соответствии фактического наличия материальных ценностей документам поставщика,

        2) акт приемки материалов для оформления поступивших материалов без платежных документов или в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика.

Обоснованность списания материальных ценностей в расход – это отпуск в производство, реализация на сторону, безвозмездная передача и т.д. выясняется по данным первичных документов (накладные, требования на отпуск, лимитно –заборные карты и т.д.) Аудитору необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. Применяются следующие методы оценки производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии:

1) по себестоимости каждой единицы ресурса,

2) по средней себестоимости,

3) по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

4) По себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Допускается применение одного из методов по конкретному наименованию запасов в течение отчётного года, что должно быть зафиксировано в учетной политике.

Проверка сохранности и использования материальных ценностей на предприятии начинается со знакомства работой материального отдела бухгалтерии. Предметом внимания аудитора являются: состав и квалификация учётных кадров, наличие графика документооборота, обоснованность выбора в учётной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учёта, наличие схем отражения на счетах хозяйственных операций с МПЗ, сроки проведения инвентаризаций, наличие договоров с материально ответственными лицами, организация складского хозяйства и т.д. Аудитор может провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально – ответственными лицами. Правильность отражения в учёте результатов инвентаризации материалов проверяется путём анализа инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, приказов руководителя, решений судебных органов и т.д. На издержки может быть списана сумма недостач и порчи ценностей только в пределах норм естественной убыли, недостачи сверх норм должны относиться на виновных лиц, а при их отсутствии или отказе суда во взыскании с них – на убытки предприятия. Излишки ценностей подлежат оприходованию, а их сумма – отнесена на прибыль.

Аудитор путём выборочного контроля записей в учётных регистрах по счетам 08, 20, 25, 26, 44, 91 и др.и сопоставления их с первичными документами, проверяет правильность корреспонденции счетов по списанию МПЗ со склада. Если материальные ценности реализовывались на сторону, необходимо проверить правильность исчисления НДС и налога на прибыль.

  Контрольные вопросы:

1.Каковы источники информации при аудите операций с материальными запасами и товарами?

2.Какие аудиторские процедуры применяются при аудите операций с материальными запасами и товарами?

3.Как проводится аудит правильности оформления документов по оприходованию материальных ресурсов?

4.Как осуществляется аудит списания материальных запасов и товаров?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: