Пример решения задачи №1: Построение и исследование эконометрической модели магазина в виде линейной парной регрессии

 

Постановка задачи №1

 

Торговая компаниярасполагаетсемью магазинами типа «Морепродукты».

Компания планирует построить 8-й магазин с торговой площадью 1100 м2, для чего она разрабатывает бизнес-план и, в частности, эконометрическую модель магазина. На этой модели специалисты должны исследовать зависимость объема продаж (у - в десятках тыс.руб./день) от размера торговой площади (х – в сотнях м2).

 

Решение задачи №1

 

1) Нанести в координатах ХY точки на плоскость (построить корреляционное поле).

Решение. Для наглядности выберем наши данные из таблицы 1.2:

Таблица 2.1

xi 1 1 2 3 4 5 8
yi 2 3 4 5 5 7 14

 

На рисунке 2.1 представлено корреляционное поле. Как видно, зависимость между Х и Yтесная и прямая. она хорошо аппроксимируется прямой линиейс уравнением (2.1). Построим линию «на глаз» и найдём приближённые «графические» значения параметров регрессии: b0г=0,5; b1г=17/11=1,55. Ниже мы сравним их с расчётными значениями.

2) Найти методом наименьших квадратов уравнение регрессии Y по Х в линейной форме:

=b0+ b1x. (2.1)

Решение. Расчетные формулы для неизвестных параметров регрессии:

    (2.2)

На основе таблиц2.1и 2.2 рассчитаем необходимые суммы, входящие в формулу (2.2).

Искомые оценки параметров регрессии и само уравнение регрессии:

  b1= (27,86-3,43×5,71)/(17,14-11,76) =8,27/5,38=1,54 b0=5,71-1,54×3,43=0,43 =0,43+1,54x.

Как видим, «графические» и расчётные значения параметров регрессии очень близки, значит расчёты сделаны верно.

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
16  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
14  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
12  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
10  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
6  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

   
                                                         

Рисунок 2.1

 

3) Построить расчётную линию регрессии на координатной плоскости XY.

Решение. Искомую линию проще всего построить по двум точкам (см. рис. 2.1), например (0; 0,43) и (8,00; 12,75).

Таблица 2.2

xi yi x2 y2 xiyi (xi- )2 xi ei2=( xi-yi)2
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 1 4 2 5,90 1,97 0,00
1 3 1 9 3 5,90 1,97 1,06
2 4 4 16 8 2,04 3,51 0,22
3 5 9 25 15 0,18 5,05 0,00
4 5 16 25 20 0,32 6,59 2,53
5 7 25 49 35 2,46 8,13 1,28
8 14 64 196 112 20,88 12,75 1,56
24 40 120 324 195 37,68   6,65

 

(2.3)

 

4) Показать графически и аналитически, что линия регрессии проходит через точку (, ).

Решение. Из графика на рисунке 2.1 видно, что линия регрессии проходит через точку “средних” ( =3,43; =5,71). Проверим это аналитически: =0,43+1,54×3,43 = 5,71, что и требовалось доказать.

5) На сколько вырастет средний объем продаж при увеличении х на 1.

Решение. При увеличении торговой площади на 1 (100 м2) в среднем объем продаж увеличится на b1= 1,54 (т.е. на 15400 руб./день).

6) Имеет ли смысл свободный член в уравнении регрессии.

Решение. Свободный член b0=0,43 смысла не имеет, т.к. при нулевой торговой площади положительного объема продаж быть не может.

7) Вычислить коэффициент корреляции между переменными X и Y.

Решение. Используем формулу:

                                     (2.4)

Здесь известно все, кроме

 

 

Окончательно

Полученное значение коэффициента корреляции говорит о высокой (почти функциональной) зависимости объема продаж от размера торговой площади.

8) Определить графически и аналитически прогнозное среднее значение объема продаж для проектируемого магазина "СИ" с торговой площадью х=11 (напомним, что это 1100 м2).

Решение. Прогнозное значение из рисунка 2.1 и из формулы совпадают:

=0,43+1,54×11=17,37 (173700 руб./день)

9.а) Найти 95%-ный доверительный интервал для среднего прогнозного значения объема продаж.

Решение. Оценка значения условного МО Мх=11(Y) равна 17,37. Чтобы построить доверительный интервал для СВ х=11, нужно оценить дисперсию ее оценки .

Для этого определим дисперсию возмущений (см. табл. 2.2 графы 4-6):

 

Искомая дисперсия 

 

Для статистики Стьюдента число степеней свободы k = n – 2 = 7 – 2 = 5. По табл.П2 находим значение t0,95;5=2,57 критерия Стьюдента. Искомый 95%-ный доверительный интервал для среднего прогнозного значения объема продаж магазина "СИ":

 

Нижнее значение интервала: 17,37-2,57×1,48=13,57.

Верхнее значение интервала: 17,37+2,57×1,48=21,37.

Окончательно интервал имеет вид:

 

9.б) Найти 95%-ный доверительный интервал для индивидуального прогнозного значения объема продаж xo=11.

Решение. Чтобы построить доверительный интервал для СВ хo=11, нужно оценить ее дисперсию:

 

 

Нижнее значение интервала: 17,37-2,57×1,88=12,54.

Верхнее значение интервала: 17,37+2,57×1,88=22,20.

Окончательно интервал имеет вид:

 

12,54 £ £ 22,20.

 

Как и следует из теории, этот интервал больше предыдущего и большой по величине. Коэффициент осцилляции для него:

 

Ко=(R/ )100%= ((22,2-12,54)/17,37)100%=55,6%.

 

10а) Найти с надежностью 0,95 интервальные оценки коэффициента регрессии b1.

Решение. Общая формула для расчета интервала:

b1-D£b1£b1+D,

 

где

Нижнее значение интервала: 1,54-0,48=1,06.

Верхнее значение интервала: 1,54+0,48=2,02.

Окончательно интервал имеет вид:

1,06 £b1£ 2,02.

10.б) Найти с надежностью 0,95 интервальные оценки дисперсии возмущений s2.

Решение. Найдем по табл.П3 (критерий Пирсона) табличное значение статистики хи-квадрат:

Формула для доверительного интервала:

 

 

11а) Оценить на уровне a=0,05 значимость уравнения регрессии Y по Х по критерию Фишера.

Решение. Вычислим суммы квадратов.

Общая сумма:

Q=å(yi- )2=13,77+7,35+2,93+0,51+0,51+1,67+68,73= 95,47.

Регрессионная сумма:

QR=å( i- )2=13,99+13,99+4,84+0,44+0,78+8,56+49,56=92,16.

Остаточная сумма: Qe=å( ii)2=6,65 (см.табл. 4).

Значение статистики Фишера:

 

 

Уравнение регрессии значимо, если F>Fa,k1,k2, где степени свободы k1=m-1=2-1=1, k2=n-m=7-2=5. По табл.П4 находим критическое значение F0,05;1;5=6,61. Так как 69,66 >6,61, то уравнение значимо: коэффициент регрессии b1 =1,54 значимо отличается от нуля.

11б) Оценить на уровне a=0,05 значимость уравнения регрессии Y по Х по критерию Стьюдента.

Решение. Уравнение парной регрессии значимо, если t>tкрит. Значение статистики Стьюдента:

 

 

По табл. П2 находим tкрит.=t0,95;7-2=5=2,57. Так как 8,22 > 2,57, то гипотезу Ноо : β1=0) отвергаем и принимаем противоположную гипотезу Н1: уравнение значимо.

12) Определить коэффициент детерминации R2и раскрыть его смысл: на сколько процентов в среднем объем продаж зависит от размера торговой площади.

Решение. Используем формулу: R2= QR/Q = 92,16 / 95,47 = 0,97.    R2 показывает, какая доля вариации зависимой переменной обусловлена вариацией объясняющей переменной. Ответ: эта доля составляет 97%.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: