Виды загрязнений, которые вносит транспорт в окружающую среду

Загрязнение земли. Каждый житель земли выбрасывает ежегодно 1 т мусора. Массовый характер носит процесс замусоривания промышленными и бытовыми отходами пространств вдоль железных дорог, автомобильных трасс, водных путей и транспортных сооружений.

Занятость территории. Актуальной экологической проблемой является занятость территории подвижным составом и транспортными сооружениями, после ликвидации которых плодородие почвы восстанавливается в течение 30 лет.

Транспортные системы занимают до 7 % территории, в городах – до 30 %, а в центральных их частях – до 70 %.

Одним из наиболее эффективных выходов из создавшегося положения является рациональное и комплексное использование подземного или надземного пространства для размещения различных транспортных сооружений.

При эксплуатации транспорта образуются отходы: бензин, масла, выбросы твердых и жидких компонентов, отработанные шины, транспортные средства и пр., вследствие чего происходит биологическое загрязнение среды, особенно в городах с плохой очисткой сточных вод.

Для борьбы с обледенением дорог разбрасывают на 1 км дороги до 3 –4 т соли, что приводит к засолению и изменению структуры почвы.

Загрязнение воды. Мировая проблема – сброс твердых и жидких (особенно нефтесодержащих) отходов в моря и реки. При перевозке танкерами на 1 млн. т нефти приходится 160 т потерь.

При очистке воды применяются два основных способа: механический сбор и химическая обработка отходов.

Механический сбор – это боновые заграждения, решетки, отстойники и другие установки, собирающие и фильтрующие воду.

Химическая обработка воды – это рассеивание (диспергирование) химических веществ, вступающих во взаимодействие с нефтью и ее производными. Поскольку этот способ может быть токсичным, он запрещен в местах нереста рыб.

Загрязнение атмосферы. 91,3% загрязнений воздуха происходит в результате работы автомобильного транспорта, 3,7 % – железнодорожного, 2,7 % – морского, 0,9% – речного и 1,4% – воздушного транспорта.

Отечественный автомобиль в среднем расходует до 10 л на 100 км пути, зарубежный – примерно 4,5 л на 100 км, автобусы большой вместимости расходуют до 40 – 50 л на 100 км.

На 900 км пробега автомобиль расходует воздуха столько же, сколько человек за год.

Ухудшение качества воздуха имеет ряд негативных последствий: подрыв здоровья и смерть людей, животных, растений, снижение урожайности, разрушение памятников культуры и строительных объектов и т.д.

Усовершенствованные системы дожигания, добавки к топливу, электронная система зажигания и замена бензина на газ, спирты, углеводородное топливо не на нефтяной основе, а особенно, на электроэнергию и водород, также рассматриваются как пути уменьшения вреда от выхлопных газов. Синтетические виды топлива без нефтяных компонентов делают выхлоп чище на 40%.

Европа с 1993 г. ввела новые нормы допустимого объема выбросов для автотранспорта ЕВРО.

Автомобили, нормы выбросов которых превосходят новые установленные значения, не допускаются к эксплуатации на дорогах Европы.

Шум. Шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучение относятся к физическому загрязнению. Шум – это любой нежелательный звук, оказывающий неблагоприятное воздействие на организм человека. Шум приводит к нервным расстройствам, желудочным заболеваниям, потере слуха и другим болезням, т.е. становится социальным явлением.

На скоростных дорогах уровень шума составляет 87 дБ, на магистральных и общегородских с непрерывным движением – 85 дБ, на магистральных дорогах с грузовым движением – 84 дБ, в интенсивном потоке (до 100 тыс. ед./сут) – 90 – 95 дБ.

Метрополитен практически не дает шума для города, скоростной трамвай создает уровень шума 80 – 90 дБ, железная дорога – 100–110 дБ, транспорт на магнитном подвесе – до 60 дБ. Мощными излучателями шума являются мосты и эстакады, но тоннель уменьшает уровень шума до 55 – 65 дБ. Изучение шумового воздействия на окружающую среду начато относительно недавно. Так, в Стокгольме в 1955 г. зафиксировано, что из каждых 100 человек 9 – с потерей слуха, а в 1960 г. их было уже 20, что потребовало разработки ряда мероприятий по уменьшению шума в городе.

При перепланировке городов и планировании новостроек стараются отделить транспорт от жилых массивов. Уменьшение уровня шума достигается озеленением; применением глушителей; строительством шумозащитных экранов, прокладкой шумоизолирующих материалов под путевыми сооружениями, шумоизоляцией помещений, оптимизацией состава потока и циклов светофорного регулирования и другими мерами.

Вибрация. Вибрация связана с плавностью хода транспортного средства и оценивается ощущениями человека, особенно при экстремальных виброускорениях во время движения.

Электромагнитные излучения. Они возникают от различных приборов и оборудования, установленных в салоне транспортного средства, и влияют на самочувствие и здоровье людей.

Потребление ресурсов. Для производства транспортных средств требуется огромное количество материалов, что ведет к потреблению природных ресурсов.

Поэтому необходимо внедрение энергосберегающих и безотходных технологий, а также технологий по переработке вторичного сырья. Кроме того, очень важно ввести систему мониторинга – контроля за изменениями состояния окружающей среды под влиянием деятельности человека – и экологической регламентации последней.

Расходы на охрану окружающей среды в нашей стране во много раз меньше, чем в США. Проблема твердых отходов у нас практически не решается, свидетельством чему являются свалки бытовых отходов, представляющие прямую угрозу жизни города, а также промышленных отходов (особенно при добыче и переработке полезных ископаемых, включая радиоактивные вещества).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: