Рецепт приготовления кефира 100 мл

Молоко цельное – 100 мл
Закваска кефирная – 5 мл

1. Вымыть руки.
2. Прокипятить цельное молоко, охладить его.
3. Подготовить кефирную закваску из сухих грибов из расчета 100 мл молока на 50 г грибов.
4. В охлажденное молоко добавить закваску, тщательно перемешать.
5. Разлить в градуированные простерилизованные бутылочки.
6. Закрыть бутылочки, прикрепить наклейки.
7. Держать молоко при температуре 18-20°С 12-24 ч.
8. Хранить кефир в холодильнике в течение 2 суток.

Примечания.

1. В домашних условиях вместо закваски используют сметану, сливки или биокефир. Закваску хранят в холодильнике.
2. Кислотность однодневного кефира составляет 80-90 Т, а двухдневного – 90-100 Т.
3. Однодневный кефир рекомендуется здоровым детям и детям, склонным к запорам, двухдневный кефир – здоровым детям и при желудочно-кишечных заболеваниях.











Приготовление творога

Оснащение. Эмалированная кастрюля, свежее молоко, сито, простерилизованная марля, кефирная закваска.

Рецепт приготовления кислого творога на 50 г

Молоко – 300 мл
Кефирная закваска – 15 мл

1. Вымыть руки.
2. Прокипятить молоко, охладить до температуры 28°С.
3. Добавить кефирную закваску.
4. Выдержать молоко при температуре 18-20°С в течение 12-14 ч. до образования кефира.
5. Кефир подогреть до температуры 70-75°С, охладить.
6. Полученную массу откинуть через стерильную марлю, протереть через сито. Готовый творог хранить при температуре 2-4°С в течение 2 суток.







Рецепт приготовления пресного (кальцинированного) творога на 50 г

Молоко – 300 мл
10% раствор хлорида кальция или 10% раствор глюконата кальция – 6 мл

1. Вымыть руки.
2. В прокипяченное охлажденное молоко добавить раствор хлорида кальция.
3. Тщательно размешать.
4. Нагреть до кипения, охладить до комнатной температуры.
5. Собрать творог ложкой на стерильную марлю.
6. Дать творогу отстояться, чтобы сбежала сыворотка.

Примечания.

1. При температуре 26-30°С кефир образуется быстрее, от комочка творога отделяется прозрачная сыворотка.
2. Творог для коррекции белка в организме вводится в рацион с 3 нед., начиная с 5-10 г на 1-2 раза в день. После периода адаптации количество творога постепенно увеличивается до 30-50 г.

70. Проведение утреннего туалета грудного ребенка

Оснащение. Стерильные: ватные турундочки, ватные шарики, резиновые перчатки; другие: раствор фурацилина 1:5000, бледно-розовый раствор калия перманганата, стерильное вазелиновое масло или растительное масло, промаркированный чайник, перекипяченная вода 37°С.








Подмывание ребенка

Оснащение. Перекипяченная вода 36°С, пеленки, одноразовое детское мыло, фартук, резиновые перчатки.

1. Вымыть руки. Они должны быть чистые, сухие и теплые.
2. Надеть фартук, резиновые перчатки.
3. Раздеть ребенка.
4. Взять ребенка на руки так, чтобы его голова фиксировалась на локтевом сгибе, а ладонь руки поддерживала ягодицы.
5. Одноразовым детским мылом помыть паховый участок, ягодицы ребенка.
6. Смыть под проточной водой. Девочка должна лежать лицом вверх.
7. Направлять воду сверху вниз. Подмывать ребенка от лобка к анусу.
8. Просушить кожу пеленкой промокательными движениями.
9. Провести профилактику опрелостей в случае необходимости.
10. Запеленать или одеть ребенка и положить в кровать.
11. Пеленку положить в бак для отработанных пеленок.
12. Обеззаразить пеленальный столик, фартук и резиновые перчатки.












Туалет носовых ходов

1. Носовые ходы прочистить отдельными турундами.
2. Смочить ватную турунду пастеризованным вазелиновым или растительным маслом.
3. Ввести в носовой ход осторожными вращательными движениями на 1-1,5 см.

Запомните! Запрещается прочищать носовые ходы твердыми предметами (спичками, палочками с ватными шариками).

Туалет глаз

1. Взять стерильный ватный шарик.
2. Смочить кипяченой водой или раствором фурацилина 1:5000 (или бледно-розовым раствором калия перманганата).
3. Промыть каждый глаз отдельным ватным шариком от внешнего угла глаза к переносице.
4. С помощью стерильных ватных шариков просушить каждый глаз от внешнего угла глаза к переносице.

Туалет наружного слухового прохода (проводят в случае необходимости).

1. Взять сухую ватную турунду.
2. Ввести осторожно в слуховой проход, оттягивая ушную раковину вниз.

Туалет ротовой полости
Здоровым детям не проводят потому, что слизистые оболочки у них легко травмируются.

71. Измерение окружности головы и грудной клетки

Примечание. Частота измерений зависит от возраста ребенка. Детей 1 года жизни измеряют ежемесячно. После 1 года до 2 лет – 1 раз в квартал, с 2 до З лет – 1 раз в 6 мес., с 3 лет – 1 раз в год.

Оснащение. Сантиметровая лента, теплая пеленка, дезраствор, принадлежности для дезинфекции.

1. Вымыть руки. Руки должны быть чистые, сухие и теплые.
2. На пеленальный столик положить теплую пеленку.
3. Осторожно взять ребенка, положить на пеленку.
4. Для измерения окружности головы взять сантиметровую ленту и наложить ее спереди на лобребенка на уровне надбровных дуг, сзади – на затылочный бугор.
5. Определить окружность головы в сантиметрах.
6. Для измерения окружности грудной клетки сантиметровую ленту наложить на грудь ребенка на уровне сосков, сзади – на уровне нижних углов лопаток.
7. Определить окружность грудной клетки в сантиметрах.
8. Полученные данные сопоставить с возрастной нормой, поставить в известность родителей ребенка.
9. Данные занести в медицинскую документацию.
10. Обеззаразить сантиметровую ленту, пеленальный столик, пеленку положить в бак для отработанного белья.

Примечание.

1. Окружность грудной клетки новорожденного доношенного здорового ребенка составляет 32-34 см. За первое полугодие первого года жизни окружность грудной клетки увеличивается на 2 см ежемесячно и в 6 мес. составляет 45 см. Во втором полугодии окружность грудной клетки увеличивается на 0,5 см за месяц.

Окружность грудной клетки новорожденного ребенка на 1-2 см меньше окружности головы, в возрасте 4-5 мес. эти две величины сравниваются, позже окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

2. Окружность головы новорожденного доношенного здорового ребенка составляет 34-36 см. За первое полугодие первого года жизни окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно и в 6 мес. составляет 43 см. Во втором полугодии окружность головы увеличивается на 0,5 см за месяц.

72. Определение частоты пульса у ребенка первого года жизни

Существует 2 метода подсчета частоты пульса:

1) пальпаторный,
2) аускультативный.

Частоту пульса определять у ребенка в состоянии покоя. Частоту пульса можно подсчитывать на височной, сонной, локтевой, бедренной артериях и в области открытого большого родничка. Верхушка сердца у детей 1 года жизни находится в IV межреберном промежутке слева на 1-1,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии.

Оснащение. Секундомер, стетофонендоскоп.

1. Вымыть руки. Руки должны быть чистые, сухие и теплые.
2. Провести психологическую подготовку матери и ребенка, успокоить ребенка.

Пальпаторный метод определения пульса
3. Захватить лучезапястный сустав ребенка так, чтобы большой палец был со стороны локтя, а остальные пальцы – с противоположной стороны.
4. Указательным и средним пальцами пальпировать лучевую артерию, несколько прижимая ее к кости.
5. Подсчитать частоту пульса за 1 мин.

Аускультативный метод определения пульса
6. Положить стетофонендоскоп на верхушку сердца.
7. Подсчитать частоту пульса за 1 мин.
8. Сравнить данные с возрастной нормой.
9. Провести дезинфекцию стетофонендоскопа.
10. Частоту пульса занести в медицинскую документацию.

Частота сокращений сердца (ЧСС) у детей разного возраста

Возраст ЧСС за одну минуту
0 – 6 месяцев 120 – 140
До 1 года 120 – 125
1 – 2 года 110 – 115
2 – 3 года 105 – 110
6 – 7 лет 90 – 105
   
8 – 12 лет 75 – 80
Более 12 лет 70 – 75

73. Определение частоты дыхания у ребенка первого года жизни

Существует 3 метода подсчета частоты дыхания:

1) пальпаторный,
2) аускультативный,
3) визуальный.

Тип дыхания у детей 1-го года жизни – диафрагмальный, на 2-м году жизни – смешанный, в 3-4 года преобладает грудное дыхание. После 7 лет у мальчиков преобладает брюшной, у девочек – грудной тип дыхания.

Определение частоты дыхания проводить, когда ребенок находится в состоянии покоя. Визуальный метод применяется у детей раннего возраста при наличии удушья.

Оснащение. Секундомер, стетофонендоскоп.

1. Вымыть руки. Руки должны быть чистые, сухие и теплые.
2. Обратить внимание на характер и тип дыхания.
3. Провести психологическую подготовку матери и ребенка.
4. Определение частоты дыхания проводить в состоянии покоя ребенка, отвлекая его внимание от данного обследования.

Пальпаторный метод
5. Положить ладонь на живот или грудную клетку ребенка и подсчитать с помощью секундомера количество дыхательных движений в 1 мин.
6. Сравнить данные с возрастной нормой.

Аускультативный метод
7. Положить стетофонендоскоп на грудную клетку ребенка и подсчитать частоту вдохов или выдохов в 1 мин.
8. Сравнить данные с возрастной нормой.
9. Провести дезинфекцию стетофонендоскопа.
10. Частоту дыхания ребенка занести в медицинскую документацию.

Частота дыхательных движений (ЧДД) в зависимости от возраста

Возраст ребенка ЧДД за одну минуту
0 – 6 месяцев 40 – 60
6 – 12 месяцев 35 – 40
12 месяцев 30 – 35
5 – 6 лет 25
15 лет 20
Более 15 лет 16

 

 

74. Проведение гигиенической ванны

Оснащение. Ванночка (лучше эмалированная), водный термометр, эмалированная кружка или кувшин, детское мыло, пеленка, простынь, чистая одежда, охлажденная и горячая перекипяченая вода, резиновые перчатки, дезрастворы, принадлежности для дезинфекции.

1. Вымыть руки, надеть фартук, резиновые перчатки.
2. На пеленальный столик положить простыню, пеленки и одежду ребенка.
3. Вымыть ванночку с мылом, ополоснуть горячей водой. Положить на дно ванночки чистую пеленку.
4. Наполнить ванночку водой на 1/2- 1/3 ее объема.
5. Измерить температуру воды (температура воды должна быть 36-37°С).
6. Раздеть ребенка, взять на руки и осторожно погрузить в воду.
7. Ребенка погружать в воду до сосковой линии, верхняя часть груди должна оставаться открытой.
8. Одной рукой поддерживать голову ребенка, а свободной рукой обмыть волосистую часть головы, шею, туловище, конечности, тщательно помыть естественные складочки. Последние обмойте половые органы и промежность.
Лицо водой из ванны не мойте!
9. Поднять ребенка над водой, перевернуть лицом вниз. Облить чистой теплой водой из кувшина или кружки, температура которой на 1°С ниже, чем температура воды гигиенической ванны.
10. Завернуть в простыню. Обсушить кожу осторожными промокательными движениями, не растирая ее.
11. Одеть или запеленать ребенка, положить в кровать.
12. Провести дезинфекцию пеленального столика, фартука, ванночки, резиновых перчаток, использованного белья.
13. Про проведение гигиенической ванны сделать отметку в листе назначений.

Примечания.
1. Ванночку используют только для купания ребенка. Впервые новорожденного ребенка купают через 1-2 дня после выписки из роддома. С этого времени и до 6 мес. ребенка купают ежедневно. С 6 до 12 мес. – через день, до 2 лет – 2 раза в неделю. Детским мылом пользуются с 3-4-й недели жизни. Мягкой мочалкой – после 1 года. Продолжительность купания для детей на 1 году жизни – 5-7 мин, на 2-м году жизни – 8-10 мин, для старших детей – 10-20 мин.

2. Купать новорожденного ребенка в роддоме можно только по назначению врача. Для новорожденных детей используют только кипяченую воду.

3. С целью закаливания обливайте ребенка водой, температура которой на 1°С ниже, чем температура гигиенической ванны. В первые месяцы жизни детей можно погружать в воду в пеленке.

75. Измерение роста ребенка

Примечание. Частота измерения роста зависит от возраста ребенка:
- детей 1 года жизни измеряют ежемесячно,
- от 1 года до 2 лет – 1 раз в квартал,
- с 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.,
- с 3 лет – 1 раз в год.

Детям после 1 года измеряют рост на вертикальном ростомере.

Оснащение. Горизонтальный ростомер, теплая пеленка, резиновые перчатки, дезраствор (1% хлорамин), принадлежности для дезинфекции (ветошь).

1. Объяснить матери ход процедуры.
2. Вымыть руки. Они должны быть чистые, сухие и теплые, надеть перчатки.
3. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой к cебе.
4. Обработать рабочую поверхность ростомера ветошью с 1% хлорамином.
5. Постелить пеленку (не закрывая шкалу, не мешая планке).
6. Положить ребенка так, чтобы макушка головы плотно касалась неподвижной планки ростомера.
7. Выпрямить ножки легким нажатием на колени.
8. Подвести подвижную планку к стопам, согнутым под прямым углом.
9. Определить рост по шкале ростомера в сантиметрах.
10. Убрать ребенка с ростомера.
11. Провести дезинфекцию ростомера, пеленку положить в бак для использованного белья (в условиях поликлиники пеленку отдать матери).
12. Сравнить с возрастной нормой, поставить в известность родителей ребенка.
13. Данные о росте ребенка занести в медицинскую документацию (Ф112 «История развития ребенка»).

Примечание.

1. За 1 год жизни увеличение роста составляет:

I квартал – по 3 см ежемесячно;
II квартал – по 2,5 см ежемесячно;
III квартал – по 1,5 см ежемесячно;
IV квартал – по 1 см ежемесячно.

2. За 1 год жизни ребенок в среднем вырастает на 25 см.

3. Средний рост ребенка старше 1 года определяют по формуле:

75 +5 х n, где n – количество лет.

4. В 4 года рост ребенка составляет 100 см.
Если ребенку меньше 4 лет, его рост равен: 100 – 8 х (4 – n), где n – количество лет.
Если ребенку больше 4 лет, его рост равен: 100 + 6 х (n – 4), где n – количество лет.

76. Взвешивание ребенка

Примечание:
- детей 1-го года жизни взвешивают ежемесячно,
- с 1 до 2 лет – 1 раз в квартал,
- с 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.,
- с 3 лет – 1 раз в год.

Детей после 1 года взвешивают на больших медицинских весах.

Оснащение. Весы медицинские, пеленка, комплект белья, дезраствор, принадлежности для дезинфекции.

1. Вымыть руки. Они должны быть чистые, сухие и теплые.
2. Установить весы на устойчивую поверхность в горизонтальном положении.
3. Все гири поставить на нулевой отметке.
4. Отрегулировать весы.
5. В зависимости от температурного режима раздеть ребенка.
6. Положить ребенка на застеленные пеленкой весы так, чтобы головка ребенка находилась на широкой части весов, а конечности – на узкой.
7. Переместить гирю сначала на нижней панели, а затем уравновесить с помощью гири на верхней панели.
8. Снять ребенка с весов, отдать матери.
9. Взвесить пеленку и комплект белья, подобный тому, в котором взвешивался ребенок.
10. Разница между первым и вторым взвешиванием и составляет фактическую массу ребенка.
11. Сравнить с возрастной нормой, поставить в известность родителей.
12. Провести дезинфекцию весов, использованную пеленку положить в бак для использованного белья.
13. Занести данные фактической массы тела в медицинскую документацию.

Примечание. Среднемесячная прибавка массы тела у детей 1-го года жизни составляет:
- 1 месяц – 600 г,
- 2 месяц – 800 г,
- 3 месяц – 800 г,
- 4 месяц – 750 г,
- в дальнейшем – на 50 г меньше предыдущего месяца.

Ребенок в 1 год должен примерно весить 10 – 10,5 кг. После 1 года массу ребенка определяют по формуле:

10 +2 х n, где n – количество лет.

77. Пеленание

Примечание. Способов пеленания несколько: открытый, закрытый, широкий. Способ пеленания зависит от состояния здоровья, времени года, температурного режима. Наиболее физиологическое – широкое пеленание. Оно способствует физиологическому положению бедер. Формирование головки бедренной кости и вертлужной впадины препятствует вывиху головки бедренной кости при врожденной дисплазии тазобедренных суставов.

Пеленают ребенка в течение первых 1,5-2 мес. жизни. Пеленальный столик должен быть обеззаражен 0,2% раствором хлорамина или 3% раствором перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства после предыдущего ребенка.

Подгузник свернуть треугольником, верхушка которого находится внизу. Вместо подушки положитьпеленку, свернутую в 4 раза.

Оснащение. Пеленальный столик, комплект белья: тоненькая и теплая распашонки, две фланелевые и одна тоненькая хлопковая пеленки, подгузник, принадлежности для дезинфекции.

· Вымыть руки. Они должны быть чистые, сухие и теплые.
2. На пеленальный столик положить фланелевую пеленку, на нее хлопчатобумажную, а сверху – подгузник. Подгузник свернуть треугольником, верхушка которого находится внизу.
3. Между хлопчатобумажной пеленкой и подгузником положить фланелевую пеленку, свернутую так, чтобы ширина составляла 10-15 см.
4. Осторожно, поддерживая головку, взять ребенка. Положить его на пеленальный столик.
5. Надеть на ребенка тоненькую рубашечку разрезом назад, а затем фланелевую разрезом вперед.
6. Завернуть ребенка в подгузник.
7. На один конец свернутой фланелевой пеленки (шириной 10-15 см) положить головку ребенка, а другой конец перекинуть между ножками на живот. Завернуть ребенка в хлопчатобумажную, а затем во фланелевую пеленку.
8. Запеленанного ребенка положить в кровать на бок без подушки, вместо подушки положить пеленку, свернутую в 4 раза.
9. Провести дезинфекцию пеленального столика.

78. Антропометрия

ВРЕМЯ СУТОК И ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА.

Определение массы тела больного осуществляется, как правило, утром до завтрака после мочеиспускания и опорожнения кишечника в нательном белье (средний вес белья вычитают из общего веса). Ежедневное определение массы тела помогает проследить за динамикой уменьшения отеков. При тяжелых истощающих заболеваниях увеличение массы тела свидетельствует об улучшении состояния больного, а при общем ожирении уменьшение массы тела свидетельствует о правильности проводимого лечения.

Оснащение.
1. медицинские весы;
2. ростомер;
3. сантиметровая лента;
4. дезрастворы и ветошь;
5. документация.

Определение массы тела больного:

1. проверьте равновесие весов в нулевом положении груза;
2. попросите больного встать на середину площадки весов. При необходимости помогите больному встать на весы и занять устойчивое положение, потому что при стоянии с согнутыми ногами можно вызвать нарушение равновесия и вызвать падение больного;
3. откройте затвор и перемещайте грузик на нижней шкале, одно деление которой соответствует 10 кг, до тех пор, пока не будет приблизительно определена масса тела;
4. затем перемещайте грузик верхней планки, установите равновесие и определите массу тела с точностью до 100г;
5. закройте затвор и только после этого разрешите больному сойти с площадки весов;
6. в отдельных случаях определение массы тела тяжелобольному можете провести в положении сидя на табурете. Вес табурета вычитают из общего веса.

Определение роста:

1. поднимите планшет выше предполагаемого роста больного;
2. поставьте больного на площадку ростомера так, чтобы пятки, ягодицы и лопатки касались планки ростомера, а козелок уха, наружный угол глазной щели были на одном горизонтальном уровне;
3. планшет ростомера опустите на темя больного и определите рост на шкале (показатель, который находится около нижнего края планшета).

Измерение окружности грудной клетки:

1. сантиметровую ленту приложите к грудной клетке так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а впереди на уровне IV ребра (у мужчин под сосками);
2. измерение окружности грудной клетки осуществляйте во время выдоха, на высоте максимального вдоха, а также во время спокойного дыхания, т. е. во время беседы с больным.

Все результаты исследований занести в соответствующие документы.

79. Патронаж ребенка первого года жизни

Первое посещение поликлиники матерью с ребенком в 1 месяц, а затем ежемесячно. Патронаж детей разного возраста имеет разные цели, в связи с этим он называется целенаправленным или тематическим.

1. В течение I полугодия жизни необходимо проводить патронаж 2 раза в месяц.
2. В течение II полугодия – 1 раз в месяц.
3. Следует придерживаться ориентировочных тем патронажа.





















































































































Тематика патронажей

Ребенку 1 мес.

- Определение показателей нервно-психического и физического развития ребенка (провести антропометрию, оценку данных).
- Проведение специфической профилактики рахита витамином D3 (500 МЕ) ежедневно.
- Советы матери по вскармливанию ребенка (преимущества грудного вскармливания).
- Профилактика метеоризма.
- Консультация врача-ортопеда, хирурга, невролога, окулиста.
- Закаливание ребенка, массаж.

Ребенку 4 мес.

- Определение показателей нервно-психического и физического развития ребенка (провести антропометрию, оценка данных).
- Советы матери по вскармливанию ребенка (ввести первый прикорм ребенку, который находится на искусственном вскармливании).
- Проведение прививки (II V АКДС и полиомиелита).
- Профилактика травматизма у детей.
- Закаливание ребенка, массаж.
- Создание позитивного психо-эмоционального микроклимата для ребенка.

Ребенку 6 мес.

- Определение показателей нервно-психического и физического развития ребенка (провести антропометрию, оценку данных).
- Режим дня грудничка.
- Советы матери по вскармливанию ребенка (ввести прикормки ребенку при естественном вскармливании).
- Профилактика острых респираторных вирусных инфекций.

Примечание. Результаты патронажей ребенка первого года жизни занести в «Историю развития ребенка «.

80. Использование кувеза

Оснащение. Дистиллированная вода, лампа ультрафиолетового облучения, салфетки, дезинфекционный раствор, принадлежности для дезинфекции.

1. Дезинфекцию кувеза осуществлять вне детской палаты в специальном и хорошо проветриваемом помещении. Дезинфицировать кувез каждые 2 дня, перекладывая ребенка в другой кувез.
2. Вымыть руки, надеть резиновые перчатки.
3. Сменить фильтры. Опорожнить водяной бак увлажнителя кувеза.
4. Обработать внутренние поверхности кабины кувеза, полочку, матрас, а затем ручки кувеза дезинфекционным раствором дважды с интервалом в 15 мин.
5. Закрыть кувез. Через 1 час открыть кувез. Протереть дважды салфеткой, смоченнойдистиллированной водой. Расположить лампу ультрафиолетового облучения на расстоянии 0,5 м от кувеза.
6. Направить лучи света в кабину открытого кувеза. Облучение проводить в течение 60 мин.
7. Закрыть кувез. Залить дважды дистиллированную воду в увлажняющую систему (3-3,5 л). Положить марлевые фильтры на все отверстия кабины.
8. Включить кувез в электросеть. Задать параметры работы кувеза: температура 31-36°С, влажность 60-80%, концентрация кислорода 30-40%. Выдержать 5 часов.
9. Все манипуляции и уход за ребенком в кувезе проводить через боковые отверстия.

Запомните! Продолжительность пребывания недоношенного ребенка в кувезе:
- дети, имеющие массу более 1200 г, находятся в кувезе 3-14 дней,
- дети, имеющие массу меньше 1200 г – 14-30 дней.

- В течение первой недели в кувезе температура 36°С.
- С 12 до 15 дня -34°С.
- С 15 до 20 дня -33°С.
- После 20 дня – 32°С.

Влажность – 60-80%, концентрация кислорода – 30-40%.

81. Кормление недоношенного ребенка через зонд

Недоношенные дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами и при тяжелом состоянии вскармливаются через зонд. Используют 2 метода кормления ребенка через зонд: единовременный и постоянный.

Оснащение. Стерильные: зонд (желудочный катетер), шприц 20 мл, резиновые перчатки; другие: фартук, салфетки, грудное материнское молоко, подогретое до температуры 37-38°С, кипяченая вода.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:
- масса менее 1000 г – №4 носовой или №6 ротовой;
- масса 1000 – 2500 г – №6 носовой и ротовой;
- масса более 2500 г – №6 носовой или №10 ротовой.

Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

1. Провести психологическую подготовку матери, объяснить цель кормления через зонд.
2. Вымыть руки, обеззаразить, надеть фартук, стерильные резиновые перчатки.
3. Для предупреждения аспирации уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.
4. Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку. (Можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины).
5. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. При этом надо следить, чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой.
6. Для предупреждения истечения молока из катетера при дальнейшем его заполнении удалить поршень из шприца, поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх.
7. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком.
8. Для предупреждения попадания воздуха в желудок малыша надо вытеснить воздух из катетера. Для этого взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда).
9. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение. Во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх.
10. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5-8 см со стороны шприца; кольцо зажима поместить на большой палец левой руки; правой рукой взять зонд на расстоянии 7-8 см от слепого конца и смочить его в молоке.
11. Ввести зонд через рот по средней линии языка или нос по нижнему носовому ходу до установленной отметки. Чтобы исключить попадание зонда в дыхательные пути, при его введении не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т. п.
12. Подождать 1-2 минуты, чтобы убедиться в правильности его местонахождения. При попадании зонда в трахею ребенок кашляет, синеет. В этом случае зонд необходимо сразу извлечь, а ребенку дать подышать кислородом.
13. Добавить в шприц молоко.
14. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца. Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появление рвоты.
15. Для предупреждения попадания воздуха в желудок, при достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока,- вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку.
16. При одномоментном методе вскармливания после кормления осторожно вывести зонд из желудка, используя салфетку.
17. При постоянном методе вскармливания зафиксировать зонд с помощью лейкопластыря. При постоянном методе вскармливания зонд находится в желудке в течение 1-3 суток.
18. После выполнения процедуры обеззаразить зонд, фартук и резиновые перчатки.
19. О проведении кормления недоношенного ребенка через зонд сделать отметку в медицинской документации.

Запомните! Для определения суточного количества пищи недоношенным детям используют формулу Зайцевой:

2% m х n, где n – количество дней, m – масса ребенка.

С 10-14-ого дня жизни количество молока в сутки составляет 1/5 массы тела недоношенного ребенка. В среднем количество молока на одно кормление составляет:
- 1-й день жизни – 5-10 мл,
- 2-й день жизни – 10-15 мл,
- 3-й день жизни – 15-20 мл.

82. Уход за слизистыми и кожей детей до года




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: