Тема литературного произведения

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь»

Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…»)

Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.

 

Н.А. Некрасов. Слово о писателе.Поэма «Саша» – 2 часа

Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

 

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша»

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.М. Рубцов. Слово о писателе.Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние в горнице»

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

 

Внеклассное чтение. Габдулла Тукай «Пара лошадей»

Литература: мир вопросов и ответов

 

Как человек понимает мир и себя

Лирический герой

 

А.С. Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

Дж.Г. Байрон. Слово о писателе.Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Прометей»

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

 

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Нет, я не Байрон…» –Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение «Ангел»

Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

 

Как отражается таинственное в судьбе человека

Идея и проблематика литературного произведения

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь»

Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе.«Ворон»

Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

 

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы»

Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения.

 

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий»

 

Как человек относится к людям и ко всему живому

 

Нравственная проблематика литературного произведения

 

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

 

И.А. Бунин. Слово о писателе.Рассказы «Лапти», «Подснежник» Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

 

А.И. Куприн. Слово о писателе.Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор»

Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

 

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле»

Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.

А. Сент-Экзюпери. Слово о писателе.Сказка «Маленький принц»

Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.

 

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев «Муму»

 

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь.

 

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского)

Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда»

Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).

 

Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе.Баллада «Вересковый мёд» Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

 

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»)

Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»)

Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

 

С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

 

Внеклассное чтение. Мы помним…



Примерное тематическое планирование

 

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 6 классе — 105 ч.

Полугодие Название раздела Количество часов

 

 

I

Литература как искусство слова. 1 ч

Как появилась поэзия и проза. 22 ч

Истоки и вершины 9
Классические образцы поэзии и прозы 13

О чём и о ком рассказывает

литературное произведение. 9 ч

Герой литературного произведения 13
Тема литературного произведения 6
Внеклассное чтение 4
Подготовка, написание и анализ сочинения 3
Диагностическая работа. Анализ работы 2

 

 

II

Литература: мир вопросов и ответов. 38 ч

Как человек понимает мир и себя 7
Как отражается таинственное в судьбе человека 6
Нравственная проблематика литературного произведения 14
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения 11
Внеклассное чтение 3
Подготовка, написание и анализ сочинения 9
Диагностическая работа. Анализ работы 2
 

Резервные уроки. 2 ч



Примерное поурочное планирование

1

2

3

4 5

№ урока

Тема

Содержание урока

Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты изучения материалов раздела

1

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации Учащиеся знают: основные элементы содержания художественного произведения; умеют: находить и характеризовать эти элементы в ранее прочитанных произведениях; владеют:начальнымиприёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; способами взаимодействия с партнёром по общению

Как появилась поэзия и проза

Истоки и вершины

2

Поэзия и проза

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования; пропедевтические сведения о литературном жанре

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Создавать устные тексты определённого жанра с учётом речевой ситуации Учащиеся знают: особенности прозаической и поэтической речи; умеют: отличать род литературы от способа повествования; определять род литературы, к которому принадлежит произведение; характеризовать представленный в нём способ повествования; владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умением создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение

3

Особенности песни как жанра фольклора

Песня как малый жанр фольклора. Способы ритмической организации, изобразительно-выразительные средства в тексте песен

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Рассказывать

Учащиеся

знают: признаки песни как жанра фольклора;

умеют: характеризовать содержание, художественные особенности, ритм песни;

владеют: начальными приёмами анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умением создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение; начальными умениями участвовать в дискуссии и проводить её

4

Обрядовые и лирические песни

Понятие обряда. Лирическая основа народных песен.

Тематические группы песен

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать содержание и выявлять художественные особенности произведения. Участвовать в дискуссии

5

Былина как русский народный эпос

Особенности жанра. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Отличие былин он народных песен и сказок

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять произведения

Учащиеся

знают: содержание былины, место и время ее создания; главную – патриотическую - идею произведения;

умеют: характеризовать содержание, художественные особенности, главного героя былины;

владеют: приёмами выразительного чтения, анализа текста, сопоставительного анализа текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос

6

Былина «Садко». Сюжет произведения

Тематические группы былин. Основные события былины «Садко». Сюжет. Особенности композиции

Выразительно читать былину.Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать текст. Устно отвечать на вопросы

7

Былина «Садко». Образ главного героя

Духовное богатырство русского человека: справедливость, праведность, благородство, вера в чудесное

Выразительно читать былину. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев былины. Сопоставлять героев произведения. Анализировать текст

8

Былина «Садко». Патриотическая тема в русских былинах

Художественное своеобразие и язык былины. Особенность композиции

Выразительно читать былину. Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять произведения. Сопоставлять героев разных произведений. Анализировать текст

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – образец древнерусской повести

Повесть как жанр древнерусской литературы. Сюжет и герои

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Устно отвечать на вопросы

 Учащиеся

знают: содержание повести, время ее создания, жанровые особенности, национально-историческую основу произведения;

умеют: характеризовать героев, художественные особенности произведения; определять ведущую нравственную идею;

владеют: приёмами выразительного чтения и рассказывания, анализа текста, сопоставительного анализа героев; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; умениями работать с дополнительной информацией, начальными исследовательскими умениями

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравоучительный характер повести

Духовные ценности и нравственные идеалы, воплощенные в повести

Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выделять смысловые части художественного текста. Формулировать идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Самостоятельно находить источники дополнительной информации, выбирать и систематизировать информацию. Рассказывать

11

Внеклассное чтение

И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительно читать былину. Сопоставлять литературные произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы Обратим внимание на то, что уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.

Классические образцы поэзии и прозы

12

Лирическое стихотворение.

Особенности лирики как рода литературы. Принципы организации стихотворной речи

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Учащиеся

знают: особенности лирики как рода литературы; двухсложные стихотворные размеры; виды рифм; разновидности стихотворных строф; осознаЮт ведущую роль ритма в организации стихотворной речи; содержательно-художественные особенности стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

умеют: определять двусложные стихотворные размеры; характеризовать вид рифмы в тексте стихотворения; выявлять и характеризовать эпитеты в поэтическом тексте, объяснять их роль;

владеют: начальными приёмами анализа текста лирического стихотворения; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь ритмической организации, изобразительных средств и содержания стихотворения

13

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Лирическое стихотворение

Рифма, ритм, размер, строфа

Анализировать поэтический текст. Характеризовать его ритм и метр

14

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Шедевр пейзажной лирики

Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений. Пейзаж. Динамика поэтического настроения

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения.

15

Постигаем секреты художественного текста. Урок-иссле­дование.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро»

Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж

Выразительно читать стихотворение наизусть. Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворный размер

16

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус».

Слово о писателе. Поэтический мир стихотворения. Аллегория. Двусложные размеры: ямб.

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворный размер.

17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Утёс»

Поэтический мир стихотворения. Аллегория. Символ. Олицетворение. Двусложные размеры: хорей

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворный размер

18

А.С. Пушкин Роман «Дубровский». Время, изоб­ражённое в романе

 

Слово о писателе.Историческое время

Читать и постигать смысл учебно-научного текста. учебника. Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения

Учащиеся

знают: особенности эпического повествования, элементы содержания эпического текста; значение понятия «авторская позиция» и способы её выражения;

умеют: отличать произведения разных эпических жанров; объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя); сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений; давать оценку героям и событиям;

владеют: приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя, способы создания его образа (пейзаж, портрет, речь, поступки), отношение автора к герою; начальными исследовательскими умениями

19.

А.С. Пушкин Роман «Дубров-

ский»

Особенности сюжета и проблематики

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать элементы содержания произведения. Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения

20

Постигаем секреты художественного текста. Урок-иссле­дование. А.С. Пушкин

Роман «Дубров­ский». Дубровский и Троекуров

Типы русского дворянства в романе

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения

21

А.С. Пушкин

Роман «Дубровский». Личность и судьба главного героя

Владимир Дубровский. Дубровский и Маша. Тема любви. Проблема бунта в романе

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Выявлять проблемы и идею произведения

22

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

А.С. Пушкин

Роман «Дубровский».

Как создаются характеры героев

Мастерство Пушкина-прозаика. Психологизм романа

Выявлять художественные особенности произведения.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

Анализировать текст

23

А.С. Пушкин

Роман «Дуб­ровский». Авторская позиция

Отношение автора к герою

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения

Характеризовать проблемы произведения. повести.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

24

А.С. Пушкин.

Роман «Дубровский» в мире литературы

Вечные проблемы в романе

Характеризовать проблематику повести.

Формулировать идею произведения

25

Внеклассное чтение

Л.Н.Толстой. «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь»)

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.

О чём и о ком рассказывает литературное произведение

Герой литературного произведения

26

Герой литературного произведения

Понятие о герое, его связи с сюжетом и идеей произведения. Главные и второстепенные герои.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Учащиеся

знают: значение понятия «герой литературного произведения», «авторская позиция» и способы её выражения; основные средства создания характера героя;

умеют: различать главных и второстепенных героев; объяснять роль средств психологизма; сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений; давать оценку героям;

владеют: приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя, способы создания его образа (пейзаж, портрет, речь, поступки), отношение автора к герою; начальными исследовательскими умениями

27

А.С. Пушкин.

Повесть «Выстрел»

История создания повести. Особенности цикла «Повести Белкина»

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Объяснять. Рассказывать

28

А.С. Пушкин.

Повесть «Выстрел». Хронология событий

Особенности композиции

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения

29

А.С. Пушкин.

Повесть «Выстрел». Тайна Сильвио

Характер и судьба Сильвио. Рассказчик и герой. Сильвио и граф

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять героев произведения

30

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» и роман «Дубровский»

Идея повести. Гуманистические идеи Пушкина

Характеризовать проблематику повести.

Сопоставлять героев произведений.

Формулировать идею произведения

31

Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник». Сказ как особый тип повествования

Слово о писателе. Историческое время. Особенности сюжета

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения

32

Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник». Аркадий и Любовь Онисимовна

Главные герои. Тема любви

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения Выявлять художественные особенности произведения

33

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник». Способы выражения авторской позиции

Тема свободы. Тема праведничества. Смысл главы перовой. Смысл финала. Смысл эпиграфа. Смысл названия

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения

34

Л.Н. Толстой.

 Рассказ

«Кавказский пленник».

Основные события рассказа

Слово о писателе. Сюжет рассказа

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст литературного произведения. Отбирать главную информацию.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения

35

Л.Н. Толстой.

 Рассказ

«Кавказский пленник». Жилин и Костылин

Жилин и Костылин. Истинная красота и сила человека

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения

36

Л.Н. Толстой.

 Рассказ

«Кавказский пленник». Тема свободы

Образ Дины. Тема узничества

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику повести.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения

37

Сочинение

Человек чести (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»).

 

Человек чести (по повести А.С. Пушкина «Выстрел»).

 

Трагическая судьба художника (по повести Н.С. Лескова «Тупейный художник»).

 

Сильные духом свободны (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

 

(По выбору.)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно. Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

В 6 классе задача учащихся усложняется: тема сочинения не формулируется в виде вопроса. Однако сочинение не должно стать изложением текста. Учим понимать тему: формулировать проблему, которую предстоит раскрыть. Помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Учим самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя).

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя

38

Сочинение

Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного

39

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность

40

А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре».

Жалок, страшен или смешон главный герой?

Слово о писателе. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать героя произведения

Учащиеся

знают: значение понятия «герой литературного произведения», «авторская позиция» и способы её выражения; основные средства создания характера героя;

умеют: различать главных и второстепенных героев; объяснять роль средств психологизма; сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений; давать оценку героям;

владеют: приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя, способы создания его образа (пейзаж, портрет, речь, поступки), отношение автора к герою; начальными исследовательскими умениями

41

А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре». Аллегорический смысл рассказа

 

 

Особенности повествования. Роль детали. Аллегория

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения

42

Внеклассное чтение.

Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня».

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.

 

 

 

 

Тема литературного произведения

43

А.В. Кольцов. Стихотворение «Косарь»

Слово о писателе. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения

Выразительно читать стихотворение.

Определять тему произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы

Учащиеся

знают: особенности лирики как рода литературы; содержание понятий «тема произведения», «вечные темы»;

умеют: определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения; делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного;

владеют: приёмами анализа текста лирического стихотворения; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь ритмической организации, изобразительных средств и содержания стихотворения

44

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…»)

Слово о писателе. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Определять тему произведения. Выявлять идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Определять стихотворные размеры

45

Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Социально-историческое и общечеловеческое в поэме

Слово о писателе.Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать поэму.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему и идею произведения.

Сопоставлять героев произведения

46

Н.А. Некрасов.

Поэма «Саша». Художественное своеобразие поэмы

Поэтический мир произведения. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль)

Выразительно читать поэму.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения.

Определять стихотворный размер

47

С.А. Есенин. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Слово о писателе. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений  

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему стихотворений.

Выявлять художественные особенности произведений.

Определять стихотворные размеры

48

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

Н.М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

Слово о писателе.Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений  

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему стихотворений.

Выявлять художественные особенности произведений.

Определять стихотворные размеры

49

Внеклассное чтение

Габдулла Тукай «Пара лошадей»

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом. Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.
50

Диагностическая работа

Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература.

51

Диагностическая работа

В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку

Литература: мир вопросов и ответов

Как человек понимает мир и себя

52

Лирический герой.

Лирический герой – образ, воплощающий чувства, переживания, размышления поэта.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Учащиеся

знают: особенности лирики как рода литературы; содержание понятия «лирический герой»;

умеют: определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения; характеризовать лирического героя стихотворения; отличать лирического героя от автора стихотворения;

владеют: приёмами анализа текста лирического стихотворения; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь ритмической организации, изобразительных средств и содержания стихотворения

53

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер»

Слово о писателе.Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы. Определять тему произведения. Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения.

Определять стихотворные размеры

54

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы. Определять тему произведения. Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения.

Определять стихотворные размеры.

Сопоставлять произведения.

55

Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова)

Слово о писателе.Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений  

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы. Определять тему произведения. Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения.

Определять стихотворные размеры

56

Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Прометей»

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений  

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы. Определять тему произведения. Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения

57

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Нет, я не Байрон…»

Слово о писателе.Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы. Определять тему произведения. Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения

58

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Ангел»

 

Поэтический мир стихотворения. Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий)

Выразительно читать стихотворения.

Устно отвечать на вопросы. Определять тему произведения. Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения.

Определять стихотворные размеры

Как отражается таинственное в судьбе человека

59

Идея, проблематика литературного произведения

Проблематика. Идея. Диалог автора с читателем

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы

Учащиеся

знают: содержание понятий «идея», «проблематика»; основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении; осознаЮт единство проблем, раскрываемых в произведении;

умеют: определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения; делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного;

владеют: приёмами анализа текста; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения

60

Баллада

Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

61

В.А. Жуковский.

Баллада «Лесной царь»

Слово о писателе. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения  

Выразительно читать балладу. Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идеюипроблематику произведения

62

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин

«Ворон к ворону летит»

Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать балладу.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею и проблематикупроизведения.

Сопоставлять произведения

63

Э. По. «Ворон»

Слово о писателе.Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений

Выразительно читать балладу.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею и проблематикупроизведения.

Сопоставлять произведения

64

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы»

Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею и проблематикупроизведения.

Сопоставлять произведения.

Определять стихотворные размеры

65

Внеклассное чтение

Н.В.Гоголь. Повесть «Вий»

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом. Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.
66

Сочинение

 

 

Тема судьбы человека в жестоком мире (стихотворение Дж.Г. Байрона «Прометей» и баллада В.А. Жуковского «Лесной царь»)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения сопоставительного характера, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

Задача учащихся снова усложняется: тема сочинения не только не сформулирована в виде вопроса (как и в предыдущем сочинении), но и предполагает сопоставление текстов. Помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать проблему, которую предстоит раскрыть и цель сочинения. Проводим работу по систематизации материала (лучше в форме таблицы). Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя

 

67

Сочинение

Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос на основе сопоставления произведений; редактирование написанного

68

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность

Как человек относится к людям и ко всему живому

69

Нравственная проблематика литературного произведения

Добро, справедливость, сострадание, долг как высшие нравственные ценности и их отражение в литературе

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы

Учащиеся

знают: содержание понятий «идея», «проблематика»; основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении; осознаЮт единство проблем, раскрываемых в произведении;

умеют: определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения; делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного;

владеют: приёмами анализа текста; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения

70

Ф.М. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»

Слово о писателе. Жанр святочного рассказа

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать проблематику рассказа

71

Ф.М. Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»

Идея сострадания. Образы детей

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения

72

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти»

Слово о писателе. Нравственная проблематика. Самоотверженность. Образ героя  

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героя произведения.

Формулировать идею произведения и авторскую позицию

73

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. И.А. Бунин. Рассказ «Лапти»

Художественное своеобразие рассказа

Воспринимать текст литературного произведения.

Формулировать идею произведения и авторскую позицию. Выявлять художественные особенности произведения

74

И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник»

Нравственная проблематика. Человеческое равнодушие. Образы героев  

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику рассказов.

Характеризовать героев произведений.

Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

75

А.И. Куприн. Рассказ «Белый пудель»

Слово о писателе.Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику рассказа.

Формулировать идею произведения и авторскую позицию

76

А.И. Куприн. Рассказ «Белый пудель»

Образы героев. Художественное своеобразие рассказа  

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

77

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор»

Слово о писателе.Нравственная проблематика. Образы героев  

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения и авторскую позицию. Выявлять художественные особенности произведения

78

Сочинение

Как проявляется величие души человека (на примере двух произведений по выбору ученика)?

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения сопоставительного характера, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

Задача учащихся снова усложняется: тема сочинения предполагает не только сопоставление текстов (как и в предыдущем сочинении), но и самостоятельный отбор произведений для сопоставления. Проводим работу по систематизации материала (лучше в форме таблицы). Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя

 

79

Сочинение

Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос на основе сопоставления произведений; редактирование написанного

80

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность

81

В.В. Маяковский. Стихотворение «Послушайте!»

Слово о писателе. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения  

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать тему, проблему стихотворения.

Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения

Учащиеся

знают: содержание понятий «идея», «проблематика»; основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении; осознаЮт единство проблем, раскрываемых в произведении;

умеют: определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения; делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного;

владеют: приёмами анализа текста; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения

82

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения  

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать тему, проблему, идею стихотворения.

Характеризовать лирического героя.

Выявлять художественные особенности произведения

83

А.П. Платонов.

Рассказ «Цветок на земле»

Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать тему и проблематику рассказа.

Характеризовать и сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведения

84

А. Сент-Экзюпери. Повесть- сказка «Маленький принц». «Ты в ответе за свою розу»

Слово о писателе.Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать тему и проблематику сказки.

Формулировать идею произведений

85

А. Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».

Повесть? Сказка? Притча?

Герои сказки. Художественное своеобразие. Символика  

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведений

86

Внеклассное чтение

И.С.Тургенев. «Муму»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.

«Вечные темы»

87

Социальная проблематика литературного произведения

Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь  

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы

Учащиеся

знают: содержание понятий «идея», «проблематика»; основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении; осознаЮт единство проблем, раскрываемых в произведении;

умеют: определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения; делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного;

владеют: приёмами анализа текста; начальными исследовательскими умениями; умением определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения

88

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (пер. В.А.Жуковского)

Слово о писателе. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады

Выразительно читать балладу.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять тему, проблему, идею произведения. Характеризовать героев.

Сопоставлять произведения

89

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

Слово о писателе. Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворения. Трёхстопный размер (дактиль)

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему, проблематику, идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

90

Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда»

Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест)

Выразительно читать стихотворение.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему, проблематику, идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

91

Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд»

Слово о писателе.Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады

Выразительно читать балладу. Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему, проблематику, идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

92

В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»)Образ героя-рассказчика

 

Слово о писателе. Образ главного героя  

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему, проблематику, идею произведения.

Характеризовать и сопоставлять героев произведения

93.

В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»)

Каким должно быть добро?

Дружба и душевное участие Социально- нравственная проблематика

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выявлять тему, проблематику, идею произведения.

Характеризовать авторскую позицию

94.

В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»).

Значение образа куклы в литературе

Художественное своеобразие произведения

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать авторскую позицию.

Выявлять художественные особенности произведения

95.

Сочинение

 

 

«Бедные люди» в русской литературе (на примере двух произведений по выбору ученика)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения сопоставительного характера, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

Задача учащихся аналогична той, которая решалась в ходе предыдущего сочинения: тема сочинения предполагает не только сопоставление текстов, но и самостоятельный отбор произведений для сопоставления. Проводим работу по систематизации материала (лучше в форме таблицы). Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя

96.

Сочинение

Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос на основе сопоставления произведений; редактирование написанного

97.

Сочинение

Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность

98.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»).

История золотой розы

Слово о писателе. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику рассказа.

Формулировать идею произведения и авторскую позицию.

Учащиеся

знают: содержание понятий «идея», «проблематика»; основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении; осознаЮт единство проблем, раскрываемых в произведении;

умеют: определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения; делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного;

владеют: приёмами анализа текста; начальными исследователь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow