Спецификация работы
| № критерия | Диагностируемые результаты обучения | № задания |
| К1 | знать содержание изученных произведений | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
| К2 | определять тему стихотворения, поэтические способы её воплощения | 11.2 |
| К3 | характеризовать лирического героя стихотворения | 11.1 |
| К4 | владеть приёмами анализа текста лирического стихотворения | 11.1 – 11.3 |
| К5 | знать основные группы проблем, которые раскрываются в литературном произведении | 1 |
| К6 | уметь определять тему произведения, художественные способы её воплощения, проблематику, идею произведения | 10.1 |
| К7 | отличать произведения разных эпических и лирических жанров | 2 |
| К8 | определять взаимосвязь изобразительных средств и содержания произведения | 10.1 – 10.4; 11.1 – 11.3 |
| К9 | владеть приёмами анализа текста эпического произведения | 10.1 – 10.4 |
| К10 | давать оценку героям и событиям | 10.1 – 10.4 |
| К11 | объяснять роль средств психологизма (портрет, пейзаж, речевая характеристика, особенности поведения героя) | 10.3, 10.4 |
| К12 | делать доступные шестиклассникам психологические и философские обобщения на основе прочитанного | 10.1 – 10.4 |
| К13 | сопоставлять героев одного произведения и героев разных произведений | 10.1 – 10.4 |
| К14 | создавать текст-рассуждение в его функционально-смысловой разновидности объяснение | 10.1 – 10.4, 11.1—11.3 |
| № задания | Максимальный первичный балл | Коэффициент сложности | Максимальный тестовый балл |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 2 | 1 | 1 | 1 |
| 3 | 1 | 1 | 1 |
| 4 | 1 | 1 | 1 |
| 5 | 1 | 1 | 1 |
| 6 | 1 | 1 | 1 |
| 7 | 1 | 1 | 1 |
| 8 | 1 | 1 | 1 |
| 9 | 1 | 1 | 1 |
| 10.1 | 3 | 4 | 12 |
| 10.2 | 3 | 3 | 9 |
| 10.3 | 3 | 4 | 12 |
| 10.4 | 3 | 5 | 15 |
| 11.1 | 3 | 7 | 21 |
| 11.2 | 3 | 4 | 12 |
| 11.3 | 3 | 3 | 9 |
| Всего за работу: | 96 | ||
| Перевод тестовых баллов в отметки (для пятибалльной системы) | |||
| «5» | «4» | «3» | «2» |
| 90 – 96 | 78 – 90 | 63 – 78 | менее 63 |
| Критерии оценивания заданий № 14, 15, 18 | |||
| Ответ не дан, или вопрос не понят | Вопрос понят, но ответ неточен и (или) отсутствует аргументация | Дан точный ответ, но излишне лаконичный и (или) недостаточно аргументированный | Дан точный, подробный, аргументированный ответ |
| 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Предупреждение социально-педагогических рисков
Основными рисками преподавания литературы в 6 классе соответствии с требованиями ФГОС ООО, на наш взгляд являются следующие.
| Характер риска | Способы предотвращения |
| Риск непонимания родителями своей роли в организации учебной деятельности детей | Вовлечение родителей в диалог с детьми; перераспределение акцентов: не цель родительского контроля за результатом обучения («полученной оценки»), а цель наблюдения и корректировки процесса присвоения знаний и приобретения умений, анализ развития ребёнка. |
| Риск потери обучающимися мотивации к изучению предмета, к чтению художественных текстов | - Личностно-ориентированное обучение; - обязательная работа в зоне ближайшего развития учащихся; - создание на уроке ситуации «интеллектуального напряжения», открытия тайны; постоянное развитие врождённого исследовательского поведения детей; - чёткое осознание учителем функции контроля достижений ученика: контроль с целью выявления резервов развития, создания ситуации «успеха»; - организация многообразных видов деятельности, связанной с чтением, пониманием и интерпретацией художественных текстов. Методический аппарат учебника 6 класса содержит необходимый материал для перечисленных способов предупреждения педагогических рисков. |
| Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы | Постоянное саморазвитие учителя; совершенствование профессиональной компетенции, основанное прежде всего на осмыслении учителем подлинных целей и задач образовательной деятельности |
Содержание курса
Литература как искусство слова
Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.
Как появилась поэзия и проза
Истоки и вершины
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.
Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина «Садко»
Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»
Классические образцы поэзии и прозы
Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворения «Парус», «Утёс».
Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С. Пушкин. Слово о писателе.Повесть «Дубровский».
Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь»).
О чём и о ком рассказывает литературное произведение
Герой литературного произведения
Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении.
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел».
Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник».
Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»
Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре»
Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.
Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»






