Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

В 6 классе работа по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся принимает новые формы.

Напомним, что наша позиция -- признание принципиального различия между категориями «проект» и «исследование». Исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами познания истины. Результат исследования, также в соответствии с традициями академической культуры, отражается в письменных или устных текстах. Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения, не имеет жёсткой регламентации последовательности действий. Результат проектной деятельности может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных знаковых систем.

В начале 6 класса актуален методический подход, о котором шла речь в пособии дляучителя 5 класса: среди комплекса заданий выделяются те задания, выполнение которых поэтапно развивает исследовательские (или проектные) умения учащихся.

Например:

- Былина «Садко». Задание «Прими участие в конкурсе…» (с. 38) можно рассматривать как проектное       

- «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Задания 1, 3, 4 (с. 42), организуют самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Важно оценить положительно даже осознанную попытку выполнить задание.

Но в курсе 6 класса появляются и специальные уроки-исследования «Постигаем секреты художественного текста», а также уроки, посвящённые реализации конкретного проекта. Цель этих занятий – формирование исследовательского (или проектного) мышления учащихся, развитие аналитических умений школьников. Учителю необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к организации исследовательской и проектной деятельности: выявлять склонность учащихся к одному или к другому виду деятельности, допускать выбор учащимися формы выполнения исследовательского или проектного задания, поощрять результативные «попытки» выполнения заданий.

Методические комментарии к проведению исследовательских и проектных уроков представлены в таблице.

 

Лирическое стихотворение.Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Следует предусмотреть разные виды самостоятельной практической работы учащихся. Очень эффективна деятельность по организации взаимного обучения анализу поэтического текста (задание «Если кто-то из твоих товарищей…» с. 62). Обращаем внимание: определение стихотворных размеров – не главная цель практического занятия. Необходимо развивать умение видеть связь формы и содержания художественного произведения (задание «Как ты думаешь, зачем…» с. 62)
А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Постигаем секреты художественного текста. Урок-иссле­дование. Все виды деятельности на данных уроках направлены на развитие внимания к поэтическому слову. Обязательно используем карандаш для выделения ключевых слов и изобразительных приёмов в тексте. Целесообразно продолжить работу (начатую в 5 классе) над заполнением словарика, включающего слова разных частей речи, с помощью которых можно характеризовать оттенки настроения. Продолжаем вести своеобразный «дневник наблюдений»: находить и выписывать лексические средства для характеристики настроения, которые встретились учащимся в других текстах (в том числе в учебнике русского языка, в публицистических текстах, в устной речи окружающих и др.) Важно развивать умение школьников, характеризуя настроение, сразу же объяснять, какими изобразительными средствами оно передано в стихотворении. При подготовке к выразительному чтению стихотворения обязательно пользуемся памяткой. Правильно организованная на уроке работа с памяткой представляет собой по существу анализ стихотворения.
А.С. Пушкин. Роман «Дубров­ский». Постигаем секреты художественного текста. Урок-иссле­дование. Дубровский и Троекуров Урок проводится как самостоятельное исследование учащихся с опорой на задания 1,2, 3, 4. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Порядок заданий представляет собой алгоритм сопоставительного анализа.
А.С. Пушкин Роман «Дубровский». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Как создаются характеры героев Урок целесообразно провести в форме конференции. Учащиеся разделены на группы, готовят ответы на вопросы 6, 8, 10. После обсуждения ответов делаем вывод о главных приёмах психологизма в романе: пейзаж, портрет, поведение героев, речевая характеристика
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» в мире литературы Урок может быть проведён как работа над проектом. Цель, условия, порядок работы представлен в задании «Вспомни, что такое эпиграф…» на с. 133. Необходимо обеспечить для учащихся возможность пользоваться разными источниками информации. Целесообразно также продумать наиболее адекватную конкретным педагогическим условиям форму представления и защиты проектов.
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» и роман «Дубровский». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Самостоятельная практическая работа учащихся организуется на основе выполнения заданий «Сравни двух пушкинских героев…» и «Случайно ли совпадение…» на с. 154.Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Продолжаем развивать умение проводить сопоставительный анализ.
Н.С. Лесков. Повесть «Тупейный художник».Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Способы выражения авторской позиции Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся со значимыми элементами текста (эпиграфом, первой главой – авторским размышлением о художниках, названием и финалом) развивает умение объяснять, истолковывать, интерпретировать прочитанное, способствует формированию целостного восприятия художественного текста. В основе работы – выполнение заданий 1, 2 на с. 158, «Объясни, почему…» и «Попробуй объяснить парадокс…» на с. 184. Форма работы (устная/письменная; индивидуальная/парная/групповая) определяется учителем.
С.А. Есенин. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…» Выполняем задания на с.270 и 272. Целесообразно организовать групповую работу: каждая группа учащихся анализирует одно стихотворение. Можно выделит отдельную группу. Это исследователи,которые выполняют задание «Подготовь и расскажи…» на с. 272. Сообщение исследователей обобщает наблюдения, сделанные в ходе урока.
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. В основу самостоятельной исследовательской работы учащихся положены задания на с. 279. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Итоги исследований можно обсудить в ходе конференции (задание «Организуйте в классе…» на с. 279).
Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова) На с. 21 представлены задания, которые организуют самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.Форма выполнения заданий (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем.
Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Самостоятельное исследование проводится на основе выполнения заданий 2 на с. 48 и задания «Сопоставь настроение…» на с. 49. Алгоритм и форма работы представлены в заданиях.
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Самостоятельное исследование учащиеся проводят, выполняя предтекстовое задание на с. 71 и (или) задание «Проведи самостоятельное исследование…» на с. 74. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем.
А.И. Куприн. Рассказ «Белый пудель» Выполнение задания 1 на с. 117 подводит итог анализу рассказа. Целесообразно выполнить задание 2 на с.117. Задание может явиться основой проекта: создания газеты или альманаха детских работ.Ответы учащихся могут быть преобразованы в публичные выступления и произнесены на конкурсе ораторов
В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование.   Самостоятельное исследование учащиеся проводят, выполняя задание «Проведи самостоятельное исследование…» на с. 141 и (или) задание «Сопоставь стихотворения…» на с. 141. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем. Необходимо создать условия, при которых учащиеся в ходе урока могут воспользоваться любым необходимым им художественным текстом.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Самостоятельное исследование учащиеся проводят, выполняя задание 2, 3 на с. 230 (первый блок), 1, 2 на с. 231. Форма работы (устная/ письменная; индивидуальная/ парная/групповая) определяется учителем.  
Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд» Организация и проведение конкурса чтецов (задание на с. 237) – проектное задание. Необходимо распределить в классе обязанности по его подготовке, продумать правила, выработать критерии оценки чтения, оформить аудиторию, подготовить необходимую технику, пригласить жюри, позаботиться о призах и подарках, написать афиши и т.д. При разработке критериев оценивания выразительного чтения стихотворения можно воспользоваться памяткой «Как подготовиться к выразительному чтению»
В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла»). Значение образа куклы в литературе Занятие проводим в форме конференции, круглого стола, дискуссии или др. Задание («Во многих произведениях…» на с. 248) даём заранее для серьёзного самостоятельного исследования дома.Возможна индивидуальная, парная, групповая форма проведения исследования. Следует продумать оформление аудитории, в которой будет проходит занятие.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: