Глава XVII надконфессиональная синкретическая религиозная философия

В состав надконфессиональной синкретической религиозной философии входит широкий спектр мистических, оккультных, спиритуалистических и других концепций, которые развиваются вне основного русла традиционных религиозных направлений. Они осуществляют синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. Многие формы надконфессиональной синкретической религиозной философии формировались и развивались вокруг фило­софского комплекса оккультизма.

Оккультизм (лат. occultus — тайный) есть мистико-философское учение о существовании скрытой за материальными процессами и явлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тай­ны мироздания и выявления дремлющих в человеке высших сил и способностей, а также разрабатывает методы влияния на «скрытое», «тайное». Термин «оккультный» получил распространение после вы­хода в свет трактата «Оккультная философия», написанного Агриппой Неттесгеймским (1486—1535). Оккультизм пронизывает комплекс так называемых герметических наук (по имени легендарного основа­теля Гермеса Трисмегиста), в состав которых входят магия, каб­балистика, астрология, алхимия, френология и различные виды мантики.

Сами теоретики и историки оккультизма возводят происхождение эзотерического знания (греч. esoterikos — внутренний) к древнейшим эпохам человеческой истории. Они полагают, что ядро оккультной философии было создано еще жрецами Атлантиды и после ее гибели унаследовано жрецами Египта, Тибета и других, более поздних цивилизаций. Элементы философии оккультизма находят в египетской, индийской и китайской предфилософии, зороастризме, философии орфиков и пифагорейцев, в философии Платона и в Каб­бале. Указанные концепции стали основой формирования комплекса философских идей оккультизма в более поздние эпохи. Дальнейшее его развитие связано с именами Агриппы Неттесгеймского, Р. Фладта (1574 — 1637), Парацельса (1493 — 1541), Я. Бёме (1575 — 1624), Л. К. Сен-Мартена (1743 — 1803), Э. Сведенборга (1688 — 1772), а так­же многих алхимиков, астрологов, каббалистов эпохи средневековья, Возрождения и нового времени. Однако наиболее развитые и влиятель­ные течения оккультной философии были созданы в XIX — XX вв. Это прежде всего теософия и антропософия. [234]

Теософия

Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) буквально означает «божественная мудрость». Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам неоплатоников (Ñì.: Безант А. Что такое теософия? //Аум: Сборник № 1. Нью-Йорк. 1990. С. 25), однако самые ранние элементы теософии сложились в Древней Индии, а термин «теософия» имеет свой аналог на санскрите — «брахмавидья» (божественная мудрость) (Там же). Теософия рассматрива­лась ее основоположниками как основа всех религий, как новый, соответствующий данному историческому времени способ изложения религии, как учение, которое на протяжении всей истории человечества лишь меняло свои формы, но суть которого оставалась неизменной (Там же). Возникновение теософии как особой философской системы связано с деятельностью Е. П. Блаватской (1831 — 1891) и созданного ею Теософского общества. Систематизацией ее идей занялись позднее А.Безант (1847—1933), Р.Штайнер (1861—1925) и др.

Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями. Фактически теософия была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путем синтеза научного и вненаучного знания. Главный теософский труд Е. П. Блаватской — «Тайная Доктрина».

Не отрицая позитивной роли науки, теоретики теософии подчеркивают ее ограниченность. Главная разница между теософической наукой и обычной современной наукой видится в том, что последняя имеет дело лишь с обрывками целого — с физическими явлениями это­го и других миров, с тем, что может быть проведено через физический мозг человека и его чувства.

В отличие от обычной науки теософическая наука рассматривает весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи. Оккультная наука знает о существовании еще более высоких родов разреженной материи. Человек никоим образом не ограничен одним только физическим миром. Необходимо развивать «новые чувства», для того чтобы наблюдать явления более тонкой материи, формирование науки более высокого уровня должно идти путем синтеза методов обычной науки и методов теософии.

Космология

Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духов­ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяет космос как систему, «которая, исходя от единого Логоса и поддержива­емая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой» (Безант А. Древняя мудрость. СПб., 1910. С. 218). В большинстве теософских трудов человеческий космос ограничивается Солнечной системой, в которой физическое Солнце — это низшее про [235] явление Логоса. Логос понимается как «зеркало, отображающее Бо­жественный Разум; Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность... этой Вселенной... каждая Вселенная (Мир или Планета) имеет своего Логоса...» (Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Рига, 1937. Т. II. С. 37). Материя Солнечной системы есть результат первого творческого действия божественного Логоса, которое подготовляет поле эволюции. Она везде пронизана более тонкой ма­терией, другими мирами и переплетается с ними. Первоматерией кос­моса является эфир, изменение плотности которого порождает различные материальные формы; мысль рассматривается как особо тонкий вид эфира.

Эволюция космоса — результат действия трех творческих волн Божественного Логоса (или трех логосов). Первая жизненная волна, излитая в океан межзвездной материи, исходит из самого Логоса. Она образует атомы и строит их многочисленные сочетания. Вторая великая волна в своем нисходящем движении наделяет материю различными чертами или свойствами, а в восходящем движении строит формы из материи, уже обладающей свойствами. В этом процессе Логос раскрывается как творец, как «Великий Геометр Вселенной». Третья великая волна связана с истечением «семян божественности» — человеческих душ, которые Божественный Логос посылает в материю для того, чтобы одушевить и использовать тела, подготовлявшиеся для них в течение долгой эволюции, медленного восхождения от минерала к растению, от растения к животному, от животного к животному-человеку. Теософия рисует пантеистическую картину мира, в котором каждая частица материи духовно-материальна. Дух и материя составляют неразрывную пару, и одна сторона не может существовать без другой.

Солнце как проявление Логоса в человеческом космосе имеет могущественных сотрудников — разумных духов, которые становятся действующими силами в создаваемой им Вселенной. Это семь священных сущностей — планетарных логосов (логосов второго поряд­ка), саморожденных от присущей им силы в лоне Материи-Субстанции. Высшие духи были космократорами, формовщиками нашей Солнечной системы. Каждый из них — предводитель целой иерархии духов, управляющих его царством, и специализирует материю своего царства.

Седьмеричная система, изначально задаваемая семью логосами второго порядка, пронизывает весь человеческий космос от атомов, которые тоже имеют семь субпланов, — до планетарных царств и человека. На четырех нижних планах каждый планетарный логос образует семь шарообразных миров, которые, в свою очередь, образуют планетарную цепь. Перевоплощения планетарной цепи, или ее манвантары, также делятся на семь ступеней.

Антропогенез

Земной мир является одной из ступеней пла­нетарной эволюции, имеющей также седьмеричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых произошли су [236] щества земной манвантары. Человеческая эволюция представляет со­бой процесс развития сменяющих друг друга семи рас.

Первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфных существ и «получила свое дыхание жизни от солнца». Вторая обладала «более определенным составом тела», третья, лемурийская, состояла из обезьяноподобных существ гигантских размеров. В эпоху, когда третья коренная раса Земли завершала свой цикл, на Земле появля­ются представители высокоразвитого человечества с планетарной цепи Венеры, «Сыны Огня» — светлые существа, принадлежащие к одному из высших разрядов среди Сынов Разума. Они поселяются на Земле как божественные учителя юного человечества и вносят в животно­го-человека искру, из которой образуется человеческая душа. Затем в результате земного воплощения высокоразвитых космических существ «Солнечных Питрисов» появляется четвертая, атлантическая, раса.                                                 

Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным наблюдением высшего существа, «технически» называемого Ману. Человечеству предстоит завершить цикл пятой расы и пройти процесс эволюции внутри шестой и седьмой рас. В конце седьмой расы, по окончании земной манвантары, наша земная цепь передаст последующей плоды своих достижений. Это будут божественно совершенные люди, подобные Будде и Ману, которые примут руководство новой эволюцией по указанию планетного Логоса.

Учение о человеке

Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении — процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво­люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, процесс эволюции частиц его жизни — монад. Человек представляет собой разумную, самосознающую сущность, облеченную в тела, принадле­жащие ментальной, астральной и физической сферам. Божественный дух внутри человека — это луч, исходящий из Логоса, искра, спустившаяся из пламени посредством тончайшей нити, заключенная в оболочку, состоящую из тончайшей ментальной материи. Он обладает троичной природой самого Логоса. Эволюция человека представ­ляет собой проявление всех его трех божественных аспектов — бытия, блаженства и разума, развития их из скрытого состояния в активное.

Человек — высшее из всех существ, живущих в физической среде, и является в известной степени «наместником Логоса», отвечая за порядок, мир и благоденствие на Земле. Тело человека, по учению теософии, состоит из 1) физического тела, назначение которого— входить в соприкосновение с физическим миром, получать отнегоинформацию и передавать ее душе, и 2) эфирного двойника, назначение которого — служить проводником жизненных токов, исходящих от солнца, и распределять их по различным частям физического тела. [237] Во время земной жизни физическое и эфирное тела функционируют месте. Кроме того, человек обладает астральным телом, состоящим из особой, астральной материи, прозрачной и тонкой, способной ме­нять свою форму под влиянием мысли, в нем имеются чакры — центры биопсихического поля.

Еще один слой многомерного человеческого организма составляет ментальное тело, или тело мысли. Оно состоит из особой «материи мысли», неизмеримо более тонкой, энергетичной и светящейся, чем астральная материя. Материя мысли есть подлинная родина человека. В ментальном теле находится духовный центр — Эго, или Мыслитель. Он имеет овальную форму «аурического яйца». Эта материя обво­лакивает луч Божественного Я, живой луч Единого Света и Единой Жизни Вселенной, отделяет этот луч от его источников, заключает его внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образом делает его индивидуальностью. Этот центр подобен зерну, опущенному в почву человеческой жизни, чтобы напитаться ее соками и вырасти в мощное дерево — «образ и подобие зачавшего его Господа». Человек может освободиться от колеса рождений и смертей, чтобы перейти к сверхчеловеческой эволюции, где его раскрывшееся теперь сознание поднимается на недостижимые высоты до тех пор, пока он не достигнет единения с Самим Божеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: