Религиозно-философские воззрения в шиизме

В средние века шла интенсивная разработки религиозно-философской системы шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два основных течения — умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы.

При существенных догматических различиях внутри шиитского ислама его объединяло признание божественной природы верховной власти и исключительного права на нее рода «четвертого праведного халифа» Али. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминани Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной (имамат) Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Руководители исламской общины (государства) — имамы из рода Али — рассматривались как единственно законные и полномочные представителе Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вызвал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али.

Сторонники крайнего шиизма в своем большинстве проповедовали идею обожествления Али и представителей его рода. Умеренные шииты (имамиты), отвергая эту идею, ревностно защищали «божественную сущность» имамата и представление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных знаниях его носителей.

Основные положения шиитской доктрины власти, признанныесов [229] ременными последователями шиитского вероисповедания, были выработаны к началу Х в. В последующие века шел процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философского обоснования. В религиозно-философской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация вечного божественного света, а имамы - как исполнители предписаний Аллаха, высшие непререкаемые ав­торитеты в делах веры и мирской жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: