Идея связи атеизма и нравственности

На позициях скептицизма стоял известный французский философ П. Бейль. Мировозз­рение его сформировалось во многом под влиянием М, Монтеня (1533— 1592), который подверг сомнению претензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Монтень полагал, что «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им» (Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 563).

П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божественного закона: склонность к добру и злу — не от религии, но от самого человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бо­га. Христиане, участвовавшие в крестовых походах, говорит П. Бейль, «совершали самые ужасные бесчинства, о каких когда-либо было слышно... христиане Запада совершали ужаснейшие злоупотребления всевозможных видов» (Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2 т. М., 1968. Т. II. С. 218). Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности существования общества атеистов, которое может быть нравственным: такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения общественного спокойствия.

Атеизм для П. Бейля не был пустым отрицанием религии: «Можно свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой себе...» (Там же. С. 453). Со времен П. Бейля атеист стал рассматриваться как достой­ный человек.

Свободомыслие философов-деистов

Критиком религиозных суеверий и церкви был Т. Гоббс, деятельность которого про­ходила в самый разгар английской буржуазной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда, отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и безвластья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что религия может быть использована в интересах его укрепления, она внушает страх и повиновение властям. Т. Гоббс утверждал, что бестелесных субстанций не существует, значит, нет загробного мира, где по религиозным представлениям, обитают души умерших. Т. Гоббс предложил метафорическо-аллегорическое толкование Библии: Бог и Сатана — это нарицательные имена человеческих качеств. Одним из первых он уделил внимание происхождению религии, видя ее причины [274] в страхе перед бедностью или другими бедствиями, в страхе перед будущим, в прямом обмане людей власть имущими, в любознательности и удивлении, в невежестве.

Противником религиозного фанатизма и клерикального гнета был Ф. М. Вольтер. Он признавал наличие Бога как высшего Разума, высшего Механика, Мастера, Математика, с бытием которого связывал движение небесных тел, совершенство строения живых организмов. Развитие же человека и человеческого общества Вольтер связывал с естественными причинами. Его антиклерикализм оказал влияние на распространение антирелигиозных настроений не только во Франции, но и во всей Европе, а также в Америке и России. Начала религиозного фанатизма, по Вольтеру, заложены в древневосточных религиях, особенно в иудаизме, послужившем одним из источников христианства и ислама. Все эти религии стремятся утвердить авторитарную власть в обществе. Особенно «досталось» от Вольтера римско-католической церкви; его призыв «Раздавите гадину!» был подхваченмногимипротивниками и критиками экспансионистской политики католического Рима.

Английский деист Дж. Толанд (1670 — 1722) издал «Письма к Серене» — сочинение, примечательное для характеристики эволюции деизма. По существу, Дж. Толанд преодолевает деизм, связанный с идеей первотолчка. Материя для него — активное начало, обладающее внутренней энергией. Дж. Толанд полагал, что истинная религия лежит между суеверием и атеизмом, однако же суеверие гибельнее для общества, чем атеизм. Под влиянием П. Бейля Дж. Толанд возвысил образ атеиста. Атеиста удерживает от преступлений не религия, а гражданское уважение к своим обещаниям, ничто не заставит его действовать на погибель другим. Атеист «никогда не преследует ненавистью или оружием из-за различия в убеждениях, так как его заботит не то, во что веруют другие люди, а как они поступают» (Английские материалисты XVIII â. Ì., 1967. Ò. I. С. 230), пишет Дж. Толанд. Он говорит о том, что атеист не ожидает посмертного воздаяния, знает, что никто не может достичь счастья без взаимной поддержки и усилий других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: