Мыслители Возрождения о причинах и эволюции религии

В эпоху Возрождения многие философы принимают и развивают идею человеческого происхождения религии. Ванини принимал теорию обмана, причинами же обмана считал корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лукрецием: «Страх был первым создателем богов на земле». Он вводит и новый — астрологический — фактор в теорию происхождения религии: чудесные явления суть лишь результат определенного рас [270] положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю людей: «Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива­ются и погибают» (Рутенбург В.И. Великий итальянский атеист Ванини. С. 83).

В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь­янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли (1469— 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер­ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую им культуру: «Различные формы религиозных учений в течение пос­ледних 5 — 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новаярелигия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров» (Цит. по: Рутенбург В.И. Возрождение и религия //Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 22). Н Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности для установления новой, полезной для общества и государства религии: если религия ослабевает, надо менять ее формы.

Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бруно. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую, являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы египетской за сверхъестественные существа, и христианскую, окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за Дж. Бруно Дж. Ванини скажет, что «империи и религии тоже имеют свое начало и свой конец», но в отличие от Бруно признает сущность всех религий одинаковой (См.: Рутенбург В.И. Великий итальянский атеист Ванини. С. 22).

Свободомыслие в искусстве и литературе Возрождения

XIV — XVI века в Европе характеризуются взлетом художественного и литературного творчества, не в последнюю очередь связанным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер (1471 — 1528), Леонардо да Винчи (1452 — 1519) и др. — занимаются проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе­ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со свободомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), Тициана (ок. 1476/77 или 1489/90— 1576) и других наполняются общечеловеческим содер­жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне­вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств, страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится человек как природное, земное, страдающее и радующееся существо. Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение представлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способствовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че [271] ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренессансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия в Европе.

Глава XXI СВОБОДОМЫСЛИЕ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Свободомыслие в новое время в Европе и Америке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: