Гуманисты XV - XVI вв. о ценности человеческой личности

Стремление возвысить человека, показать его великие творческие возможности свойственно Ф. Петрарке (1304 — 1374). Его обостренный интерес к собственной личности постепенно преобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимается как начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой — в ней самой. Человек — это свободный, активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем пожелает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество, труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общности общность людей по культурным интересам. Поворот от традиционного теоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370 или 1374 — 1444), А. Ринуччини (1426 — 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В «Диалоге о свободе» Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность жить только по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие — не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался на признании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни (См.: Брагина Л.М. Аламанно Ринуччини и его «Диалог о свободе» //Средние века. Вып. 45. М., 1982).

Антиклерикализм представителей Возрождения

Гуманисты Возрождения подвергли католическую церковь вместе со всеми ее институтами — папской иерархией, монашеством, обрядами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовал историко-филологическое сочинение «Рассуждение о подложности Дарственной грамоты Константина». Л. Валла доказывал, что так называемый Константинов дар — грамота, якобы подписанная императором Константином в целях передачи власти в Римской империи папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: «Я дерзаю выступать против верховного первосвященника», «я предъявляю им [папам] тяжкое обвинение» (Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. Л. 1963. С. 139,141). П. Браччолини (1380 — 1459) и Л. Бруни написали сочинения с одинаковым названием «Против лицемеров», где рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи — люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесчестны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т.д.— таковы оценки Браччолини (См. там же. С. 46, 52). Дж. Бруно (1554 — 1600) выступил не только против духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества, против экономического господства католической церкви. Покушение [269] на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвиненный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.

Критика религиозного мировоззрения

В эпоху Возрождения подверглась критике прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес­кую систему. Авторитет в течение нескольких веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под­вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый план другого мыслителя древности — Платона. В XV в. в Риме была основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо традиционной религии установить философски осмысленное язычество.

Эразм Роттердамский (1469—1536), знаменитый немецкий гуманист, известный как критик католической схоластики, считал учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его (Христа) исповедует. В сочинении «Жалоба мира» Эразм утверждает: «Ни одна из религий не согласна с другими религиями», «...каждый человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то же религиозное братство не раздирается раздорами?» (Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969. С. 43, 46).

Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бессмертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям, Дж.Ванини (1585—1619), сожженный церковью, доказывал поло­жение о смертности души: люди и животные схожи в своих восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых, но если бы душа была вечной. Бог бы вернул хотя бы одну из душ, чтобы осудить и опровергнуть атеизм" (Рутенбург В.И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959. С. 75). В трактате «О бессмертии души» П. Помпонацци (1462 — 1525) выставил возражения против обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер­ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав­ственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: