Глава XXV мировоззренческое значение обществознания

Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы понимания не только природы, но также общественных явлений. Современные знания об обществе воплощаются в целом ряде специальных наук, изучающих различные социальные подсистемы, включая их историю и современное состояние. Различные виды религиозного мировоззрения также содержат систему знаний об обществе.

Отражение в религиях знаний об обществе

История человечества — это одновременно история различных форм общественного уст­ройства. Каждое исторически существовавшее устойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной религией, в которой выражалось понимание природы, происхождения и характера данного сообщества. В сменявших друг друга исторических религиях нашел свое отражение длительный процесс общественного развития: общественное разделение труда, появление власти и государств, образование классов и сословий. Дошедшие до нашего времени письменные и устные религиозные мифы разных народов (вавилонские и древнеегипетские, древнегреческие и древнееврейские, народов древ­ней Индии и Южной Америки) служат важным источником для исторического познания образа жизни и общественной организации на­родов и государств далекого прошлого. При всем разнообразии различных религий в них можно отметить и сходные принципы объяснения общественных процессов и институтов.

Уже в родоплеменных религиях складывается представление об обществе как общности людей, имеющей кровнородственные отно­шения и ведущей свое начало от единого мифического предка, в ка­честве которого выступали разнообразные тотемы, а впоследствии — и легендарные личности. С именем такого предка связывалось установление обычаев и традиций, правил и норм общения. В мире первобытного человека, населенном множеством духов, демонов, жизненные успехи или неудачи также объяснялись не столько личными качествами, сколько покровительством или кознями тех или [318] иных существ. Впоследствии, с появлением наследственных вождей а затем и образованием государств эти представления не исчезают они входят составными частями в усложняющиеся народностно-государственные религии. Правители рассматриваются как «избранники» Бога, как находящиеся под его особым покровительством или даже (например в Древнем Египте) как живые боги. Разделение людей на сословия, на бедных и богатых объяснялось взаимодействием, заслу­гами или виной предков данного сословия перед богами. Брахманы были жрецами, кшатрии — воинами, вайшьи — земледельцами, ско­товодами, торговцами. Обязанностью шудр было служить «дваждырожденным» и быть слугами. В иудаизме и в христианстве деление на сословия долгое время объяснялось ссылкой на библейский рассказ о сыновьях Ноя.

Религиозные источники содержат сведения о конкретных действиях тех или иных правителей, о действовавших законах и установлениях. Одновременно самим правовым нормам придавался сакральный харак­тер, они рассматривались как проявление воли богов. В средние века в христианской Европе, в странах распространения ислама господст­вовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретные предписания относительно общественных порядков, устройства и характера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца, семейных отношений и т. д. Иначе говоря, не только природа, но и конкретные формы власти, государства, правовые нормы выводились из Священного Писания. Наиболее последовательные религиозные мыслители идеалом общественного устройства объявляли теократиче­ское государство, где высшая власть принадлежит служителям религии, а религиозные предписания и нормы являются одновременно и нормами права.

Процесс секуляризации общества утвердил иной взгляд на общество, согласно которому общественное устройство стало рассматривать­ся как деятельность самих людей. Так, во второй половине прошлого века немецкий теолог X. Э. Лютардт писал: «Право составляет произведение истории, выражение исторически осуществившихся отношений народов... Государство есть историческим путем происшедший правовой организм народной жизни» Лютардт Х.Э. Апология христианства. Спб., 1892. С. 474, 475).

Процесс секуляризации знаний об обществе проявился, как видим, в том, что религиозные источники перестали рассматриваться как сво­его рода пособия по конкретному устройству общества. Экономические отношения, построение государственных структур, политика, правовые нормы признаны сферой проявления социальной активности самих людей, не выводятся непосредственно из божественных предписаний. Это не означает, что проблемы общества перестали занимать значительное место в религиозном мировоззрении, просто основное внимание переместилось на проблемы собственно мировоззренческие, касающиеся принципов объяснения обще [319] ственных явлений, движущих сил общественных изменений. Н. А. Бердяев в 20-х годах писал: «Власть го­сударственная имеет религиозную первооснову и религиозный исток, имея в виду не конкретные формы проявления власти, но их природу. Онтология власти исходит от Бога» (Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 72).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: