По количеству ее членов

• Первичные (малые) – все члены могут поместиться за одним столом 4-8 человек

• Вторичные – группы, количество членов которых слишком велико, чтобы отнести их к первичным. Группа имеет для человека вторичное значение, если он не знает всех ее членов, общается с ними редко, эпизодически. Пример – различные ассоциации.

По уровню структурированности и организованности.

• Формальные – есть должностное лицо, четко определены роли – политические партии;

• Неформальные – группа выпускников института, которая ежемесячно встречается в кафе.

По степени принадлежности.

Членская - просто любая группа, к которой кто-либо принадлежит или определяет себя как ее участник. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.

Референтные группы-группы, с которыми люди себя идентифицируют и нормам которой относительно ценностей, суждений и надлежащих норм поведения следуют, независимо от того принимаются ли они этой группой и являются ли ее физическими членами или нет, т.е. группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.

Желательный коллектив – это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив – группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет.

Группа может быть реальной социальной группой или воображаемой,.Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как «Запад», «Америка».

Позитивная эталонная группа – это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа – это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

Групповые нормы и сила конформизма.

Мы замечаем нормы поведения, только когда нам приходится идти против них. В каждой группе постоянное давление, направленное на соблюдение ее членами норм. Как правило, люди подчиняются групповым нормам. Понятие подчинение тождественно конформизму.

Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные – мундиры, панки – яркий, фантастический наряд, построенный, тем не менее, по определенным правилам.

Основными типами группового влияния являются:

- Информационное влияние – состоит в использовании потребителем информации, предоставляемой референтной группой;

- Нормативное влияние – состоит в побуждении потребителя следовать групповым нормам для получения прямого вознаграждения или избегания санкций;

- Идентификационное, или ценностно – экспрессивное влияние – возникает когда потребитель использует групповые нормы и ценности как руководство для своих собственных суждений и ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: