Для выполнения дипломного проекта необходимо иметь следующие материалы:
Производственные:
- генплан предприятия (М 1:500);
- поэтажные планы (М 1:100): производственных помещений, торговых помещений, территорий, для оказания услуг складов сырья, вспомогательных материалов, подготовительных отделений;
- технологические схемы производства;
- перечень и характеристика предоставляемых услуг
- ассортимент, рецептуры новых видов изделий, вырабатываемых предприятием;
- характеристику современных технологий и оборудования на основе изучения литературы.
Экономические:
- плановое количество рабочих дней предприятия в году расшифровкой нерабочих дней;
- нормы расхода, оптовые цены и размер накладных расходов на основное сырье и средства материально-технического оснащения;
- нормы расхода, оптовые цены и тарифы на тару, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию, воду;
- цены на новые виды услуг, предоставляемые на предприятии;
-транспортные расходы на сырье, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию;
- численность основных и вспомогательных рабочих с указанием их профессий, тарифных разрядов, общий годовой фонд их заработной платы;
- численность и должностные оклады руководящих работников, ИТР, служащих;
- примеры калькуляции себестоимости, вырабатываемых изделий, предоставляемых услуг;
- цены на технологическое оборудование и общая его стоимость;
- нормы амортизационных отчислений на оборудование и здание;
- нормы отчислений и величина фондов экономического стимулирования;
-технологические схемы производства и оказания услуг.
4.8. Методические рекомендации к написанию отчета по гостинице.
Во время практики студенты выполняют функции дублера менеджера. По прибытии на место прохождения практики, студент совместно с руководителем практики от предприятия (организации) составляет календарный план прохождения практики. При составлении плана следует руководствоваться настоящей программой.
4.8.1 График прохождения практики:
№ п/п | Содержание работы | Количество рабочих дней |
1 | ознакомление с деятельностью предприятия | 1 |
2 | стажировка или работа в должности менеджера по персоналу | 10 |
3 | работа на штатной должности или дублером | 12 |
4 | работа над завершением отчета | 1 |
Итого | 24 |
- ознакомление с деятельностью предприятия и составление календарного плана на весь период- 1 день;
- стажировка или работа в должности менеджера по персоналу (изучение группового поведения работников, «коммуникативного пространства» руководителя, кадрового и делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом; информационного и технического обеспечения системы управления персоналом; планирование работы с персоналом в организации; оценка результатов деятельности персонала в организации) – 10 дней;
- работа на штатной должности или дублером (изучение управляемости поведением в организации, рыночных ориентаций персонала, управления поведением клиентуры, маркетинговой поведенческой среды, организационных возможностей управления, организации выполнения заданий, контролирующего поведения руководителя, оценки конечных результатов) – 12 дней;
- работа над завершением отчета по производственной практике – 1 день.
Итого: 24 дня (4 недели).
Ознакомится с организационно-производственной структурой предприятия, изучить его устав, правила внутреннего распорядка, Положение о персонале, текущие, перспективные планы и годовые отчеты, составить подробный календарный план работы. В плане должна быть отражена производственная и общественная работа студента, сбор и обработка материалов, необходимых для написания отчета по практике. Все разделы программы, студент выполняет на протяжении всего периода практики.
Отчет должен быть предоставлен студентом на проверку руководителю практики от предприятия, подписан и заверен печатью.
Практика в качестве дублера
Работая на штатной должности или дублером менеджера одной из служб гостиницы (приёма и размещения, хозяйственной), зам. директора, студент обязан:
1. Изучить постановку организации управления на предприятии (организации);
2. Принять непосредственное участие в этой работе.
По первому разделу студент должен изучить и дать оценку уровня организации управления на предприятии по следующей схеме:
· Количество административно-управленческого персонала, выполняемые ими функции, образование, квалификация и стаж общий и по специальности в данном предприятии, маркетинг персонала;
· Нормирование и учет численности персонала, наем, отбор и прием персонала;
· Управление деловой карьерой, управление социальным развитием организации;
· Мотивация трудовой деятельности;
· Организация труда персонала;
· Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления, оценка деятельности подразделений управления персоналом;
· Организация и эффективность анализа производственно-финансовой деятельности предприятия (кто и в каком объеме осуществляет аналитическую работу), последовательность и полнота проводимых аналитических работ по различным направлениям деятельности (финансовое состояние, оценка технологий и т.д.), порядок оформления и гласность результатов анализа (кто отвечает за внедрение рекомендаций по итогам анализа);
По второму разделу студент должен принять личное участие в работе организации (предприятия) по схеме:
· Проанализировать фактическую организационную структуру и структуру управления; определить факторы, оказывающие влияние на структуру управления и разработать предложения по совершенствованию структуры управления;
· Выявить возможности создания службы маркетинга (или предложения по ее совершенствованию);
· Ознакомиться с системой управления качеством обслуживания, услуг и труда;
· Ознакомиться с порядком разработки штатного расписания, с должностными инструкциями аппарата управления, проанализировать их использование в штатной работе;
· Изучить формы оперативно-распорядительного воздействия (приказы, распоряжения, решения и др.);
· Установить, в какой степени используются маркетинговые подходы в управлении производством, кто и в каком объеме выполняет функции маркетинга;
· Изучить роль коллегиальных органов (общее собрание, правление совета директоров АО, наблюдательного совета, ревизионных комиссий, советы трудовых коллективов и т.д.) в управлении предприятием и показать опыт их работы, ознакомиться с порядком выборов, подбора и назначения руководителя предприятия и подразделений;
· Изучить организацию управленческого труда (как осуществляется текущее и перспективное планирование руководителей и специалистов, какова система и порядок проведения нарядов, собраний, совещаний);
· Провести фотографию рабочего дня менеджера в напряженный период и в обычный день;
· Изучить организацию контроля за выполнением приказов и распоряжений;
· Ознакомиться с применяемыми средствами оргтехники, с организацией рабочего места руководителей и специалистов;
· Изучить методы, стиль работы и имидж руководителя хозяйства и менеджера, одного из руководителей среднего звена (как осуществляется согласованность в деятельности руководителя и специалистов, каковы формы связи с трудовыми коллективами, как они развиваются и совершенствуются, ознакомиться с формами повышения профессионально-организаторских качеств руководителей и специалистов, как развиваются деловитость и предприимчивость у руководителей и специалистов, менеджеров;
· Изучить организацию приема руководителем работников по личным вопросам, как осуществляется работниками управления служебный этикет;
· Показать на примерах влияние стиля работы на качество труда и эффективность производства;
· Приобрести навыки проведения нарядов, собраний, совещаний, а также оперативного управления производством в трудовых коллективах предприятия, где студент работает на должности или проходит стажировку;
· Изучить использование административных и их сочетание с экономическими и социально-психологическими методами управления в условиях переходного периода к рыночной экономике; на конкретных примерах показать опыт организации антикризисного управления производством;
· Привести данные по текучести кадров, проанализировать состояние трудовой, технологической дисциплины; изучить мероприятия хозяйства по созданию дополнительных рабочих мест; ознакомиться с системой поощрений и наказаний, практикуемых в предприятии, дать оценку ее эффективности;
· Изучить организационную структуру и структуру управления, функции и права кооперативных формирований, ознакомиться с деятельностью советов и их рабочих органов, с организацией взаимоотношений предприятий, участвующих в кооперации.
4.8.2. Оформление отчета и подведение итогов практики.
Результаты преддипломной практики оформляются в виде отчета. В нем студент должен показать свои знания по менеджменту, маркетингу, организационному поведению, управлению персоналом, инновационному менеджменту и др., умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Отчет должен содержать разработанные студентом мероприятия по улучшению производственно-финансовой деятельности предприятия, повышению уровня организации управленческого труда, совершенствованию управления производством в целом.
При написании отчета рекомендуется придерживаться следующего плана:
· Введение (1-2 страницы);
· 1-й раздел – организационно-экономическая характеристика предприятия (10-12 страниц);
· 2-й раздел - постановка организации управления на предприятии (организации, учреждении) (15-20 страниц);
· 3 раздел - анализ результатов исследования, выводы (10-15 страниц);
· Заключение (1-2 страницы);
· Список литературы.
В 1-ом разделе отчета излагаются:
· Местонахождение предприятия (организации);
· Размеры предприятия, его специализация;
· Организационная структура и структура управления;
· Наличие и характеристика трудовых ресурсов, обеспеченность средствами производства;
· Себестоимость продукции, производительность труда и уровень рентабельности производства;
· Анализ проводится за последние 3 года, используя данные годовых отчетов, производственно-финансовых планов, а также данных первичного учета и отчетности;
Во 2-ом разделе рассматриваются результаты организации управления производством:
· характеристика элементов организации и процесса управления;
· организация деятельности кадровых служб;
· организация труда менеджера;
· направления рациональной организации управленческого труда;
· условия эффективности управленческих решений.
В 3-ем разделе дается оценка управленческой деятельности на предприятии, рассматриваются предложения по совершенствованию управления на основе научно-исследовательской работе студента, выполненной в период практики.
В заключительной части отчета студенту необходимо в сжатой форме сформулировать основные выводы, дать конкретные предложения по улучшению работы предприятия. Отчет должен быть хорошо отредактирован и иллюстрирован графиками, диаграммами, схемами.
К отчету студент должен приложить:
· Календарный план прохождения управленческой практики;
· Дневник управленческой практики;
· Характеристику производственной и общественной деятельности студента;
· Формы анализа работы внутрихозяйственных подразделений основных и вспомогательных производств;
· Фотохронометражные наблюдения, анкеты социологических опросов и другие материалы в соответствии с индивидуальными заданиями кафедры.
При оценке работы студента во время практики комиссией принимается во внимание:
· Характеристика руководителя практики от предприятия (организации, учреждения);
· Деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения программы, овладение основными профессиональными навыками по организации управления, маркетингу, управлению персоналом, инновационному менеджменту, анализу хозяйственной деятельности);
· Содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
· Качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.
Студенты, не выполнившие программу, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляются на практику или отчисляются из высшего учебного заведения.