Виды работ, выполняемые студентами | Навыки, которыми должен овладеть студент | Знания, которые должен студент получить и отразить в отчете |
1. Организация работы ресторана | Овладеть принципами организации взаимосвязанной работы всех структурных подразделений ресторана. Участвовать в организации рационального труда персонала. Определять мероприятия по обеспечению наличия необходимых запасов товарно-материальных ресурсов. Участвовать в мероприятиях по контролю технического состояния технологического оборудования Участвовать в своевременном ведении документации. Участвовать в мероприятиях по обеспечению экологической и противопожарной безопасности в ресторане, благоприятных и безопасных условий для гостей и персонала. | На основе теории управления производством и предоставления услуг охарактеризовать схему взаимосвязанной работы структурных подразделений ресторана. Теория организации обслуживания в ресторане. Основы менеджмента, схема управления предприятием. Изучить и охарактеризовать нормативную и технологическую документацию. Научная организация труда. Определить имиджевое направление ресторана. Основы экологии, правила пожарной безопасности на предприятии. Основы делопроизводства и документооборота. |
2. Планирование рабочего времени и потребностей ресторана | Участвовать в составлении графика работы персонала, планировании расхода времени, связанного с определенными условиями («час пик», сезон работы и т.д.) Участвовать в анализе эффективности использования рабочего времени, планировании рабочего дня. Участвовать в проведении анализа потребностей в ресурсах, потребительского спроса, анализе перспективности рынка. Участвовать в мероприятиях по оптимизации работы ресторана. | На основе теории экономики и менеджмента на предприятиях питания разработать бизнес-план предприятия, проанализировать структуру рынка и конкурентную позицию предприятия. Охарактеризовать рынок поставщиков и условия их работы. Описать особенности торговой территории. |
3. Организация и контроль качества обслуживания гостей в ресторане | Овладеть принципами организации обслуживания гостей в зависимости от вида обслуживания. Участвовать в организации и контроле взаимодействия зала ресторана с другими подразделениями (кухня, бар, винный погреб и т.д.), контроле соблюдения внутрифирменных стандартов обслуживания, максимально полного удовлетворения запросов гостей. | Охарактеризовать стиль, виды и методы обслуживания, внутрифирменные стандарты обслуживания гостей. |
4. Формирование профессиональной команды, организация внутрифирменного обучения. | Участвовать в приеме и расстановке кадров, распределении обязанностей и делегировании полномочий. Участвовать в планировании и внедрении систем мотивации и дисциплинарной ответственности персонала, повышении эффективности материального и морального стимулирования персонала. Участвовать в обучении персонала, его оценке, внедрении внутрифирменной культуры и социальной этики. Участвовать в проведении и подборе тренингов, курсов, учебных программ в соответствии с поставленными задачами. Участвовать в планировании системы профессионального обучения. | Изучить и охарактеризовать систему управления персоналом, схемы и программы мотивации персонала, методы и средства обучения и оценки персонала (тренинги, курсы, учебные программы). Основы психологии управления персоналом. |
6. Ведение работы с поставщиками | Участвовать в установлении и поддержании коммерческих связей. Проводить маркетинговые исследования, анализировать рынок поставщиков и товарно-материальных ресурсов. Определять и составлять полный и достаточный список поставщиков. Выбирать продукты питания, спиртные напитки, расходные материалы и прочие товары. Определять качество выбранного товара. Определять реальное соотношение цены и качества товара. Составлять договора с поставщиками. Определять сроки и объемы закупок товарных позиций. Вести деловые переговоры. Использовать приемы делового общения. | Ассортимент и характеристики товарно-материальных ресурсов. Основы маркетинга. Товароведение. Рынок поставщиков и условия их работы. Цены и ценообразование. Основы делопроизводства и документооборот. Тенденции и мода в области товаров и услуг. Техника деловых переговоров. Деловое общение. |
7. Разработка внутренней документации | Владеть методикой разработки нормативной и технологической документации Разрабатывать внутренние стандарты, инструкции, правила и т.д. Разрабатывать методики по обучению персонала, изучению вкусов гостей и прочее. Обрабатывать информацию в области делопроизводства. Владеть программным обеспечением. Работать с электронной почтой и интернетом. Использовать офисную оргтехнику. | Основы делопроизводства и документооборот. Основы права. Методика разработки нормативной и технологической документации. Типовые документы. Основы компьютерной грамотности. Офисная оргтехника. |
8. Внедрение изменений в работу ресторана | Принимать решения о необходимости внедрения изменений в рамках своей компетенции. Проводить анализ потребительских предпочтений и вносить предложения о внедрении изменений. Планировать процесс внедрения изменений. Подготавливать персонал к преобразованиям. Проводить дополнительное профессиональное обучение персонала при внедрении изменений. Оптимизировать расходы при введении изменений. Осуществлять анализ эффективности внедрения изменений. | Современный отечественный и зарубежный опыт в ресторанной индустрии. Потребительские предпочтения. Тенденции и мода в области товаров и услуг. Основы инновационного менеджмента. Структура рынка и конкурентная позиция. |
9. Организация проведения рекламных мероприятий. | Планировать проведение рекламных мероприятий. Владеть приемами рекламной деятельности. Организовывать и проводить специальные акции, направленные на продвижение продукта и привлечение гостей. Обучать персонал для проведения рекламных мероприятий. Обрабатывать информацию о результатах рекламных мероприятий | Основы рекламной деятельности Методы и приемы связей с общественностью Техника проведения и методы успешной презентации Особенности торговой территории Методика обучения персонала Методы изучения отзывов гостей |
10. Обеспечение прибыльности предприятия питания | Обеспечивать оптимальное штатное расписание. Обеспечивать максимальную продажу предлагаемого ассортимента. Обеспечивать оптимальную по цене, количеству, качеству и времени бесперебойную поставку товарно-материальных ресурсов. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ресурсов. Обеспечивать конфиденциальность коммерческой деятельности в рамках своей компетенции. Реагировать на изменения объемов продаж и вкусов гостей. Продвигать новые товары и услуги на рынок. Оптимизировать расходы при ведении бизнеса. Осуществлять анализ внутренней отчетности. Представлять отчетность по коммерческой деятельности предприятия. | Основы экономики на предприятиях питания. Основы финансового менеджмента. Психология продаж. Методы продвижения новых товаров и услуг на рынок. Потребительские предпочтения. Методы управленческого контроля. Бизнес-планирование на предприятиях питания. Цены и ценообразование Налогообложение. Основы бухгалтерского учета. |
11. Контроль поддержания положительно-го имиджа ресторана | Следовать внутрифирменным принципам ведения бизнеса. Следовать принципам добросовестной деловой практики. Эффективно управлять подразделениями ресторана. Повышать общекультурный и профессиональный уровень персонала ресторана. Работать с представителями общественных и иных организаций. Контролировать конфиденциальность коммерческой деятельности. Совершенствовать методы контроля, применяемые в ресторане. | Методика ведения бизнеса организации. Практика добросовестного ведения бизнеса. Методы и приемы связей с общественностью. Методы управленческого контроля. Имиджевое направление ресторана. |
12. Самоменеджмент | Определять цель и ставить задачи. Поддерживать свой общекультурный уровень. Непрерывно повышать свою компетенцию. Владеть приемами публичного выступления. Владеть ораторским мастерством Владеть методами психологического контроля ситуации. Разрешать проблемы. Планировать профессиональную карьеру. Участвовать в конгрессах, конференциях, конкурсах и т.д. Проводить семинары, мастер-классы Применять новаторство и творческий подход. | Основные законодательные документы. Практика добросовестного ведения бизнеса. Методы самооценки профессиональной деятельности. Современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности. Специализированная литература в области ресторанной индустрии. Русский язык и культура речи. Риторика. Разговорный иностранный язык (два) для сферы обслуживания. Основы теории релаксации. Деловое общение, этика и этикет. |
4.4. Методические рекомендации к написанию отчета по предприятию ресторанного сервиса.
|
|
|
|
|
|
|
|
Организационно-экономическая характеристика объекта прохождения практики.
Дать организационно-экономическую характеристику предприятия: изучить тип и класс предприятия, район деятельности, состав прикрепленной сети предприятий общественного питания, режим работы, контингент потребителей, формы обслуживания, уровень охвата горячим питанием, обеспеченность сетью предприятий общественного питания в соответствии с действующими нормативами. Необходимо представить объем товарооборота за год, в, том числе продукции собственного производства и выполнить его анализ. Представить характеристику меню.
Организация управления предприятием
При прохождении преддипломной практики студент работает в качестве дублера менеджера зала, менеджера ресторана, знакомится с работой экономической службы и коммерческого директора.
В период прохождения практики студент должен:
- изучить обязанности руководителя предприятия (директора, зам. директора), технолога, метрдотеля (администратора зала);
- изучить особенности района деятельности предприятия и обслуживаемого контингента потребителей;
- ознакомиться с правовыми и нормативными документами, регламентирующими хозяйственную и коммерческую деятельность предприятия: уставом, учредительным договором, лицензией на право деятельности, сертификатами на продукцию и услуги и т.д.
- составить организационную структуру управления предприятием и дать предложения по ее совершенствованию с учетом работы предприятия в условиях рыночной экономики;
- ознакомиться со структурой штата предприятия, с принципами подбора и расстановки кадров, с работой по повышению профессионального мастерства работников;
- изучить методы управления, применяемые на предприятии;
- принять участие в организации и проведении совещаний по вопросам снабжения, текущей работе, коммерческих сделок, повышения рентабельности предприятия и др.;
- участие и проведение работы по изучению и внедрению передового опыта работы предприятий ресторанного сервиса;
- изучить организацию информационного обеспечения управления предприятием и делопроизводства.
В отчет представить выводы и предложения по совершенствованию управления предприятием. Ознакомиться с видами контроля за работой предприятия, ведением санитарного, бракеражного и контрольного журнала, книги отзывов и предложений, содержанием мероприятий по работе с претензиями гостей (приложить копии документов).
Организация материально-технических и транспортно-экспедиционных операций на предприятии.
Студенту следует изучить систему организации снабжения предприятия:
- продовольственными товарами, сырьем, полуфабрикатами;
- средствами материально-технического оснащения;
- охарактеризовать источники поступления сырья, товаров, материально-технических средств;
- формы поставки продовольственного сырья и товаров;
- договорные связи с поставщиками, порядок заключения договоров;
- разновидности договоров (образец договора приложить к отчету).
В отчете указать особенности организации снабжения в условиях рынка.
В процессе прохождения практики изучить организацию транспортно-экспедиционных операций на предприятии:
- используемые транспортные средства;
- порядок учета работы транспортных средств;
- взаимоотношения с автотранспортными хозяйствами;
- тарифы на перевозку;
- формы доставки и методы завоза продовольственных товаров и сырья в предприятия.
В отчете студент должен дать предложения по улучшению системы организации снабжения, предприятий продовольственными товарами, сырьем, полуфабрикатами, по лучшему использованию транспорта, привести график завоза продовольственного сырья.
Изложение вышеуказанных вопросов необходимо иллюстрировать следующими таблицами.
Таблица 3 - Характеристика продовольственного снабжения предприятия
№ п/п | Наименование продовольственных товаров, сырья полуфабрикатов | Поставщики | Срок поставки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Таблица 4 - Характеристика материально-технического снабжения предприятия
№ п/п | Наименование предметов материально-технического снабжения | Поставщики | Срок поставки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Таблица 5 - Характеристика доставки продовольственного сырья и товаров
№ п/п | Наименование продукта | Метод доставки | Используемый транспорт | Предприятие, за которым закреплен транспорт | Тариф на перевозки | |
Марка | Грузоподъемность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Складское и тарное хозяйство предприятия.
Студенту необходимо изучить состояние складского хозяйства:
- приемку продуктов по количеству и качеству;
- хранение продуктов и материальных ресурсов;
- отпуск продовольственных товаров и сырья со склада;
- документальное оформление приема и отпуска товаров
(приложить заполненный документ);
- средства механизации погрузочно-разгрузочных работ на складе.
В отчетестудент должен:
- осветить характеристику складских помещений и оборудования, применяемого для хранения товаров, режим работы склада, штат работников склада, распределение обязанностей между ними;
- составить график отпуска и приемки сырья на складе;
- сделать планировку складских помещений с расстановкой оборудования;
- проанализировать направление потоков товародвижения,
- проанализировать порядок получения, хранения и отпуска предметов материально- технического назначения;
- изучить тарное и весовое хозяйство: виды тары, порядок ее приемки, вскрытия, хранения и ремонта тары, мероприятия, проводимые с целью экономии расходов по таре;
- применение и использование тары-оборудования: выяснить наличие контрольных и весоизмерительных приборов, составить технико-экономические характеристики весов, изучить порядок клеймения весов, сроки клеймения и кто его осуществляет.
В отчете студент должен предоставить выводы и предложения по улучшению организации складского и тарного хозяйства, разработать мероприятия по сохранности товаров, отчет о движении тары на предприятии (копия документа). Изложение необходимо иллюстрировать таблицами.
Таблица 7 - График работы склада
Часы | Приемка сырья | Отпуск в заготовочные цеха | Отпуск в доготовочные цеха |
1 | 2 | 3 | 4 |
Таблица 8 - Характеристика весового хозяйства
№ | Весы
| Тип
| Допустимая нагрузка | Дата | Ответственный | ||
п/п | минимальная | максимальная | Клеймения | за весовое хозяйство | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Рациональная организация труда на предприятии.
В период прохождения практики студент должен изучить:
- режим труда и отдыха работников производства;
- условия труда;
- формы организации труда;
- внедрение передовых приемов и методов организации труда.
Студент должен ознакомиться с графиком выхода на работу персонала предприятия (график приложить) и критически проанализировать его.
В отчете дать характеристику бригадной форме организации труда, указать их вид (специализированная, комплексная и т.д.), состав бригады.
Таблица 9 - Разделение труда
Функциональное | Квалификационно - пооперационное | Прочее |
1 | 2 | 3 |
Организация производственно-торговой деятельности предприятия.
Студент на преддипломной практике должен изучить:
- состав производственных помещений и их взаимосвязь;
- режим работы цехов;
- среднедневную производственную программу каждого цеха, ассортимент и количество перерабатываемого сырья в заготовочных цехах, нормы выработки полуфабрикатов, ассортимент и количество блюд в доготовочных цехах, нормы выработки различной кулинарной продукции, коэффициент
трудоемкости блюд;
- нормативно-техническую документацию, применяемую на производстве;
- организацию рабочих мест в цехах;
- обеспеченность рабочих мест оборудованием, инструментами, инвентарем, посудой тарой;
- расстановку обслуживающего персонала на рабочих местах и использование их
согласно их квалификации, провести изучение затрат рабочего времени методом фотографии рабочего дня;
- отчетность, применяемую на производстве (заборные листы, требования-накладные и др.),
- заполненные документы приложить к отчету;
- организацию труда работников обслуживания, формы организации труда, разделение труда, совмещение профессий;
- оперативное планирование производства;
- организацию контроля за качеством предоставляемых услуг (принять участие в исследовании потребительских предпочтений);
- изучить средства транспортировки сырья и готовой продукции;
Сделать критические выводы и внести конкретные предложения по улучшению организации сервисной деятельности, повышению качества обслуживания, приложить к отчету плановое меню, план-меню, наряд-заказ.
В отчете представить таблицы.
Таблица 11 - К анализу используемого оборудования
№ п/п | Марка | Производительность кг/ч | Кол-во | Габаритные размеры, мм | Среднедневное количество перерабатываемого сырья | Продолжительность работы цеха | Коэффициент использования оборудования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Таблица 12 - Карта организации труда
Назначение рабочего места: | ||
Оборудование -основное -дополнительное Инструменты, инвентарь | Тип, марка | |
Нормативно-техническая документация: (Сборник рецептур, ГОСТы, ОСТы, ТУ, ТИ, СТП) | ||
Техника безопасности. (плакаты, инструктаж, установка оборудования) | ||
Форма организации труда: (условия труда, форма оплаты) | ||
Планировка рабочего места (план-схема, специифика оборудования) | ||
| ||
Содержание трудового процесса: | ||
Операция | Прием, действие, движение | |
Организация сервисной деятельности предприятия и обслуживания потребителей.
Дать характеристику групп помещений для обслуживания потребителей: состав, интерьер, расстановка оборудования. Виды предоставляемых услуг. Взаимосвязь этих помещений с производственными и вспомогательными помещениями, режим работы, контингент потребителей услуг.
Студент должен изучить:
- методы и формы обслуживания потребителей, применяемые в предприятии;
- дополнительные услуги, предоставляемые предприятием потребителям;
- организацию диетического и лечебно-профилактического питания;
- обязанности метрдотеля, менеджера ресторана, работая в качестве его дублера;
- порядок подготовки помещений к обслуживанию;
- изучить ассортимент реализуемых товаров и кулинарных изделий за неделю и сделать анализ по ассортименту блюд, тепловой обработке, трудоемкости, повторяемости по дням недели, порядку записи блюд и покупных товаров;
- изучить правила работы официантов, организацию их труда;
- правила приемки заказов на обслуживание банкетов, праздничных вечеров, торжеств;
- отчетность официантов (приложить копии документов);
- изучить особенности работы баров, ресторанов в дневное и вечернее время;
- на предприятиях с методом самообслуживания изучить работу администратора зала.
Во время прохождения практики провести наблюдение в залах в течение рабочего дня и определить загрузку зала, количество посетителей.
В отчете представить следующие таблицы.
Таблица 13 - Состав и площади помещений
Наименование помещений | Фактическая площадь, м2 | Площадь по СНиП, м2 | Отклонения, М |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сопоставить оснащенность предприятия мебелью, посудой, приборами и инвентарем с нормами оснащения и результаты свести в таблицу.
Таблица 14 - Оснащенность мебелью
Наименование мебели
| Количество | Отклонения
| |
по нормам | фактическое | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Таблица 15 - Оснащенность предприятия посудой и приборами, инвентарем
Наименование посуды и приборов
| Количество | Отклонения
| |
по нормам | фактическое | ||
В отчете должен быть представлен анализ сервисной деятельности предприятия и конкретные предложения по совершенствованию торговой деятельности предприятия.
Организация маркетинговых исследований.
Ознакомиться с методами изучения спроса на кулинарную продукцию и услуги ресторана. Принять участие в проведении выставок-продаж, декад национальных кухонь, дегустаций, потребительских конференций, анкетного опроса потребителей. Ознакомиться с отчетностью по изучению спроса на новые блюда, формы обслуживания, услуги в общественном питании. Обобщить материал по изучению потребительского спроса, разработать предложения по улучшению изучения спроса в предприятиях общественного питания.
Изучить внутренние средства рекламы на предприятии: интерьер залов, меню, эмблемы предприятия, форменную одежду официантов, бренд предприятия.
Ознакомиться с внешними видами рекламы: вывесками и витринами предприятий, рекламными афишами, средствами печатной рекламы: листовками, буклетами и проспектами о предприятии, пригласительными открытками и билетами, поздравительными карточками, значками.
Изучить рекламу по радио и телевидению, в периодической печати (газеты, журналы).
Изучить планирование мероприятий по рекламе, использование средств на рекламу в предприятии и организации, эффективность рекламы (увеличение выпуска продукции, вида услуг, количества потребителей, внедрение прогрессивных форм обслуживания и т.д.). Привести данные по расходам на рекламу предприятия.
4.5. Индивидуальные задания.
В период практики студент по заданию руководителя может выполнять работу по научно-исследовательской тематике: провести производственные испытания по проверке результатов, полученных в лаборатории кафедры. Эта работа должна быть связана с темой дипломного проекта и представлена в виде отдельного раздела отчета.