Перестройка и ренессанс предпринимательства

Приход нового партийного руководства во главе с М.С.Горбачевым породил в 1985 году новые надежды на осуществление политической и экономической реформации[8].

Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с попыток найти новые подходы к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой с непомерным доминированием ВПК и расходами на его деятельность (с преобладанием супергигантских, гигантских и крупных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, «наукоградов» и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере, где объективно должны развиваться малые и средние предприятия.

Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления (в какой-то мере возврат к некоторым «совнархозовским» идеям времени Н.С.Хрущева). Эти меры были направлены на расширение прав местных советов народных депутатов, перехода в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь это относилось к отраслям пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации[9]. Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно должны были развиваться малые формы, гибко реагирующие на спрос населения. Именно это подтверждал успешный венгерский опыт и попытки его использовать (например, в Эстонии).

В ряде союзных республик (в основном в Прибалтике), краев (Краснодарский и др.) и областей (Московская, Тульская) начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов — малых производств на средних и крупных предприятиях и т.п.) и рациональным размером предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений [10].

Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел закон «О госпредприятии (объединении)» 1987 года. Вводимые по этому закону формы хозяйственного расчета способствовали освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания на следующем этапе прогрессивных форм арендных отношений[11].

Бытовое обслуживание стало пионерской отраслью по распространению индивидуального и семейного арендного подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермы в сельском хозяйстве. Аренда, как впоследствии и кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению известной рисковости, предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству. Движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным[12].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: